Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 21:45, курсовая работа
Цель работы состоит в том, что бы на основе полученных в ходе исследования знаний правильно и объективно раскрыть особенности такого института гражданского права, как институт опеки и попечительства.
В ходе написания работы для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть задачи института опеки и попечительства, охарактеризовать источники правового регулирования названного института;
- проанализировать правовое закрепление и правовое регулирование отношений опекунов и попечителей с их подопечными;
- провести сравнительную характеристику института опеки и попечительства Республики Беларусь и Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 7
1.1. Понятие и задачи опеки и попечительства. Источники правового регулирования 7
1.2 Порядок установления опеки и попечительства. Полномочия органов опеки и попечительства 12
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ И ИХ ПОДОПЕЧНЫХ 17
2.1 Правовой статус опекунов и попечителей 17
2.2 Правовой режим имущества подопечных 22
2.3 Прекращение опеки и попечительства 27
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином прекращается: по требованию самого гражданина, находящегося под патронажем (независимо от мотивов этого требования); при помещении подопечного в лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; по просьбе попечителя (помощника) при наличии уважительных причин, делающих невозможным дальнейшее осуществление его обязанностей; при отстранении попечителя (помощника) от его обязанностей при ненадлежащем их выполнении, в том числе использование патронажа в корыстных целях, оставление подопечного без надзора и необходимой помощи.
Переходя к
вопросу правового
Это лишний раз доказывает тот факт, что опека действительно является очень серьезным вопросом и никак не может быть малозначительным институтом гражданского права.
Наиболее подробно и полно опека и попечительство в Республике Беларусь регулируется Кодексом о браке и семье Республики Беларусь и Гражданским кодексом (содержащими нормы права, регулирующие правоотношения в сфере опеки и попечительства, а также определяющие права и обязанности сторон), а также Положением о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми и Положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь. Также правовое регулирование определенных вопросов в области опеки и попечительства регулируются иными нормативными правовыми актами.
Следует отметить, что между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного.
Учитывая возраст наступления дееспособности в гражданском праве, опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-ти до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.
Все вышеизложенное позволяет отметить следующее. Для восполнения недостающей или отсутствующей у определенных граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.
Основные цели института опеки и попечительства – защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а в отношении несовершеннолетних - также и обеспечение их воспитания.
Опека устанавливается над малолетними (несовершеннолетними в возрасте до 14 лет), а также гражданами, признанными судом недееспособными, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными в дееспособности в судебном порядке.
Опека действительно является очень серьезным вопросом и никак не может быть малозначительным институтом гражданского права.
Патронаж - специальная форма
обеспечения интересов
Наиболее подробно и полно опека и попечительство в Республике Беларусь регулируется Кодексом о браке и семье Республики Беларусь и Гражданским кодексом (содержащими нормы права, регулирующие правоотношения в сфере опеки и попечительства, а также определяющие права и обязанности сторон), а также Положением о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми и Положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь. Также правовое регулирование определенных вопросов в области опеки и попечительства регулируются иными нормативными правовыми актами.
Опека и попечительство устанавливаются по решению органов опеки и попечительства, указанных в части 1 статьи 143 Кодекса Республики Беларусь о семье, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.[5, ч. 1 ст. 14]
Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна, попечителя, если это отвечает интересам подопечного.[5, ст. 147]
В случаях, когда ребенок не проживает совместно с родителями и они уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать в судебном порядке лишения родителей родительских прав.
При временном отсутствии родителей по уважительным причинам (командировка, болезнь и т.п.), если ребенок оставлен ими на попечение родственников или других близких лиц, установление опеки или попечительства необязательно.[5, ст. 149] При длительном (более шести месяцев) отсутствии родителей опека или попечительство над их детьми устанавливается, если это необходимо в интересах детей.[5, ст. 149]
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству суд должен привлекать к участию в деле орган опеки и попечительства. Участие представителя этого органа по делам о лишении родительских прав является обязательным в связи с осуществлением им функций по охране прав и интересов детей и необходимостью располагать полной информацией по существу иска. [5, ч. 2 ст. 80] Орган опеки и попечительства может выступать в процессе как по собственной инициативе (при подаче искового заявления), так и по инициативе суда (как государственный орган, который дает заключение по делу). В последнем случае процессуальное положение органа опеки и попечительства определяется ст. 90 ГПК.
