Ответственность продавца за продажу товара ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа

Описание

Гражданская ответственность занимает важное место в ряду правовых средств, обеспечивающих защиту прав потребителей. В условиях рыночной экономики роль гражданской ответственности значительно повышается, поскольку основной ее целью является восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего лица.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….………3
1. Договор розничной купли-продажи………………………………………………….4
2. Ответственность за причинение морального вреда за продажу товара ненадлежащего качества………………………………………………………………...6
3. Имущественная ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара………………………….….9
4. Ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………….….…20
5. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя, связанных с товаром………………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..…….25
Список литературы……………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

более точно 3.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

Если ремонт осуществляется путем замены комплектующих изделий или составных частей, на которые установлены гарантийные сроки, то на новые комплектующие изделия или составные части гарантийный срок устанавливается той же продолжительности, что и на замененные. В этом случае гарантийный срок исчисляется со дня выдачи товара потребителю после ремонта. Договором может быть предусмотрен иной порядок. Изложенный порядок (п. 4 ст. 20 Закона) соответствует п. 4 ст. 471 ГК РФ, но

Закон о защите прав потребителей  распространяет его и на составные части, чего нет в ГК РФ. Если соответствующее лицо не примет мер по установлению гарантийного срока на новые комплектующие изделия или составные части в письменной форме, потребитель вправе считать этот срок

действующим в силу закона.

_______________________________________________________________________

1. Вестник ВАС РФ, 1995г.

2. Российская газета №21, 04.02.1998г.

Следует обратить внимание, что абз. 1 п. 2 ст. 471 ГК РФ регулирует другие случаи невозможности использования товара, кроме обнаружения недостатков, по обстоятельствам, зависящим от продавца. Такими обстоятельствами могут быть, например, отсутствие инструкции по эксплуатации, задержка с установкой товара. В этих случаях гарантийный срок не течет.

В этой связи целесообразно согласование вопросов, регулируемых в ст. 20 Закона о защите прав потребитедлей, между розничным продавцом и изготовителем (поставщиком) товара путем включения взаимных обязательств в договор поставки.

Например, «ТОО "Универмаг "Юбилейный" реализовало по договорам розничной купли - продажи холодильники "Саратов КШ-160", полученные от производственно - коммерческого предприятия "Поиск-К" в соответствии с договором поставки.

В период гарантийного срока эксплуатации несколькими потребителями были обнаружены недостатки товара. По требованиям потребителей продавец возместил им расходы на исправление недостатков, а одному из потребителей безвозмездно устранил дефекты.

Данные обстоятельства послужили основанием для предъявления требований о возмещении убытков изготовителю товара - ООО "СЭПО-ТЕМП".

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменений Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа  удовлетворении иска было отказано  Президиум ВАС так же не нашел оснований для отмены данного решения. Истец ссылался на то, что согласно пунктам 2 и 3 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление продавцу, а также изготовителю.

Поскольку граждане осуществили свое право на возмещение расходов путем обращения к продавцу по договору розничной купли - продажи, у последнего в результате удовлетворения этих требований возникло право обратного требования (регресса) в размере выплаченного возмещения как к поставщику по договору, так и к изготовителю товара, установившему гарантийный срок. Поэтому предъявление регрессного иска непосредственно к изготовителю товара является правомерным.

Однако, исходя из пункта 3 статьи 492 названного Кодекса законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними правовые акты применяются только к отношениям по договорам розничной купли - продажи с участием покупателя - гражданина.

Следовательно, права потребителей, предусмотренные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", не могут переходить к продавцу по договору розничной купли - продажи. Следовательно продавец, удовлетворивший требования потребителей, должен обращаться с иском о возмещении убытков на основании ст.518 ГК РФ не к изготовителю, а к поставщику, передавшему товар с недостатками».1

3. Право требовать возмещение своих расходов на устранение недостатков товара возникает у покупателя в случае, если продавец отказался произвести

_____________________________________________________________________________1. Вестник ВАС РФ, 1999г., 310

ремонт независимо от причины отказа, либо не произвел его ремонт в установленный законом срок. Н.Н. Агафонова по данному вопросу пишет: «Ели покупатель не обращаясь на к продавцу, ни к организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним, доверит ремонт товара знакомому умельцу, обязанное пред покупателем лицо не сможет определить ни характер поломки, ни время, ни причину, появления недостатка. Это необоснованно ущемляет продавца, который либо имеет своих квалифицированных мастеров, либо заключает соответствующие договоры со специализированными организациями».1

Как полагает Н.Н. Агафонова: «… из ГК или из закона о защите прав потребителей    никакой     последовательности      совершения  покупателем действий не вытекает. В ст.18 указанного Закона безвозмездное устранение недостатков и возмещение расходов на их устранение соединены союзом или. Как равнозначные они перечислены в ст.503ГК. … эту неточность следовало бы устранить и установить право покупателя устранять недостатки товара своими силами или средствами после того, как он обратившись к продавцу или к специализированным организациям, получил отказ или просто не получил ответа, или обязательство перед ним не было исполнено  надлежащим образом».2

4. В соответствии с п.2. ст.21 Закона о защите прав потребителей замена товара должна производиться на товар, не бывший в употреблении, с установлением  нового гарантийного срока.

В соответствии с приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  от 20 мая 2006 года №160 «О некоторых мерах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей», если потребитель предъявил продавцу или изготовителю требование о заменен товара ненадлежащего качества   на товар той же марки, модели, артикула, но такой товар уже снят  с производства  либо прекращены поставки товара вследствие непреодолимой силы, обязательства продавца,  изготовителя в части такой замены прекращаются в связи с невозможностью исполнения. Бремя доказывания невозможности замены в силу названных условий лежит на продавце, изготовителе.

