Органы опеки и попечительства в гражданском праве Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в том, что бы на основе полученных в ходе исследования знаний правильно и объективно раскрыть особенности такого института гражданского права, как институт опеки и попечительства.
В ходе написания работы для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- дать понятие и рассмотреть задачи института опеки и попечительства, охарактеризовать источники правового регулирования названного института;
- проанализировать правовое закрепление и правовое регулирование отношений опекунов и попечителей с их подопечными;
- провести сравнительную характеристику института опеки и попечительства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 7
1.1. Понятие и задачи опеки и попечительства. Источники правового регулирования 7
1.2 Порядок установления опеки и попечительства. Полномочия органов опеки и попечительства 12
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКУНОВ И ПОПЕЧИТЕЛЕЙ И ИХ ПОДОПЕЧНЫХ 17
2.1 Правовой статус опекунов и попечителей 17
2.2 Правовой режим имущества подопечных 22
2.3 Прекращение опеки и попечительства 27
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Работа состоит из  1 файл

Органы опеки и попечительства Курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

Для прекращения  опеки в отношении совершеннолетних лиц, признанных дееспособными, необходимо специальное решение органа опеки и попечительства (принятия акта главой местной администрации).

Основаниями для  прекращения попечительства являются:

– решение суда об отмене ограничений дееспособности подопечного;

– достижение несовершеннолетним подопечным полной гражданской дееспособности по законным основаниям.

При судебной отмене ограничений дееспособности попечительство прекращается соответствующим решением органа опеки и попечительства, а  в случаях приобретения несовершеннолетним полной гражданской дееспособности – без такого решения.

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна (попечителя) или подопечного (без вынесения решения органом  опеки и попечительства). При этом подопечному может быть назначен другой опекун (попечитель) или органы опеки и попечительства могут избрать другую форму устройства недееспособного (душевнобольного), а также несовершеннолетнего подопечного (поместить его в детское государственное учреждение, передать на воспитание в приемную семью, на усыновление).

Прекращение опеки и попечительства в соответствии со ст. 39 ГК возможно также в форме освобождения опекуна (попечителя) от своих обязанностей или отстранения его по решению органа опеки и попечительства.

Для прекращения  опеки в отношении совершеннолетних лиц, признанных дееспособными, необходимо специальное решение органа опеки и попечительства (принятия акта главой местной администрации).

Основаниями для  прекращения попечительства являются:

– решение суда об отмене ограничений дееспособности подопечного;

– достижение несовершеннолетним подопечным полной гражданской дееспособности по законным основаниям: при достижении 18 лет или при вступлении несовершеннолетнего в брак, а также в случае его эмансипации. Условия и порядок, при которых возможно вступление в брак до достижения брачного возраста (18 лет), определены в КоБС. Об эмансипации несовершеннолетних говорится в ст. 26 ГК.

 

На основании  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы по второй главе.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия.

При выборе опекуна или попечителя должны быть приняты во внимание его личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним, членами его семьи и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а также, если это возможно, желание подопечного.

Попечитель над совершеннолетним дееспособным лицом, не имеющим возможности по состоянию здоровья самостоятельно защищать свои права и выполнять свои обязанности, может быть выбран только с согласия подопечного. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

К правам опекунов относится защита прав и законных интересов опекаемых, что многие исследователи института опеки  и попечительства приравнивают к  обязанности; к правам попечителей - выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных законодательством, а также оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей и охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекуны или  попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее  дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства. Наряду с этим они обязаны проживать совместно со своими подопечными, заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, об их обучении и воспитании.

Ответственность у опекунов и попечителей наступает  в случае уклонения без уважительных причин от соблюдения своих обязанностей по опеке и попечительству и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

В заключение о  статусе опекунов и попечителей  можно еще заметить, что преимущественно  опекуны (попечители) осуществляют свои полномочия и обязанности по опеке (попечительству) безвозмездно, кроме случаев, установленных законом.

Основными нормативными правовыми актами, которые регулируют вопросы, связанные с порядком управления имуществом подопечным со стороны опекунов и попечителей, являются ГК и Положение о порядке управления имуществом подопечных.

Гражданское законодательство Республики Беларусь в статьях 35, 36 ГК закрепляет общие положения распоряжением имуществом подопечных. 

Среди норм ГК об опеке и попечительстве особого внимания заслуживает пункт 2 ст. 35, который устанавливает контроль со стороны органов опеки и попечительства за действиями опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечных. В данной правовой норме четко предусмотрены пределы такого контроля: без предварительного согласия органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок, которые влекут уменьшение имущества подопечного (по отчуждению имущества, в том числе дарению и обмену, сдаче его в наем (аренду), в безвозмездное пользование или в залог, разделу имущества или выделу из него доли и т.п.), а также сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав (отказ от наследства, непринятие имущества в дар и т.п.).

Общие правила о доверительном управлении имуществом определены гражданским законодательством. Однако более детально правовое регулирование доверительного управления имуществом закрепляется главой 52 ГК.

Основанием  возникновения доверительного управления имуществом подопечного являются решение органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства и договор с управляющим

Законодательство определяет случаи, при которых прекращается опека и попечительство. Основаниями для прекращения попечительства являются:

– решение суда об отмене ограничений дееспособности подопечного;

– достижение несовершеннолетним подопечным полной гражданской дееспособности по законным основаниям: при достижении 18 лет или при вступлении несовершеннолетнего в брак, а также в случае его эмансипации. Условия и порядок, при которых возможно вступление в брак до достижения брачного возраста (18 лет), определены в КоБС. Об эмансипации несовершеннолетних говорится в ст. 26 ГК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Отношения, возникающие  в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются главным образом Гражданским  кодексом Российской Федерации и  Федеральным законом «Об опеке  и попечительстве».

Правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних составляет ряд законодательных  актов Российской Федерации, в том  числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и т. д.

Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. П. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Что касается Федерального закона «Об опеке и попечительстве», то в целом необходимо отметить, что закрепление норм об опеке и попечительстве в отдельном Федеральном законе не вполне целесообразно на фоне работы по кодификации федерального законодательства и перспективы создания Свода законов. Имеющиеся в данном Федеральном законе нормы семейного права фактически «вытащены» из предмета ведения Семейного кодекса РФ, что делает законодательство об опеке и попечительстве неоправданно расчлененным на автономные источники права и по этой причине менее обозримым.

Законодателю  с целью сохранения теоретически обоснованной правовой наукой тенденции  к сокращению количества нормативных  правовых актов в системе национального  законодательства и обеспечению  доминирования кодифицированного правового материала было необходимо, не принимая отдельного Федерального закона об опеке и попечительстве, включить соответствующие нормы права в гл. 20 Семейного кодекса РФ «Опека и попечительство над детьми» и в гл. 3 части первой Гражданского кодекса РФ «Граждане (физические лица)».

Закрепление же норм об опеке и попечительстве в  отдельном Федеральном законе привело  к необоснованному увеличению нормативного материала за счет дублирования текстов  федеральных законов в Федеральном  законе «Об опеке и попечительстве и Гражданском и Семейном кодексах. Так, в частности:

- ч. 2 ст. 11ФЗ «Об опеке и попечительстве», закрепляющая необходимость согласия лица на присвоение статуса опекуна либо попечителя, дублирует положения п. 3 ст. 35 Гражданского кодекса РФ.

- права и обязанности опекунов и попечителей закреплены в ст. 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве», в ст. 148 Семейного кодекса РФ, часть обязанностей опекуна и попечителя, кроме того, содержится в тексте ст. 36 Гражданского кодекса РФ.

- правовые основы распоряжения имуществом подопечного закреплены в ст. 19 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и в ст. 37 Гражданского кодекса РФ.

- доверительному управлению имуществом подопечного посвящены ст. 38 Гражданского кодекса РФ и ст. 23 ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Кроме дублирования нормативного материала наблюдаются  и случаи его распыления. Так, например, основания прекращения опеки  и попечительства не сведены в  одной статье закона, а распределены между ст. 29 Федерального закона «Об  опеке и попечительстве» и ст. 40 Гражданского кодекса РФ.

Выделение нормативного регулирования институтов опеки  и попечительства в отдельный  Федеральный закон имеет и  другие недостатки, одним из которых  является неполнота нового специального Федерального закона, который, закрепляя правовой статус опекуна и попечителя, ничего не говорит о комплексе прав и обязанностей опекаемых и подопечных лиц. Этому вопросу посвящена ст. 148 Семейного кодекса РФ. Наличие подобного правового пробела красноречиво свидетельствует о том, что законодателю не было необходимости принимать самостоятельный нормативный правовой акт по вопросам опеки и попечительства, если он считает достаточным закрепление правового статуса основных субъектов регламентируемых таким законом правоотношений в другом нормативном правовом акте.

Ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»  разрешает регулировать отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки  и попечительства), на уровне нормотворчества  субъектов РФ. Тем самым данная статья снимает возможные споры о компетенции между уровнями государственной власти по поводу нормативной регламентации отношений в сфере опеки и попечительства, фактически делегируя законодательным органам субъектов федерации право на принятие своих законов при наличии пробелов соответствующего федерального законодательства.

За последнее  время институт опеки и попечительства претерпел значительные изменения  благодаря принятию ФЗ «Об опеке  и попечительстве», в котором  сформулированы принципы государственного регулирования в этой области, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

На основании  всего вышеизложенного можно  сделать следующие выводы по главе III. В целом, можно отметить тот факт, что законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации в отношении правового регулирования института опеки и попечительства в области гражданского права достаточно схожи. Основные правовые нормы, которые регулируют институт опеки и попечительства, в законодательстве двух стран закреплены в гражданском кодексе. В нем также определены основные особенности правового регулирования доверительного управления имуществом подопечных.

Однако в российском законодательстве правовые нормы, которые регулируют правовое положение опеки и попечительства, более распылены, по сравнению с законодательством Республики Беларусь. Это выражается в том, что опека и попечительство в белорусском законодательстве регулируется тремя документами, а в российском законодательстве этих норм больше. Кроме того, в связи с тем фактом, что Россия является федерацией и субъекты федерации обладают своей законодательной базой, количество нормативных правовых актов, регулирующих институт опеки и попечительства, увеличивается еще больше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для восполнения  недостающей или отсутствующей  у определенных граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов  используется институт опеки и попечительства.

Основные цели института опеки и попечительства – защита прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а в отношении несовершеннолетних - также и обеспечение их воспитания.

Опека устанавливается над малолетними (несовершеннолетними в возрасте до 14 лет), а также гражданами, признанными судом недееспособными, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными в дееспособности в судебном порядке.

Информация о работе Органы опеки и попечительства в гражданском праве Беларуси