Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:25, курсовая работа
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
1.ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СИСТЕМА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………..
5
1.1. Законодательная власть субъектов Российской Федерации ………..
7
1.2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации…
22
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………..
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….
Конституцией (уставом) Российской
Федерации для временно исполняющего
обязанности высшего
Например, согласно Уставу Хабаровского края (ст. 35.1) в случае временного исполнения обязанностей Губернатора края вице-губернатор края не вправе осуществлять полномочия по:
-формированию высшего исполнительного органа государственной власти Хабаровского края - Правительство края в соответствии с настоящим Уставом и краевым законом и принимает решение об отставке Правительства края;
- определению структуры исполнительных органов государственной власти края;
- назначению представителя в Совете Федерации от Правительства края;
- обнародованию Устава края, краевых законов, удостоверяя их обнародование путем издания специальных актов, либо отклонения их;
- не вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Думы;
-назначению внеочередных выборов в Думу в случае досрочного прекращения ее полномочий;
- не вправе созывать вновь избранную Думу на первое заседание ранее установленного для этого срока;
-не вправе незамедлительно информировать Думу в случае введения чрезвычайного положения на территории Хабаровского края;
-разработке и реализации краевой политики, направленной на комплексное социально-экономическое развитие Хабаровского края;
-представлению к государственным наградам, званиям и премиям Российской Федерации;
-назначению половины членов избирательной комиссии Хабаровского края и освобождению их от исполнения обязанностей;
-не вправе отрешить от должности главу муниципального образования или главу местной администрации по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
-назначению своего полномочного представителя в Думе;
- внесению в Думу предложений о кандидатурах на должности членов Правительства края29.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Законодательство субъектов Российской Федерации предусматривает различный порядок формирования высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с
Конституцией Республики Башкортостан
(ст. 92) Кабинет Министров Республики
формируется ее Президентом. Премьер-министр
назначается Президентом с
По представлению премьер-
Высший исполнительный орган государственной власти обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган
государственной власти субъекта Российской
Федерации разрабатывает и
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
-осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
-разрабатывают для представления высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта РФ;
-обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
-формирует другие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
-управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ;
-вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные им правовые акты в случае, если эти акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обращаться в суд;
-заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления своих полномочий;
-осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти31.
Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения. Эти акты, а также акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (постановления и распоряжения), принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обращаться к высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или в органы исполнительной власти субъекта РФ с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо об их отмене, а также вправе обжаловать эти акты в судебном порядке или обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии их Конституции РФ.
Высшее должностное лицо
(руководитель высшего исполнительного
органа государственной власти) субъекта
Российской Федерации вправе обратиться
в законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
Российской Федерации с предложениями
о внесении изменений и (или) дополнений
в постановления
Законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
Российской Федерации может принимать
участие в формировании высшего
исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации,
в утверждении или согласовании
назначения на должность отдельных
должностных лиц высшего
Законодательный (представительный)
орган государственной власти субъекта
Российской Федерации вправе выразить
недоверие руководителям
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов, департаментов, управлений и других подведомственных ему органов, которые руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление. Они несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления33.
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты должностных лиц этих органов, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.
Президент Российской Федерации вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с представлением о приведении в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае возникновения разногласий при реализации упомянутого представления Президента РФ он использует согласительные процедуры для их разрешения. В случае недостижения согласованного решения Президент РФ может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Президент РФ вправе приостановить действие акта высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, а также действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
В период действия указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия этих актов высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации и (или) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом Российской Федерации, либо вносящего в него необходимые изменения.
В случае приостановления Президентом Российской Федерации действия соответствующего акта высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.
Должностные лица органов
исполнительной власти субъекта Российской
Федерации несут
Президент Российской Федерации выносит предупреждение высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в случае:
-издания высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решениями суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
-уклонения высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.