Ответственность органов власти субъектов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 09:35, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
а) исследовать основные направления развития конституционного права в сфере конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации;
б) рассмотреть особенности конституционно-правовой ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………-3
Гл.1. Понятие конституционно-правовой ответственности………………….-5
Гл.2. Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов РФ……………………………………………………………-8
2.1.Ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………….-16
2.2. Ответственность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации………………………………………………………………….…..-23
Заключение……………………………………………………………….…....-33
Список литературы……………………………………………………………-34

Работа состоит из  1 файл

КОПИЯ.docx

— 126.99 Кб (Скачать документ)

Так отдельные авторы утверждали, что конституционная ответственность  есть сочетание трех элементов; они  определяют конституционную ответственность  как меру государственного принуждения, основанную на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя  и выражающуюся в установлении для  него определенных отрицательных последствий  в виде ограничений личного или  имущественного порядка6.

Другие видят сущность конституционной ответственности  в обязанности лица претерпевать меры государственно-принудительного  воздействия за совершенное правонарушение7.

Некоторые полагают, что  конституционная ответственность  есть особое, предусмотренное и урегулированное  нормами права отношение между  нарушителем требований права и  государством в лице определенных его  органов8.

Из этого можно заключить, что одни авторы сводят ее только к  разновидности санкций, другие под  ней подразумевают сам процесс  их применения. Третьи представляют ее в виде охранительного правоотношения, возникающего между нарушителем  и государственными органами. Но во всех случаях конституционная ответственность - это специфическая обязанность  претерпевания лишений личного или материального характера за совершенное правонарушение в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.9

В целом, на наш взгляд, под  конституционной ответственностью следует понимать вид и меру государственного принуждения, которая состоит в  обязанности лица, совершившего противоправное деяние,

10

претерпевать, предусмотренные  санкцией юридической нормы, лишения  личного, имущественного и организационного характера.

Исходя из определения, можно  выделять следующие признаки конституционной  ответственности:

Во-первых, конституционная  ответственность всегда связана  с государственным принуждением. Государственное принуждение выступает  содержанием конституционной ответственности. Рассматриваемый признак конституционной  ответственности в различных  отраслях права проявляется по-разному. Гражданское, хозяйственное, трудовое законодательство предусматривает  возможность добровольного исполнения обязанностей (возмещение причиненного вреда, заглаживание его силами или  за счет нарушителя). Так, гражданин  или предприятие, нарушившие договорные обязательства, могут в добровольном порядке уплатить установленную  законом неустойку (штраф, пеню), возместить убытки. В этом случае, если добровольного  исполнения не последует, ответственность  реализуется через суд и арбитраж. В уголовном и административном праве государственное принуждение  выступает более явно и всегда реализуется через деятельность специальных органов государства.

Во-вторых, конституционная  ответственность характеризуется  определенными лишениями, которые  виновный обязан претерпеть. Лишение  правонарушителя определенных благ является объективным свойством  ответственности. Эти лишения наступают  как естественная реакция государства  на вред, причиненный правонарушителем обществу или отдельной личности.

Особенность лишений (а значит, и ответственности) состоит в  том, что они наступают как  дополнительные неблагоприятные последствия  за совершенное правонарушение. Лицо не несло их, если бы вело себя правомерно. Лишения - это не обязанность, которую  субъект должен был ранее исполнить. Исполнение обязанности - не ответственность. Ответственность - дополнительные (помимо выполненной обязанности) неблагоприятные  последствия.

Негативные последствия  могут быть: а) личного характера (например, лишение свободы, права  занимать определенную должность, исправительные работы - в уголовном праве; обязанность  правонарушителя принести публичные  извинения за распространение ложных, позорящих сведений о другом лице - в гражданском праве; выговор - в  трудовом праве; предупреждение - в  административном) и б) имущественного (конфискация, штраф - в административном и уголовном праве; взыскание  неустойки, пени

11

- в гражданском праве;  материальная ответственность по  трудовому праву и т.д.).

