Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 21:45, курсовая работа
Цель работы состоит в том, что бы на основе полученных в ходе исследования знаний правильно и объективно раскрыть особенности такого института гражданского права, как институт опеки и попечительства.
В ходе написания работы для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть задачи института опеки и попечительства, охарактеризовать источники правового регулирования названного института;
- проанализировать правовое закрепление и правовое регулирование отношений опекунов и попечителей с их подопечными;
- провести сравнительную характеристику института опеки и попечительства Республики Беларусь и Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 7
1.1. Понятие и задачи опеки и попечительства. Источники правового регулирования 7
1.2 Порядок установления опеки и попечительства. Полномочия органов опеки и попечительства 12
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ И ИХ ПОДОПЕЧНЫХ 17
2.1 Правовой статус опекунов и попечителей 17
2.2 Правовой режим имущества подопечных 22
2.3 Прекращение опеки и попечительства 27
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Опека действительно является очень серьезным вопросом и никак не может быть малозначительным институтом гражданского права.
Наиболее подробно и полно опека и попечительство в Республике Беларусь регулируется Кодексом о браке и семье Республики Беларусь и Гражданским кодексом (содержащими нормы права, регулирующие правоотношения в сфере опеки и попечительства, а также определяющие права и обязанности сторон), а также Положением о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми и Положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь. Также правовое регулирование определенных вопросов в области опеки и попечительства регулируются иными нормативными правовыми актами.
Опека и попечительство устанавливаются по решению органов опеки и попечительства, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна, попечителя, если это отвечает интересам подопечного.
Органы опеки и попечительства играют важнейшую роль при вынесении судебного решения о назначении или прекращении опеки или попечительства. Кроме того, судебное разбирательство дел по спорам, связанным с воспитанием детей, назначается только после получения от органа опеки и попечительства заключения по существу рассматриваемого спора вместе с документами, отражающими выявленные обследованием фактические обстоятельства дела.
Для осуществления обязанностей по опеке или попечительству органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя, освобождают опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей в случае возвращения детей на воспитание родителям, при усыновлении или помещении лиц, находящихся под опекой или попечительством, в соответствующие учреждения.
В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей без уважительных причин орган опеки и попечительства отстраняет опекуна или попечителя от выполнения этих обязанностей.
Контроль за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных.
Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия.
При выборе опекуна или попечителя должны быть приняты во внимание его личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним, членами его семьи и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а также, если это возможно, желание подопечного.
Попечитель над совершеннолетним дееспособным лицом, не имеющим возможности по состоянию здоровья самостоятельно защищать свои права и выполнять свои обязанности, может быть выбран только с согласия подопечного. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
К правам опекунов относится защита прав и законных интересов опекаемых, что многие исследователи института опеки и попечительства приравнивают к обязанности; к правам попечителей - выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных законодательством, а также оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей и охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства. Наряду с этим они обязаны проживать совместно со своими подопечными, заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, об их обучении и воспитании.
Ответственность у опекунов и попечителей наступает в случае уклонения без уважительных причин от соблюдения своих обязанностей по опеке и попечительству и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей.
В заключение о статусе опекунов и попечителей можно еще заметить, что преимущественно опекуны (попечители) осуществляют свои полномочия и обязанности по опеке (попечительству) безвозмездно, кроме случаев, установленных законом.
Основными нормативными правовыми актами, которые регулируют вопросы, связанные с порядком управления имуществом подопечным со стороны опекунов и попечителей, являются ГК и Положение о порядке управления имуществом подопечных.
Гражданское законодательство Республики Беларусь в статьях 35, 36 ГК закрепляет общие положения распоряжением имуществом подопечных.
Среди норм ГК об опеке и попечительстве особого внимания заслуживает пункт 2 ст. 35, который устанавливает контроль со стороны органов опеки и попечительства за действиями опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечных. В данной правовой норме четко предусмотрены пределы такого контроля: без предварительного согласия органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок, которые влекут уменьшение имущества подопечного (по отчуждению имущества, в том числе дарению и обмену, сдаче его в наем (аренду), в безвозмездное пользование или в залог, разделу имущества или выделу из него доли и т.п.), а также сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав (отказ от наследства, непринятие имущества в дар и т.п.).
Общие правила о доверительном управлении имуществом определены гражданским законодательством.[2, ст. 36]. Однако более детально правовое регулирование доверительного управления имуществом закрепляется главой 52 ГК.
Основанием возникновения доверительного управления имуществом подопечного являются решение органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства и договор с управляющим
Законодательство определяет случаи, при которых прекращается опека и попечительство. Основаниями для прекращения попечительства являются:
– решение суда об отмене ограничений дееспособности подопечного;
– достижение несовершеннолетним подопечным полной гражданской дееспособности по законным основаниям: при достижении 18 лет или при вступлении несовершеннолетнего в брак, а также в случае его эмансипации. Условия и порядок, при которых возможно вступление в брак до достижения брачного возраста (18 лет), определены в КоБС. Об эмансипации несовершеннолетних говорится в ст. 26 ГК.
В результате проведенного сравнительного анализа законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в отношении института опеки и попечительства в гражданском праве, можно отметить тот факт, что законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации в отношении правового регулирования института опеки и попечительства в области гражданского права достаточно схожи. Основные правовые нормы, которые регулируют институт опеки и попечительства, в законодательстве двух стран закреплены в гражданском кодексе. В нем также определены основные особенности правового регулирования доверительного управления имуществом подопечных.
Однако в российском законодательстве правовые нормы, которые регулируют правовое положение опеки и попечительства, более распылены, по сравнению с законодательством Республики Беларусь. Это выражается в том, что опека и попечительство в белорусском законодательстве регулируется тремя документами, а в российском законодательстве этих норм больше. Кроме того, в связи с тем фактом, что Россия является федерацией и субъекты федерации обладают своей законодательной базой, количество нормативных правовых актов, регулирующих институт опеки и попечительства, увеличивается еще больше.
Информация о работе Органы опеки и попечительства в гражданском праве Беларуси