Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа
Гражданская ответственность занимает важное место в ряду правовых средств, обеспечивающих защиту прав потребителей. В условиях рыночной экономики роль гражданской ответственности значительно повышается, поскольку основной ее целью является восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего лица.
Введение………………………………………………………………………….………3
1. Договор розничной купли-продажи………………………………………………….4
2. Ответственность за причинение морального вреда за продажу товара ненадлежащего качества………………………………………………………………...6
3. Имущественная ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара………………………….….9
4. Ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………….….…20
5. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя, связанных с товаром………………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..…….25
Список литературы……………………………………………………………………..26
2
Кафедра гражданского права
Контрольная работа
По дисциплине:
«Гражданское право»
по теме «Ответственность продавца за продажу товара ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи»
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………
1. Договор розничной купли-продажи……………………………………………
2. Ответственность за причинение морального вреда за продажу товара ненадлежащего качества…………………………………………………………
3. Имущественная ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара………………………….….9
4. Ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………….….…20
5. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя, связанных с товаром……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Гражданская ответственность занимает важное место в ряду правовых средств, обеспечивающих защиту прав потребителей. В условиях рыночной экономики роль гражданской ответственности значительно повышается, поскольку основной ее целью является восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего лица.
Гражданская ответственность является одним из видов юридической ответственности и подразумевает применение к правонарушителю санкций в виде возложения на него дополнительных гражданско-правовых обязанностей.
Рассматривая гражданско-правовую ответственность как средство охраны прав потребителей, необходимо отметить, что ее основной функцией является компенсационная, т.е. восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя за счет имущества правонарушителя. Гражданский кодекс РФ предусматривает различные формы ответственности: в форме возмещение морального вреда, имущественного вреда, возмещения убытков и уплаты неустойки, кроме того, в соответствии с п.п.1 и 3 ст. 503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества вправе по своему выбору требовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, либо возмещение расходов на устранение недостатков товара, либо возврата уплаченной за товар денежной суммы.
В то же время, к отношениям, не урегулированным гражданским кодексом РФ, применяются Закон РФ "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним. Так, вопросы ответственности контрагентов потребителя регулируются несколькими статьями Закона о защите прав потребителей применительно к виду и характеру нарушенного права потребителя. Так ст. 12 Закона устанавливает ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге); ст. 14 - имущественную ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги); ст. 15 - за причинение морального вреда потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством; ст. 16 - за причинение потребителю убытков, вызванных включением в договор незаконных условий; ст. 18 - за продажу товара ненадлежащего качества; ст. 23 - за просрочку выполнения требований потребителя, связанных с товаром; ст. 28 - за нарушение сроков выполнения работ (услуг); ст. 29 - за недостатки работы (услуги).
Система гражданско-правовой защиты прав потребителей предусматривает ответственность продавца, изготовителя, исполнителя и других лиц перед потребителем и перед государством.
ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Розничная купля-продажа направлена на удовлетворение бытовых потребностей граждан, подразумевает экономическое неравенство участников договора, которое компенсировано преимуществами, предоставленными слабой стороне, именно в соответствии со статьей 492 ГК РФ - право покупателя ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий при отсутствии чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отличие договора розничной купли продажи от договора поставки состоит в том, что целью поставки в соответствии со ст. 506 Гражданского кодека РФ является «использование покупателем товаров для применения в предпринимательской сфере или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».1 Товар, передаваемый по договору розничной купли-продажи в соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса РФ «предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».2
На сегодняшний день данный вопрос наиболее актуален по причине принятия Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ", который изменил определение розничной торговли в целях применения ЕНВД.
В соответствии с Законом N 101-ФЗ с 01.01.2006 розничной торговлей в целях применения ЕНВД признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт), на основе договоров розничной купли-продажи.
По данному вопросу И. Разумова в работе «Поставка или розничная купля-продажа?» пишет: «Наиважнейшим становится определение цели покупки, именно от этого зависит, торгует ли налогоплательщик в розницу или оптом. Выводы о цели сделки, с одной стороны, должны быть сделаны в момент ее совершения. С другой стороны, такие выводы всегда будут очень зыбкими. Ведь гражданское законодательство не содержит реальных, не обусловленных волей и действиями третьих лиц - покупателей критериев отнесения торговли к розничной или оптовой; напротив, ГК исходит из автономии воли участников гражданского оборота (ст. 2 ГК РФ)».3
В соответствии с письмом Минфина РФ от 16.01.2006 N 03-11-04/3/14: «…при осуществлении операций по реализации товара к оплате предъявляются соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, составляются счета-фактуры, ведутся журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, то указанная предпринимательская деятельность не может быть признана розничной торговлей для целей применения единого налога на вмененный доход и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или в соответствии с упрощенной системой налогообложения».4 Также это отражено в ст. 493 ГК РФ, согласно которой «договор розничной купли-продажи ______________________________
1. Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5. ст.410.