Важно при этом иметь в  виду следующее. Независимо от отраслевых особенностей применение тех или  иных мер конституционной ответственности  всегда означает претерпевание правонарушителем каких-то лишений, стеснение его свободы, умаление чести, достоинства, влечет издержки имущественного характера. Значит, конституционная ответственность есть кара. Она представляет для правонарушителя новую юридическую обязанность, которой для него до правонарушения не существовало. Такой подход к пониманию конституционной ответственности (как новой специфической обязанности, возникающей в связи с совершением правонарушения) имеет принципиальное значение для законотворческой практики, и в особенности конструирования норм гражданского, хозяйственного, семейного законодательства, где преобладают имущественные санкции и где стороны состоят в определенных отношениях (т.е. имеют права и обязанности) до правонарушения. Данный подход имеет и общее методологическое значение во всех тех случаях, когда конструируемая норма (независимо от отраслевой принадлежности) предполагает санкцию, т.е. определение тех самых неблагоприятных последствий, которые с неизбежностью должны наступать для адресата этой нормы в том случае, если его поведение будет отклоняться от цели нормы, ее диспозиции.

В-третьих, конституционная  ответственность наступает только за совершенное правонарушение. Правонарушение выступает в качестве основания  конституционной ответственности. Не являются правонарушениями и соответственно не могут выступать в качестве оснований конституционной ответственности  деяния хотя внешне и сходные с  правонарушениями, но не являющиеся таковыми в силу своей общественной значимости. К таковым деяниям действующее  законодательство относит институты  необходимой обороны, крайней необходимости, а также профессиональный риск.

 Конституционная ответственность  не только возникает в случае  нарушения правовых норм, но и  осуществляется в строгом соответствии  с ними. Иными словами, применение  мер конституционной ответственности  к правонарушителю возможно лишь  при условии соблюдения определенного  процедурно-процессуального порядка,  установленного законом (гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, процессуальными  нормами, 

 

12

содержащимися в законодательстве об административных правонарушениях, и др.).

Функции конституционно-правовой ответственности.

Главная среди них —  штрафная, карательная функция. Она  выступает как реакция общества в лице государства на вред, причиненный  правонарушителем. Прежде всего это  наказание правонарушителя, которое  есть не что иное, как средство самозащиты общества от нарушения условий его  существования. Наказание — всегда причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений. Оно  реализуется путем либо изменения  юридического статуса нарушителя через  ограничение его прав и свобод, либо возложения на него дополнительных обязанностей. Однако наказание правонарушителя  не самоцель. Оно является также  средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, конституционная ответственность  осуществляет и превентивную (предупредительную) функцию.

Реализуя наказание, государство  воздействует на сознание правонарушителя. Это воздействие заключается  в «устрашении», доказательстве неизбежности наказания и тем самым в  предупреждении новых правонарушений. Причем предупредительное воздействие  оказывается не только на самого нарушителя, но и на окружающих. Это, .конечно, ни в коей мере не означает, что наказание  может осуществляться без учета  тяжести нарушения и вины нарушителя, лишь в назидание другим. Излишняя, ничем не оправданная жестокость наказания не может быть условием предупреждения нарушения впредь. Опыт показывает, что предупредительное  значение наказания определяется не жестокостью его, а неотвратимостью.

При этом наказание направлено и на воспитание нарушителя, т. е. конституционная  ответственность имеет также  воспитательную функцию. Эффективная  борьба с нарушителями, своевременное  и неотвратимое наказание виновных создают у граждан представление  о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность  в том, что их законные права и  интересы будут надежно защищены. Это в свою очередь способствует повышению политической и правовой культуры, ответственности и дисциплины граждан, активизации их политической и трудовой деятельности, а в конечном счете — укреплению законности и устойчивости правопорядка.