Если указанные обстоятельства будут установлены в стадии исполнения  вынесенного судом решения, обязывающего ответчика   предоставить потребителю взамен некачественного товара товар той же марки, модели, артикула, суд решает вопрос об  изменении способа исполнения решения. В случае невозможности исполнения требования потребителя о замене товара на товар той же марки, модели, артикула. Потребитель вправе предъявить иное требование из перечисленных в п.1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей. П .1 статьи 21 «Замена товара ненадлежащего качества» устанавливает несколько сроков для замены товара с недостатками в зависимости от ряда обстоятельств. Так основной срок для замены товара, когда его недостатки очевидны, сохранен - 7 дней со дня предъявления требования. В случае если лицо, которому предъявлено требование о замене, найдет необходимым провести дополнительную проверку товара. товар должен быть заменен в течение 20 дней.

Срок замены увеличивается до одного месяца, если на момент предъявления требования у обязанного лица необходимый товар отсутствует.     Для      районов

1. Агафонова Н.Н. Некоторые проблемы договора розничной купли-продажи // Закон. 2004г. - №10. – с.70.

2. Там же.

Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в указанных случаях срок замены определяется сроком очередной доставки грузов. В случае спора факт отсутствия товара должен быть доказан этим лицом.

Дополнительная проверка товара должна производиться в соответствии с установленными обязательными требованиями - техническими регламентами, и договором, а в случае отсутствия таких правил в этих документах - в соответствии с обычно применяемым порядкам для данного товара.

А.Я. Парций пишет: «При применении комментируемой статьи необходимо учитывать положение п. 1 ст. 416 ГК РФ о прекращении обязательства (в данном случае по замене товара) в связи с невозможностью его исполнения, вызванного обстоятельством, за которое ни одна из сторон договора не отвечает. Например, действием непреодолимой силы, снятием товара с производства и т.п. В этом случае потребитель вправе предъявить иные требования, предусмотренные ГК РФ (ст. 503) и Законом (ст. 18). Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от замены товара, а также принятие всех необходимых мер для замены лежит на лице, которому предъявлено требование. Если недостаток обнаружен в основном товаре, то замене подлежит товар в целом, т.е. со всеми составными частями и принадлежностями».1

Законом уточнены условия осуществления обязанности соответствующих лиц доставить потребителю по его требованию на время замены аналогичный товар длительного пользования. Такая обязанность возникает, если для замены товара требуется более семи дней, и она должна быть выполнена в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара. Как указывает А.Я. Парций: «Таким образом, обязанные лица стимулируются к быстрейшей замене недоброкачественного товара, поскольку доставка (и возврат) аналогичного товара влекут для них дополнительные расходы».2

Правило о доставке аналогичного товара на время замены недоброкачественного не распространяется на товары, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, указывался в работе ранее.

Например, «М. Обратился в суд с иском к ЧП Иониной о расторжении договора купли-продажи часов «Ориент СЕЛОХОО» взыскании их стоимости, неустойки за просрочку его требования по расторжению купли-продажи, компенсации морального вреда, компенсации по составлению искового заявления.  М.  обосновал свои требования тем, что после покупки часы стали отставать на 20-30 минут, головка от часов запала, в связи с чем стало невозможным выдвинуть. Ранее он обратился к ЧП Иониной с требованиями о расторжении договора купли-продажи. У него забрали часы и чек. Затем он снова обратился  к ЧП Иониной с претензией. В удовлетворении требований  о возврате денег ЧП Иониной  было отказано, по причине ремонта часов и возможности их возврата.  В соответствии  с ч.1. ст. 4 Закон о защите прав потребителей продавец обязан передать  товар потребителю, качество которого соответствует договору. В соответствии с ч.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему _____________________________________________________________________________1. Парций А.Я. Комментарий к закону «О защите прав потребителей» (постатейный) // Консультант плюс. -  2006.

2. Там же.

выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В соответствии с абз.2, п.6 ст.18 Закона о защите прав потребителей в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Продавцом не было предоставлено суду каких либо доказательств, что недостатки товара возникли после его передачи.

Кроме того, в  силу ч.5 ст.18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

Сведений о проведении экспертизы товара – часов и ее результатах ответчиком суду не предоставлено.

В соответствии  с ч.1 ст.23 Закона о защите прав потребителей за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец …, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

В силу ст.22 Закона о защите прав потребителей требования потребителя должны быть удовлетворены в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.

Таким образом исковые требования М. были удовлетворены: взыскана с ЧП Иониной стоимость часов, неустойка,  денежная компенсация морального вреда,  убытки, штраф».1

 

_____________________________________________________________________________

1.Дело №2-934// Архив Октябрьского районного суда г. Архангельск. 2006.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОСРОЧКУ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ, СВЯЗАННЫХ С ТОВАРОМ.

 

В соответствии с п. 1 ст.23  Закона о защите прав потребителей предусмотрена гражданско-правовая ответственность любого обязанного лица за нарушение сроков устранения недостатков товара, замены товара с недостатками, предоставления в пользование аналогичного товара, а также финансовых требований, предусмотренных соответственно ст. ст. 20 - 22 Закона о защите прав потребителей. В случае нарушения сроков удовлетворения нескольких требований, неустойка взыскивается за каждое допущенное нарушение.

Информация о работе Ответственность продавца за продажу товара ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи