Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:09, курсовая работа
Цель исследования – определить основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей.
Задачи исследования:
1 раскрыть понятие «неполная семья», охарактеризовать ее сущность;
2 проанализировать социальные проблемы малообеспеченных неполных семей;
3 изучить особенности государственной социальной политики в отношении малообеспеченных неполных семей;
4 выделить и охарактеризовать основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей;
5 определить технологические аспекты социальной поддержки малообеспеченных неполных семей в центре социальной помощи семье и детям.
Введение……………………………………………………………………….….
Основная часть……………………………………………………………….….
1. Малообеспеченная неполная семья как объект социальной работы…………
1.1 Сущность понятия «неполная семья»…………………….…………………..
1.2 Социальные проблемы малообеспеченной неполной семьи…………….….
2. Технология организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей…………………………………………………………………….
2.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки малообеспеченных неполных семей……………………………………….……………………………
2.2 Основные направления организации социальной поддержки малообеспеченных неполных семей…………………………...………………….
2.3 Технологические аспекты социальной поддержки малообеспеченной неполной семьи в центре социальной помощи семье и детям…………………..
Заключение……………………………………………………………….....…….
Список использованных источников…………………………….……..……..
Логику законодателей и правительства в данном случае понять можно, хотя чисто по человечески это сделать достаточно сложно. Теоретически, существующая служба судебных приставов обязана хоть когда-нибудь разыскать уклоняющегося от уплаты алиментов отца и взыскать с него всю сумму накопившейся задолженности. После этого, опять же теоретически - если такой горе-родитель вновь не «удариться в бега» - справедливость будет с формальной точки зрения восстановлена: его дети смогут, наконец, получать алименты, включая и по всей сумме задолженности, уже накопившейся за время «странствий» папаши. При этом, однако, вся сумма пособий и льгот, полученных семьей алиментщика за время его розыска, окажется неправомерно полученным доходом. Очевидно, исходя из такой чисто формальной логики, государство сегодня постепенно отказывается от оказания адресной материальной поддержки этому типу неполных семей.
С
позиций гуманизма такая
В масштабе же конкретной семьи сумма государственного пособия или иного вида материальной поддержки порой может достигать космического масштаба. По крайней мере, для женщины, работающей в бюджетной организации, или, к примеру, юной мамы - бывшей школьницы, на фоне многомесячного, а порой и многолетнего ожидания взыскания алиментов со своего бывшего возлюбленного даже небольшая поддержка государства может оказаться единственной возможностью выстоять и выжить.
Таким образом, следует признать, что дети из неполных семей, где один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, на законодательном и в целом государственном уровне сегодня защищены очень и очень слабо.
5.
Признание права семей матерей-
Только в 1990 г., в самый разгар экономических преобразований, матери-одиночки, независимо от количества в них детей, государством были, наконец, признаны одной из самых уязвимых категорий семей. Согласно Постановлению ВС СССР от 10 апреля 1990 г. №1420-I, региональным, районным и городским органам исполнительной власти было предоставлено право «вводить дополнительные виды пособий и льгот, направленных на более полное удовлетворение потребностей семей с детьми, в первую очередь многодетных, неполных и молодых, семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей».
В 1991 г. законом СССР было установлено для одиноких мам, не состоящих в браке, право на государственное пособие в размере 50% минимальной заработной платы на каждого ребенка (одиноким мамам - бывшим воспитанницам детских домов - 100% минимальной заработной платы на каждого ребенка). В законе было также отмечено, что при вступлении одинокой матери в брак право на пособие за ней сохранялось.
10
декабря 1993 года вышел знаменитый
Указ Президента РФ № 2122 «О
совершенствовании системы
на детей в возрасте до 6 лет - 70% минимального размера оплаты труда;
на детей от 6 до 16 лет – 60% минимального размера оплаты труда.
При этом в статье 3 данного Указа особо оговаривалось, что для детей одиноких матерей и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, размер этого ежемесячного пособия должен быть на 50% больше.
В 1995 г. этот Указ был подкреплен соответствующим Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». в статье 17 которого подтверждалось, что размер ежемесячного пособия для этих категорий семей должен быть больше на 50%.
В 1997 г. в данный закон Указом Президента РФ [56] были внесены изменения, согласно которым размер ежемесячного пособия детей одиноких матерей, по сравнению с обычными семьями, был увеличен с 50% до 100%. Для детей, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, размер пособия по сравнению с обычными семьями остался прежним – больше на 50%.