В значительном числе случаев  меры конституционной ответственности

13

направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы  обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения. В этом случае конституционная ответственность осуществляет право восстановительную (компенсационную) функцию. Наиболее ярко она проявляется в гражданском праве, предполагающем такие, например, санкции, как возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ). Конечно, возмещение ущерба возможно далеко не во всех случаях (нельзя воскресить убитого и т. д.). Однако там, где это достижимо, компенсационная функция конституционной ответственности — одна из важнейших.

Таким образом, конституционная  ответственность связана в основном с охранительной деятельностью  государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам факт существования  и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.

Итак, ответственность –  многофункциональное явление. Как  элемент общественных отношений  ответственность влияет на них политически, идеологически, нравственно-психологически и юридически. Как часть юридической  надстройки ответственность оказывает  на поведение людей информационное, ценностное, принудительное воздействие. То есть все зависит от того, на что  нацелена ответственность: если восстановительно-компенсационная  функция, то имеется ввиду прежде правоотношение; если функция информационная, то видимо, точкой отсчета является поведение; если же воспитательная, то это, конечно, применительно к сознанию человека, ибо нельзя воспитывать  правоотношения.

Рассмотрение ответственности  в системе гарантий конституционных  норм подчиняет все ее многочисленные функции тем направлениям, по которым  гарантируются конституционные  нормы. Гарантирование же конституционных  норм предстает как процесс стимулирования, обеспечения и охраны конституционных  норм. Значение, специфика и проявление любого вида ответственности исследуются  через призму функций гарантирования, через систему других гарантий, разновидностью которых ответственность и является.

Конечно, нацеленность на процесс  реализации конституционных норм вовсе  не исключает, а наоборот, предполагает анализ иных функциональных срезов ответственности, ее влияние на поведение, сознание и  волю индивидов, которые и реализуют  конституционные нормы.

Следовательно, конституционная  ответственность есть средство,

14

орудие формирования и  укрепления отношений и одновременно — вытеснения устаревших, чуждых обществу общественных отношений.

В юридической литературе сформировалось более или менее  единодушное понимание принципов, определяющих основания и пределы  юридической ответственности. В  числе таких принципов называются законность, неотвратимость, индивидуализация.

Принцип законности заключается  в точном и неуклонном исполнении требований закона при реализации уголовной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной ответственности. Соблюдение требований закона (как материального, так и процессуального) — необходимое  условие достижения целей юридической  ответственности. Основное требование материального закона сводится к  тому, что юридическая ответственность  должна наступать только за деяние (действие или бездействие), предусмотренное  законом, и только в порядке закона. Основным требованием процессуального  закона является обоснованность применения юридической ответственности к  правонарушителю, т.е. установление самого факта совершения им противоправного  деяния как объективной истины. К  тому же правонарушитель в нашем  обществе — не бесправный субъект. Обеспечение его прав, в том  числе права на защиту —необходимое условие юридической ответственности. Иными словами, требование законности, предъявляемое к процессуальной стороне ответственности, означает строжайшее соблюдение компетентными  органами установленного законом порядка  в форме расследования и разбирательства  дел о правонарушениях, в том  числе обеспечение комплекса  субъективных прав, предоставляемых  нарушителю действующим законодательством.

Принцип неотвратимости. В этимологическом значении неотвратимость — это свойство, означающее неминуемость, неизбежность наступления вслед за событием того или иного следствия. Неотвратимость ответственности есть выражение неразрывной связи ее с фактом правонарушения, заключающейся в том, что эти явления и в законе, и в правосознании людей взаимно предполагают друг друга.

Уместно привести здесь утвердившееся  в юридической литературе определение, согласно которому содержание принципа неотвратимости ответственности включает две одинаково важных с точки  зрения законности стороны. Во-первых, положение о том, что каждое правонарушение должно том, что ни один неминуемо влечь ответственность виновного лица.

Информация о работе Ответственность органов власти субъектов РФ