Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 09:35, курсовая работа
Целью работы является исследование конституционно-правовой ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
а) исследовать основные направления развития конституционного права в сфере конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации;
б) рассмотреть особенности конституционно-правовой ответственности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………………-3
Гл.1. Понятие конституционно-правовой ответственности………………….-5
Гл.2. Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов РФ……………………………………………………………-8
2.1.Ответственность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………….-16
2.2. Ответственность высших должностных лиц субъектов Российской Федерации………………………………………………………………….…..-23
Заключение……………………………………………………………….…....-33
Список литературы……………………………………………………………-34
Необходимо установить и сроки,
в течение которых
Принятие законодательным
Принятие решения Президентом
РФ об отрешении от должности высшего
должностного лица субъекта Федерации
также влечет за собой отставку возглавляемого
им высшего исполнительного органа
государственной власти субъекта РФ.,
которая называется «Ответственность
должностных лиц органов
Первоначальной мерой
1. Издание высшим должностным
лицом субъекта РФ
27
должны быть установлены судом,
а высшее должностное лицо субъекта
РФ в течение двух месяцев со дня
вступления в силу решения суда либо
в течение иного
2. Уклонение высшего
Следует обратить внимание на то, что в Федеральном законе не во всех случаях прямо предусмотрена необходимость установления соответствующим судом определенных оснований для отрешения высшего должностного лица субъекта Федерации от должности (в случае приостановления действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Федерации, если это лицо не обратилось в суд). В статье 29.1 Федерального закона прямо не закрепляется, в отличии от статьи 9, которая регламентирует процедуру роспуска законодательного органа субъекта Федерации, что высшее должностное лицо может быть отрешено от должности Президентом Российской Федерации, только если оно приняло нормативные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, которые повлекли за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации. Но в своем постановлении от 4 апреля 2002 г. Конституционный Суд РФ указал, что процедура отрешения высшего должностного лица субъекта Федерации Президентом Российской Федерации должна включать в себя в качестве обязательных элементов: судебное решение о признании нормативного акта высшего должностного лица субъекта Федерации не соответствующим Конституции РФ и федеральным законам, а также судебное решение, которым должны подтверждаться уклонение от исполнения первоначального судебного решения, а также должен устанавливаться в судебном порядке факт, что
28
признанный неправомерным
В течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда или со дня официального опубликования указа Президента России, если высшее должностное лицо не обратилось в суд для разрешения спора, Президент выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ.
Если в течение месяца со дня
вынесения Президентом
Решения о предупреждении высшего
должностного лица субъекта РФ и об
его отстранении принимаются
Президентом России в форме указа.
Указ об отрешении от должности высшего
должностного лица субъекта РФ является
ненормативным актом Президента
Российской Федерации, и может быть
оспорен в установленном
Президент вправе не только
отрешать от должности высшее
должностное лицо субъекта
В этом положении многое
вызывает вопросы. Прежде всего, понятие
«мотивированное представление»
29
понятно, как сочетаются
слова закона «в случае предъявления
обвинения» и п.1 статьи 49 Конституции
России, где закрепляется принцип
презумпции невиновности. Ещё до вынесения
обвинительного приговора (возможно, его
и не будет) человек уже оказывается
наказан. В законе также нет указаний
на то, каким образом будет
Считаю, что эта норма в законе лишняя. Среди оснований отставки высшего должностного лица субъекта федерации уже указано такое основание, как вступление в законную силу обвинительного приговора суда, и этого вполне достаточно. Данная же норма дает Президенту возможность воздействовать на высших должностных лиц субъектов федерации в своих целях и по своему выбору, причем рамки закона, за которые выходить нельзя, оказались довольно размытыми.
Конституционный суд РФ,
однако, в своем постановлении
от 4 апреля 2002 года указал, что временное
отстранение высшего
Одной из форм ответственности органов государственной власти субъекта Федерации является ответственность перед гражданами, проживающими на территории данного субъекта (перед избирателями). Федеральное законодательство предусматривало до 2000 года ответственность перед населением субъекта Федерации высшего
30
должностного лица субъекта РФ, устанавливая
такую санкцию, как досрочное
прекращение его полномочий в
результате отзыва избирателями субъекта.
При этом, в пункте «к» части 1
статьи 19 Федерального закона «Об общих
принципах организации
В настоящее время не во всех конституциях (уставах) субъектов Российской Федерация предусматривается применение такой санкции. Уставом Кемеровской области, например, отзыв Губернатора избирателями не предусмотрен. Но некоторые субъекты все же устанавливают данную санкцию, например, Новосибирская, Белгородская, Сахалинская, Иркутская, Тамбовская области, но при этом, как правило, конституциями (уставами) не устанавливается ни основания, ни процедура отзыва высшего должностного лица, а указывается только, что данные положения регулируются законами субъекта Федерации. Но иногда основные положения процедуры отзыва прописываются и в основном законе субъекта Российской Федерации.18
Так, основные положения, касающиеся
отзыва Главы администрации содержатся
в Уставе Волгоградской области.
В частности, статья 38 данного Устава
устанавливает следующие
Следует отметить, что большинство субъектов Федерации, которые предусмотрели в своем основном законе институт отзыва высшего должностного лица субъекта, до сих пор не приняли законов, регулирующих процедуру отзыва, что делает практически невозможным реализацию такой
31
санкции конституционно-правовой ответственности, как отзыв высшего должностного лица субъекта РФ.
Конституционные принципы, в соответствии с которыми должны устанавливаться правовые механизмы отзыва высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) и выборных должностных лиц местного самоуправления, были сформулированы в Постановлениях Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года N 10-П и от 2 апреля 2002 года N 7-П. Как подчеркнул Конституционный Суд, отзыв не должен использоваться для дестабилизации выборных институтов власти, облегченная процедура отзыва недопустима.
Отзыв высшего должностного
лица субъекта РФ может состояться
лишь при условии, что за это проголосует
более половины от общего (списочного)
числа избирателей. Голосование
об отзыве высшего должностного лица
субъекта РФ может быть назначено
только в том случае, если собраны
подписи «весьма значительного
числа избирателей по отношению
к голосовавшим на выборах соответствующего
должностного лица» (Конституционный
Суд не конкретизирует это требование).
Таким образом, механизм отзыва высшего
должностного лица субъекта РФ должен
быть качественно сложнее механизма
его выборов, что должно препятствовать
недобросовестному его
На данный момент эти требования Конституционного Суда РФ в законодательстве большинства субъектов Российской Федерации, которые устанавливают институт отзыва, учтены не в полном объеме.
Необходимо отметить, что при
принятии конституций (уставов) первоначально
большинство субъектов
Как и в отношении законодательного
органа власти субъекта РФ, в отношении
высшего должностного лица субъекта
Федерации установление в законодательстве
субъектов Федерации
Информация о работе Ответственность органов власти субъектов РФ