Однако в 2004 г. Федеральным законом от 22 августа, более известным как «закон о монетизации льгот», в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» были внесены изменения, отменившие действия правовой нормы об увеличенном размере ежемесячного пособия детям из неполных семей на федеральном уровне. Более того, федеральный центр вообще отказался нести расходы по выплате детских ежемесячных пособий, переложив эту заботу на регионы.
Таким образом, с 1 января 2005 г. размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка стал целиком определяться законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации (а фактически, желаниями и экономическими возможностями субъектов). Поскольку в федеральном законодательстве норма об увеличении размера пособия на детей одиноких матерей больше не значилась, то регионы получили право сами решать, платить им такое пособие, или нет.
В федеральном законодательстве особые меры социальной поддержки неполных семей сохранились лишь в двух законах. В статье 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» значится, что матерям-одиночкам, наряду с гарантией оплаты транспорта для их эвакуации из зоны отчуждения, была предусмотрена дополнительная оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке их имущества. К сегодняшнему дню, однако, эта статья имеет скорее историческое, нежели практическое значение.
В статье 5 Закона «О занятости населения в РФ» одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, упомянуты как категория граждан, испытывающих трудности в поиске работе (наряду с инвалидами, беженцами и вынужденными переселенцами, многодетными родителями и т.д.). Согласно данной статье закона, в отношении одиноких родителей несовершеннолетних детей должны осуществляться мероприятия, содействующие их занятости. Таким образом, одинокие родители являются приоритетным объектом государственной социальной политики в сфере занятости населения. К сожалению, на сегодняшний день в федеральном законодательстве это единственная действенная норма, содержащая признаки особого внимания государства к неполным семьям как объекту социальной политики.
2.3 Технологические аспекты социальной поддержки малообеспеченных неполных семей в центре социальной помощи семье и детям.
В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала - середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.
Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200.Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.
На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.
Суть этой широкой и многоплановой деятельности – оказание помощи одинокому родителю и его ребенку (детям) на личностном уровне в решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного по закону пособия, содействия в трудоустройстве до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды кризисного состояния, при возникновении каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических проблем и т.д.
В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:
оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;
среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;
долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;
профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.
Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.).
Экстренные меры также необходимы в тех ситуациях, когда обнаруживается, что в неполной семье дети подвергаются жестокому обращению со стороны одинокого родителя, оставлены им без родительского попечения и т.п. Мерами экстренного реагирования в этих случаях должно быть немедленное удаление детей из неблагополучной семьи, предоставление им убежища через помещение их на временное пребывание в социальный приют, постановка перед органами опеки и попечительства вопроса о лишении такого одинокого родителя родительских прав, сбор необходимых для этого документов.
К сожалению, применение последнего вида экстренных мер происходит не так уже редко. Как уже отмечалось выше, неполные семьи входят в группу высокого социального риска. Женщины в этих семьях часто не справляются со своей высокой родительской нагрузкой. Многие из них постепенно просто спиваются и, в конце концов, опускаться на самое социальное дно. Поэтому значительная часть из неполных семей находится на специальном учете в органах социальной защиты как семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а их несовершеннолетние члены – дети и подростки - как находящиеся в социально опасном положении.
Среднесрочная социальная и психологическая работа, ориентированная на стабилизацию семейных отношений, на социальное развитие неполной семьи и ее членов, включает в себя нормализацию и гармонизацию отношений между членами семьи, взаимоотношений всех членов семьи с окружающими. По мере достижения конкретных результатов, эта работа может вылиться в программу более долгосрочного характера, направленную на постепенное повышение психологической устойчивости матери и ребенка, формированию у них навыков здорового образа жизни, выработке активной социальной позиции, навыков самодостаточности и т.д. Мероприятия, проводимые центрами и отделениями социальной помощи семье и детям в этих случаях, включают в себя, как правило, и «детские», и «взрослые», и совместные мероприятия, акции, групповые занятия.
Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми - учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.
Одним из значимых направлений поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны.
Следует отметить, что оказание подобной индивидуальной психологической помощи неполным семьям проводится в рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных, в числе которых дети и родители и из семей после развода, и семей одиноких родителей, никогда не состоявших в браке, и из многодетных неполных семей, и из опекунских. Число проживающих в неполной семье лиц, обращаются за психологической поддержкой из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.
Информация о работе Организация социальной поддержки неполных семей