Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа
Гражданская ответственность занимает важное место в ряду правовых средств, обеспечивающих защиту прав потребителей. В условиях рыночной экономики роль гражданской ответственности значительно повышается, поскольку основной ее целью является восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего лица.
Введение………………………………………………………………………….………3
1. Договор розничной купли-продажи………………………………………………….4
2. Ответственность за причинение морального вреда за продажу товара ненадлежащего качества………………………………………………………………...6
3. Имущественная ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара………………………….….9
4. Ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………….….…20
5. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя, связанных с товаром………………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..…….25
Список литературы……………………………………………………………………..26
возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы на лечение, питание и т.п. (ст. 1085 ГК РФ).
Федеральный закон от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» также рассматривает вопросы возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения требований технических регламентов к продукции и к процессам. Согласно п. 3 ст. 36 данного ФЗ в случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
______________________________
2. Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5. ст.410.
По данному вопросу А.Я. Парций пишет: «В федеральном законе существенно расширен по сравнению с ГК РФ и Законом перечень объектов, которым причиняется вред, подлежащий возмещению. Перечень дополнен указанием на государственное и муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь и здоровье животных и растений. Потерпевшим по этим дополнительным объектам является государство, если два последних объекта не входят в состав имущества потребителя.
Упомянутый в п. 3 ст. 36 ФЗ случай возникновения угрозы причинения вреда, т.е. когда вред еще не причинен, не следует связывать с его возмещением. Эта ситуация влечет другое последствие - обязанность принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам и объектам».1
______________________________
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОДАЖУ ТОВАРА НЕНЕДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА
Подавляющее количество споров из договора розничной купли-продажи связано с ненадлежащим качеством товара. Перечень прав, предоставляемых покупателю в этом случае, содержится в ст.503 ГК. Поскольку, согласно п.3 ст.492, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК применятся Закон о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии сними, данные отношения также регулируются ст.18 Закона о защите прав потребителей.
Статья 503 ГК РФ и ст.18 Закона о защите прав потребителей регулируют одни и те же общественные отношения, поэтому применяются вместе, и что не сказано или не точно сказано в одной статье, дополняется другой
Так, в случае неисполнения или некачественного исполнения договора розничной купли-продажи покупатель имеет право предъявлять следующие требования:
1. Требование о соразмерном уменьшении покупной цены обычно заявляется, когда недостаток товара не препятствует, но ограничивает его исполнение по назначению. В соответствии с п.3 ст.24 Закона о защите прав потребителей: «В случае предъявления покупателем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет понимается цена товара на момент предъявления покупателем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены».1
По данному вопросу Н.Н. Агафонова в работе «Некоторые проблемы договора розничной купли-продажи» пишет: «Закон не может дать ни каких критериев, на основании которых могла быть произведена уценка. Все вопросы решаются по соглашению сторон, в необходимых случаях с учетом акта-экспертизы. Спорные вопросы разрешаются судом».2
2. Устранение недостатков товара производится безвозмездно. В этом случае покупатель не должен оплачивать ни сам ремонт, ни стоимость заменяемых элементов. При принятии товара для устранения его недостатков у лица, которому был передан товар, возникает перед покупателем обязательство по обеспечению сохранности этого товара. К данному обязательству применяются правила гл.47 ГК РФ о договоре хранения, если иное не предусмотрено законом. Хранится товар во время ремонта также безвозмездно.
После устранения недостатков гарантийный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения покупателя с требованиями об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные, если иной не предусмотрено договором. Этот срок исчисляется со дня выдачи покупателю товара по окончании ремонта согласно ст.471 ГК и п.4.
1.Собрание законодательств РФ , 15.01.1996, №3, ст.140
2. Агафонова Н.Н. Некоторые проблемы договора розничной купли-продажи // Закон. 2004г. - №10. – с.68.
ст.20 Закона о защите прав потребителей.
Кроме того, некоторые продавцы и изготовители при реализации технически сложных товаров в документах, устанавливающих гарантийные обязательства, указывают, что эти обязательства не распространяются на комплектующие изделия и расходные материалы. В этой связи возникают вопросы об объеме и правовом регулировании так называемого гарантийного ремонта - безвозмездного устранения недостатков.
