Органы власти субъектов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:25, курсовая работа

Описание

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
1.ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СИСТЕМА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………..


5
1.1. Законодательная власть субъектов Российской Федерации ………..
7
1.2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации…
22
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..


35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

органы гос власти субъектов РФ.docx

— 72.85 Кб (Скачать документ)

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом  РФ предупреждения законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации этот орган  не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную  Думу проект федерального закона о  роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Государственная Дума в течение  двух месяцев обязана рассмотреть  внесенный Президентом проект федерального закона.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  прекращаются со дня вступления в  силу федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Срок, в течение которого Президент РФ выносит предупреждение законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда18.

В случае досрочного прекращения  полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются  внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации. Выборы проводятся не позднее чем  через шесть месяцев со дня  вступления в силу решения о досрочном  прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ.

Депутаты законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации  избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории соответствующего субъекта РФ и обладающими активным и пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Условия осуществления депутатом  депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или  без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Так, согласно Уставу Хабаровского края, а также Закону Хабаровского края «О статусе депутата» депутаты осуществляют свои полномочия как на профессиональной постоянной основе, так и путем совмещения депутатской деятельности с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы19.

В течение срока своих  полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы, судьей, занимать иные государственные  должности. В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной основе, он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат не вправе использовать свой статус для  деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

Депутат обладает неприкосновенностью  в течение всего срока его  полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, назначаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности людей.

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  по представлению прокурора субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть решен вопрос о снятии неприкосновенности со всех депутатов.

Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний  по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему  известными в связи с осуществлением им своих полномочий. Он освобождается  от призыва на военную службу и  на военные сборы на весь срок его  депутатских полномочий20.

Депутаты законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  объединяются в депутатские фракции или группы с учетом их политических и профессиональных интересов. Полномочия депутатских фракций и групп, формы их участия в деятельности законодательных (представительных) органов определяются регламентами этих органов21.

 

1.2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации

 

В субъекте Российской Федерации  устанавливается система органов  исполнительной власти во главе с  высшим исполнительным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Конституции  Чувашской Республики (ст. 110) высшим исполнительным органом государственной  власти республики является Кабинет  Министров. Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) (ст. 79) таким  органом провозглашает Правительство  Республики. В соответствии с Уставом  Хабаровского края (ст. 34) высшим исполнительным органом государственной власти Хабаровского края является Правительство края,22.

Кроме того, в систему  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации входят министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться  должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное  лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Например, по Конституции  Республики Саха (Якутия) (ст. 65) высшим должностным лицом республики и  главой исполнительной власти в республике является Президент республики; по Конституции Республики Карелия (ст. 46) высшим должностным лицом республики является Глава Республики Карелия; по Конституции Республики Дагестан (ст. 92) главой государства является Председатель Государственного Совета Республики Дагестан; согласно Уставу Хабаровского края (ст. 34) высшим должностным лицом Хабаровского края является Губернатор края.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими  активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным  избирательным правом.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не может быть одновременно депутатом законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может  заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности23.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации избирается на срок не более пяти лет и не может  избираться на указанную должность  более двух сроков подряд24.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации:

а) представляет субъект  Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении  внешнеэкономических связей, при  этом вправе подписывать договоры и  соглашения от имени субъекта РФ;

б) обнародует законы, удостоверяя  их обнародование путем подписания законов или издания специальных  актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом  государственной власти субъекта РФ;

в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта РФ;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный  законодательный (представительный) орган  государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее  срока, установленного для этого  конституцией (уставом) субъекта РФ;

д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;

е) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации25.

Полномочия высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) его отставки в связи  с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной  власти субъекта Российской Федерации;

в) его отставки по собственному желанию;

г) отрешения его от должности  Президентом РФ;

д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

е) признания его судом  безвестно отсутствующим или  объявления умершим;

ж) вступления в отношении  него в законную силу обвинительного приговора суда;

з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

и) утраты им гражданства  Российской Федерации;

к) его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации в  случае, если такое положение предусмотрено  законодательством субъекта Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в случае издания  им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не устранило эти противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, а также в случае иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии  высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации принимается двумя  третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов26.

В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной  власти субъекта Российской Федерации  решение о недоверии высшему  должностному лицу (руководителю высшего  исполнительного органа государственной  власти) субъекта Российской Федерации  принимается двумя третями голосов  от установленного числа депутатов  каждой из палат по инициативе одной  трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта РФ правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии  высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации влечет за собой немедленную  отставку высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта РФ и возглавляемого им высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ.

Решение Президента РФ об отрешении  высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации от должности влечет за собой отставку возглавляемого им высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ27.

В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Во всех случаях, когда  высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации не может исполнять  свои обязанности, их временно исполняет  должностное лицо, установленное  конституцией (уставом) или законом  субъекта РФ.

Например, согласно Уставу (Основному  Закону) Саратовской области (ст. 83) при досрочном прекращении полномочий губернатора области его права  и обязанности переходят в  полном объеме к председателю правительства  области28.

В случае отрешения Президентом  Российской Федерации высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти) субъекта Российской Федерации от должности, если конституцией (уставом) или законом  субъекта Российской Федерации не установлен порядок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, Президент РФ может назначить  временно исполняющего обязанности  высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации на период до вступления в должность вновь избранного высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Органы власти субъектов России