2. Там же.
3. Разумова И. Поставка или розничная купля-продажа? // Эж-Юрист. – 2006. - №10. – 17с.
4. Документы и комментарии, №5 от 01.03.2006г.
считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара».1
По мнению И. Разумовой «…условие о запрете перепродажи противоречит ГК РФ и является ничтожным: по договору купли-продажи вещь передается покупателю в собственность, и он вправе по своему усмотрению совершать в ее отношении любые действия. Если же владелец вещи, получивший ее в результате сделки купли-продажи, не вправе распоряжаться ее судьбой, то следует признать, что вещь перешла к владельцу не по договору купли-продажи, но по какому-либо иному. То же можно сказать и о положении, обязывающем контрагента - юридическое лицо использовать купленное в целях личного, семейного, домашнего использования, ведь организация не сможет следовать указанному в силу своей природы».2
Таким образом, принципиальное отличие рассмотренных договоров заключается в их цели, при этом поставка предполагает коммерческое использование купленного товара, а розничная продажа либо не преследует этой цели вообще, либо в очень «скрытом виде». Вывод о цели использования покупки можно сделать исходя из цены сделки, количества, ассортимента товара, регулярности сделок между теми же лицами, личности покупателя.
Здесь также следует отметить, что договор розничной купли-продажи является консенсуальным, взаимным, данный договор во всех случаях публичный, и как правило, выступает договором присоединения.
______________________________
1.Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5. ст.410.
2.Разумова И. Поставка или розничная купля-продажа? // Эж-Юрист. – 2006. - №10. – 23с.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ЗА ПРОДАЖУ ТОВАРАНЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА
Согласно ст. 151 ГК РФ, под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Закон конкретизирует это определение применительно к отношениям по поводу защиты прав потребителей, указывая на нарушение этих прав, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, как на причину возникновения морального вреда. Причинителями вреда в соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей могут быть изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер). Так, в отличие от вреда, причиненного недоброкачественным товаром, возмещение морального вреда может быть непосредственно возложено на каждого из указанных лиц. С объективной стороны вред должен быть следствием нарушения указанными лицами прав потребителя, предусмотренных законами и иными правовыми актами РФ по защите прав потребителей. А.Я. Парций в комментарии к Закону о защите прав потребителей пишет, что уполномоченные лица несут ответственность за причинение потребителю морального вреда в результате своих собственных действий (бездействия), не входящих в функции, возложенные на них по договору с изготовителем или продавцом товара.
Для наступления ответственности необходимо наличие вины причинителя вреда. Обязанность доказывать отсутствие вины лежит на причинителе морального вреда. Он может быть также освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.
Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При этом, согласно ст. 151 ГК РФ, принимается во внимание степень вины причинителя, иные обстоятельства, степень физических или нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда, убытков и других имущественных требований. Требование о компенсации морального вреда может предъявляться самостоятельно или вместе с имущественными требованиями. Например, «Ф. обратился к мировому судье и иском к ООО «Эльдорадо-Архангельск» о расторжении договора-купли продажи автомобильного телевизора «ELENBERG» от 14.07.2005г., взыскании убытков, неустойки, морального вреда, обосновывая свои требования тем, что в товаре обнаружены недостатки: не реагирует память меню, не работает ПДУ. После обнаружения недостатков она обратилась в магазин с требованиями о расторжении договора купли-продажи, а 19.07.2006г. с письменной претензией. В добровольном порядке ее требования удовлетворить отказались. В судебном заседании истица Ф. поддержала исковые требования, пояснила…, что действиями продавца причинен моральный вред. Они с семьей собирались ехать в отпуск и для этого специально покупали телевизор, пришлось отложить поездку на несколько дней из-за проблем с телевизором. Согласно ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения… продавцом прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежат компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Суд решил исковые требования Ф. удовлетворить ООО «Эльдорадо-Архангельск» в Ф. взыскать стоимость автомобильного телевизора, в размере 5391 рублей, неустойку в размере 2000 рублей, денежную компенсацию морального вреда в размере 400 рублей».1
Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда разъяснены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10. Среди них следует обратить внимание на следующие: «Суду необходимо выяснять, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора». 2