Орган опеки и попечительства дает заключение по делу и тогда, когда он предъявил иск. Кроме того, именно на органы опеки и попечительства, которыми согласно ст. 143 КоБС являются местные исполнительные и распорядительные органы в лице управлений (отделов) образования, возложена обязанность по проведению обследования условий жизни ребенка, его родителей, опекуна, попечителя и других лиц, составление акта и основанного на нем заключения. Кроме того, заключение о необходимости лишения родительских прав должен давать орган опеки и попечительства по месту жительства ответчика.
После проведения обследования и составления акта орган опеки и попечительства дает заключение, в котором содержится оценка собранного материала и делается вывод о целесообразности лишения родительских прав ответчика.
Согласно ч. 2 ст.86 КоБС судебное разбирательство дел по спорам, связанным с воспитанием детей, назначается только после получения от органа опеки и попечительства заключения по существу рассматриваемого спора вместе с документами, отражающими выявленные обследованием фактические обстоятельства дела. Как правило, акты обследования жилищно-бытовых условий и заключения истребовались судами в порядке подготовки дела к судебному разбирательству. Однако имеют место факты, когда суды рассматривают дела без получения названных актов и основанного на них заключения.
Решением суда Октябрьского района г. Гродно несовершеннолетний ребенок передан на воспитание отцу Л. и местом жительства ребенка признано место жительства отца. Определением судебной коллегии по гражданским делам Гродненского областного суда данное решение отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Судебная коллегия указала, что суд первой инстанции не выполнил требований ст. 86 КоБС: в материалах дела отсутствует заключение органа опеки и попечительства, составленное и утвержденное в установленном порядке, а также акты обследования материально-бытовых условий жизни обоих родителей, на основании которых делается заключение. При таких обстоятельствах решение суда не является законным и обоснованным.[16]
В течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным суд обязан сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного недееспособным или ограниченно дееспособным, для установления над ним опеки или попечительства.
Для осуществления обязанностей по опеке или попечительству органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя.
На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном или попечителем ему выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, порядок выдачи которого определяется Правительством Республики Беларусь.
Органы опеки и попечительства освобождают опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей в случае возвращения детей на воспитание родителям, при усыновлении или помещении лиц, находящихся под опекой или попечительством, в соответствующие учреждения.
В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей без уважительных причин орган опеки и попечительства отстраняет опекуна или попечителя от выполнения этих обязанностей.
При использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи орган опеки и попечительства обязан отстранить опекуна и передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном законом порядке.
Контроль за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных. Органы опеки и попечительства обязаны проводить контрольные обследования условий жизни подопечных не реже двух раз в год.[5, ст. 154]
Таким образом, отметить следующее. Опека и попечительство устанавливаются по решению органов опеки и попечительства, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна, попечителя, если это отвечает интересам подопечного.
Органы опеки и попечительства играют важнейшую роль при вынесении судебного решения о назначении или прекращении опеки или попечительства. Кроме того, судебное разбирательство дел по спорам, связанным с воспитанием детей, назначается только после получения от органа опеки и попечительства заключения по существу рассматриваемого спора вместе с документами, отражающими выявленные обследованием фактические обстоятельства дела.
Для осуществления обязанностей по опеке или попечительству органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя, освобождают опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей в случае возвращения детей на воспитание родителям, при усыновлении или помещении лиц, находящихся под опекой или попечительством, в соответствующие учреждения.
В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей без уважительных причин орган опеки и попечительства отстраняет опекуна или попечителя от выполнения этих обязанностей.
Контроль за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы по первой главе.
Для восполнения недостающей или отсутствующей у определенных граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.
Основные цели института опеки и попечительства – защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а в отношении несовершеннолетних - также и обеспечение их воспитания.
Опека устанавливается над малолетними (несовершеннолетними в возрасте до 14 лет), а также гражданами, признанными судом недееспособными, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными в дееспособности в судебном порядке.
Опека действительно является очень серьезным вопросом и никак не может быть малозначительным институтом гражданского права.
Наиболее подробно и полно опека и попечительство в Республике Беларусь регулируется Кодексом о браке и семье Республики Беларусь и Гражданским кодексом (содержащими нормы права, регулирующие правоотношения в сфере опеки и попечительства, а также определяющие права и обязанности сторон), а также Положением о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми и Положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь. Также правовое регулирование определенных вопросов в области опеки и попечительства регулируются иными нормативными правовыми актами.
Опека и попечительство устанавливаются по решению органов опеки и попечительства, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна, попечителя, если это отвечает интересам подопечного.
Информация о работе Органы опеки и попечительства в гражданском праве Беларуси