По данному поводу Я.Е. Парций пишет: «Для правильного решения этого вопроса необходимо определить, что входит в состав товара, из каких частей он состоит… Например, входят ли в состав "автомобиля" аккумулятор, шины, лампы в фарах, радиоприемник и т.д. или они являются расходными материалами, комплектующими изделиями?».1
Для этого необходимо определить, что является комплектностью товара и комплектом товаров. Статья 478 ГК РФ, регулирующая вопрос о комплектности товара, не содержит определения этого понятия. Ст. 479 ГК РФ указывает, что комплект товаров - это их определенный набор. При этом каждый из товаров, входящих в комплект, является самостоятельным товаром, который может продаваться и использоваться по своему целевому назначению, независимо от других товаров, включенных в комплект. Состав комплекта является чисто договорным условием. Таким примером комплекта товаров является набор мебели, который может изменяться по желанию покупателя. В отличие от комплекта, под комплектностью следует понимать такую совокупность составных частей, которые и образуют собственно товар с определенными потребительскими свойствами. Эти составные части самостоятельно не используются. Вместе с тем отдельные части товара - комплектующие изделия, например, шины для транспортных средств, могут
быть отделены от основной части товара, и изнашиваются быстрее последней. Именно в силу этого п. 3 ст. 470 ГК РФ допускает возможность установления на эти части в договоре купли-продажи самостоятельного гарантийного срока, отличающегося по продолжительности от гарантийного срока на основное изделие. Если договором это не предусмотрено, гарантийный срок на основное изделие распространяется и на комплектующие изделия.
Технически сложные изделия иногда не могут выполнять свои функции без расходных материалов и деталей, которые не входят в состав товара. Потому, как отмечает А.Я. Парций: «во избежание споров по поводу того, на что именно распространяются гарантийные обязательства, изготовитель (продавец) товара должен точно определить его комплектность».2
Согласно ст. 478 ГК РФ, комплектность определяется договором купли-продажи. Это может быть сделано различными способами: путем ссылки на соответствующую техническую документацию, в документах, прилагаемых к товару; путем перечисления в этих документах составных частей товара; путем перечисления расходных деталей или материалов, на которые гарантийные обязательства не распространяются.
______________________________
2. Там же.
Если договором комплектность товара не определена, она определяется сложившимися в определенной области правилами, не предусмотренными законодательством. О том, что определенная составная часть не входит в состав комплектности товара, можно заключить из указания, что цена этой части не входит в цену товара.
От комплекта товаров и комплектности товара следует отличать широко используемое в практике понятие "комплект поставки". В этот перечень обычно включают все, что передается потребителю, включая основное изделие, комплектующие изделия, запчасти, инструмент, предметы упаковки, различную документацию. Иногда комплект поставки ошибочно называют в документации комплектностью, что расширяет пределы ответственности продавца.
Гарантийный ремонт является способом восстановления права потребителя на получение доброкачественного товара. Поэтому к указанным отношениям должны применяться нормы гл. 2.
В связи с требованием о безвозмездном устранении недостатков товара возникает вопрос о том, кто будет выполнять эту обязанность. Возможны два варианта. Первый - изготовитель берет на себя выполнение соответствующих функций в договоре поставки. Второй - продавец заключает с ремонтным предприятием соответствующий договор, согласно которому ремонтное предприятие выполняет функции продавца в объеме и порядке, предусмотренных этим договором. При заключении договора возникнут вопросы об обеспечении ремонтного предприятия запасными частями, материалами, оборудованием. Если продавец и ремонтное предприятие не имеет возможности или желания взять на себя выполнение указанных обязанностей, продавцу целесообразно предусмотреть решение указанных и смежных вопросов в договоре поставки с изготовителем товара. Разумеется, это возможно, как правило, при длительных хозяйственных связях. При этом необходимо ссылаться на ст. 6 Закона о защите прав потребителей. Согласно этой статье, изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Эта обязанность реализуется изготовителем путем обеспечения ремонта и технического обслуживания товара, а также выпуска и поставки в торговые и ремонтные организации необходимого количества и ассортимента запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Необходимо особо оговорить порядок и сроки поставки запчастей с учетом срока ремонта, установленного в соответствии с правилами п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, а также порядок и сроки поставки или иного способа обеспечения выполнения требования потребителя о безвозмездном предоставлении аналогичного товара на период ремонта, в соответствии с п. 2 указанной статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей: «Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно».1
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 21.112000 г. N 32, ______________________________
1. Собрание законодательства РФ, 15.01.1996г., №3, ст.140.
который внес изменения в Постановление Пленума от 29.09.1994 г. N 7: «под понятием "незамедлительно" следует понимать минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения».1
В случае заключения договоров розничной купли-продажи в устной форме срок для устранения недостатков может быть указан в сопроводительной, технической документации, поскольку указанный договор является договором присоединения.
Предоставление на время ремонта в пользование потребителя аналогичного товара длительного пользования осуществляется лишь по его требованию.
Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется указанное требование, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55 и включает:
автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;
мебель;
электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла);
электробытовые приборы, используемые для термической обработки
продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);
гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия»..2
Согласно п. 3 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, если ремонт осуществляется обычным способом, без замены комплектующих изделий или составных частей основного товара, гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его после ремонта. Указанный период должен быть подтвержден документом ремонтной организации.