Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:33, курсовая работа
Гражданская ответственность занимает важное место в ряду правовых средств, обеспечивающих защиту прав потребителей. В условиях рыночной экономики роль гражданской ответственности значительно повышается, поскольку основной ее целью является восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего лица.
Введение………………………………………………………………………….………3
1. Договор розничной купли-продажи………………………………………………….4
2. Ответственность за причинение морального вреда за продажу товара ненадлежащего качества………………………………………………………………...6
3. Имущественная ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара………………………….….9
4. Ответственность за продажу товара ненадлежащего качества…………….….…20
5. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя, связанных с товаром………………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..…….25
Список литературы……………………………………………………………………..26
Ответственность выражается в уплате неустойки (пени) за каждый день просрочки в размере одного процента цены товара. Период взыскания неустойки Законом о защите прав потребителей не ограничен.
Независимо от взыскания неустойки, потребитель в случае нарушения сроков в соответствии с п. 2 статьи 23 Закона о защите прав потребителей вправе предъявить любое другое требование, предусмотренное ст. 18 Закона о защите прав потребителей.
В случае просрочки выполнения нового требования неустойка взыскивается на общих основаниях. При удовлетворении судом требования потребителя неустойка (пеня) взыскивается по день фактического исполнения решения.
Суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. Под явной несоразмерностью следует понимать незначительный размер или отсутствие убытков в результате нарушения обязательства. «При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика». 1
Например: «А. приобрел в мае 2000 г. автомобиль АО "АвтоВАЗ". В процессе его эксплуатации были обнаружены недостатки. В удовлетворении требования потребителя об устранении недостатков, а затем и о принятии автомобиля и возврате уплаченной за него суммы завод отказал. А. обратился в суд с иском к заводу, предъявив четыре требования: о принятии автомобиля, о взыскании его стоимости, неустойки и компенсации морального вреда. Решением районного суда все требования истца удовлетворены. В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Президиум областного суда отменил решение районного суда в части взыскания неустойки и компенсации морального вреда и в этой части иска отказал, оставив без изменение решение суда в остальной части (об обязанности завода принять автомобиль и возвратить его стоимость).
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ удовлетворила надзорную жалобу А.: отменила постановление Президиума областного суда в части отказа в двух упомянутых требованиях, оставив без изменения решение районного суда в этой части.
При этом Судебная коллегия указала следующее. При взыскании неустойки суд учел нарушение ответчиком сроков принятия автомобиля и выплаты его стоимости, указав начальный момент течения срока и разумную сумму неустойки.
1.Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. N 2.
Стоимость автомобиля взыскана. Выводы Президиума областного суда о том, что ст. ст. 22, 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" не предусматривают взыскания неустойки при таких обстоятельствах, а для взыскания компенсации морального вреда у суда оснований не было, поскольку в данном случае нет вины ответчика в невозможности для истца использовать автомобиль, противоречат материалам дела и нормам материального права.
Судебная коллегия в подтверждение своей изложенной позиции сослалась на ст. 22 Закона, которая предусматривает 10-дневный срок для удовлетворения требования о возмещении убытков, причиненных расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), а также на ст. 23 Закона, которой в этом случае предусмотрено взыскание неустойки. Убытки выражаются в невозврате уплаченной за товар суммы.
Вина завода в выпуске и продаже автомобиля с недостатками им не оспаривалась. Согласно ст. 15 Закона компенсация морального вреда возможна независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Вина "АвтоВАЗа" в выпуске автомобиля ненадлежащего качества и продажи его затем заявителю установлена по делу, ответчиком не оспаривалась.
Суд первой инстанции обосновал решение на правильно установленных обстоятельствах и правильно примененных нормах материального права, и отмена решения суда в указанной части постановлением президиума Самарского областного суда незаконна.
Верховный Суд РФ надзорную жалобу А. удовлетворил, отменил постановление президиума Самарского областного суда в части отказа Архипову В.Г. в иске о взыскании неустойки и компенсации морального вреда, оставив в этой части решение Федерального суда Автозаводского района г. Тольятти без изменения».1
Наиболее часто в Законе о защите прав потребителей упоминается такой вид ответственности, как возмещение убытков. Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ «Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».2
Потребитель имеет право на возмещение убытков как в размере причиненного реального ущерба, так и в сумме упущенной выгоды, если полученный им доход не является результатом предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ: «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере».3
Вместе с тем п. 2 ст. 400 ГК РФ предусматривает, что включение в договор присоединения или в другие договоры с участием гражданина-потребителя условия об ограничении размера ответственности ничтожно (недействительно), если размер ответственности определен законом и соглашение об ограничении
1.Дело N 46-В03-5 // Бюллетень ВС РФ N 1. 2004г.
2. Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст.3301.
3. Там же.
размера ответственности заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность.
Согласно ст. 393 ГК РФ, убытки возмещаются, если они причинены неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательства. При этом размер убытков определяется, исходя их цен, существовавших в том месте, где обязательство должно было быть исполнено в день добровольного удовлетворения требования, а если требование не было удовлетворено добровольно - в день предъявления иска. Суд может применить цены, существующие в день вынесения решения. Приведенный порядок определения цены применяется, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" убытки взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх нее.
Согласно ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) является определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Для взыскания неустойки достаточно установления факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Доказывать причинение при этом убытков не требуется. Неустойка, предусмотренная законом в отличие от неустойки, установленной договором, подлежит взысканию независимо от включения условия о неустойке в договор.
Суду предоставлено право уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, в частности, если размер причиненных убытков является небольшим или они вообще отсутствуют (ст. 333 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ гражданско-правовая ответственность наступает при наличии вины лица, не исполнившего обязательство либо исполнившего его ненадлежащим образом. Однако законом или договором могут быть предусмотрены исключения из этого правила.
Наиболее общий случай установления ответственности без вины предусмотрен п. 3 ст. 401 ГК РФ. Этой нормой определена ответственность всех предпринимателей (при осуществлении предпринимательской деятельности) при отсутствии их вины, если иное не предусмотрено законом или договором. Такое исключение предусмотрено, например, Законом о защите прав потребителей в ст. 15, регламентирующей ответственность за причинение морального вреда потребителю.
Обычно обязательства предпринимателей выполняются их работниками, состоящими с ними в трудовых отношениях, либо лицами, выполняющими их функции на основании гражданско-правового договора.
В связи с этим законом установлена ответственность должника за действия указанных лиц в зависимости от формы юридических отношений между ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закон о защите прав потребителей - один из немногих российских законов, если не единственный, который защищает права неограниченного круга граждан от недобросовестных производителей товаров и услуг. Важные законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения потребителя и продавца: Гражданский кодекс Российской Федерации, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"; Разъяснения "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", утвержденные Приказом Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.05.1998 N 160; Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации". Этот список далеко не исчерпывающий. Указание на наличие обширной нормативно-правовой базы по вопросу защиты прав потребителей представляется важным, так как при защите своих прав потребитель должен знать, что многие интересующие его вопросы имеют законодательное закрепление и разъяснение.
Таким образом, характерной особенностью законодательства о защите прав потребителей служит то обстоятельство, что ответственность за нарушение прав потребителя наступает только у изготовителя или продавца. Закон о защите прав потребителей предусматривает следующие вилы ответственности: ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге); имущественную ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги); ответственности за причинение морального вреда потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством; ответственности за причинение потребителю убытков, вызванных включением в договор незаконных условий; ответственность за продажу товара ненадлежащего качества; ответственность за просрочку выполнения требований потребителя, связанных с товаром; ответственность за нарушение сроков выполнения работ (услуг); ответственность за недостатки работы (услуги).
Таким образом, имеет место необходимость обеспечения интересов потребителя как более слабой стороны в договорных отношениях. Предъявление иска в суде с целью восстановить свои нарушенные права должно стать обычным делом для гражданина. Законодательство о защите прав потребителей должно работать, быть востребованным. Эта цель выполнима при активной жизненной позиции потребителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст.3301.
2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996г. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, №5. ст.410.
3. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001г. №146-ФЗ // Российская газета, №233, 28.11.2001г.
4. Федеральный закон РФ от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» // Парламентская газета, №1-2, 05.01.2003г.
5. Федерального закона РФ 21.07.2005 N 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ» // Российская газета, №161, 26.07.2005г.
6. Закон РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» //Собрание законодательства РФ, 15.01.1996г., №3, ст.140.
7. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. N 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном представлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // Российская газета №21, 04.02.1998г.
8. Приказ Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.05.2006г. №160 «О некоторых мерах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» //Российская газета, №5-6, 14.01.1999г.
9. Письмо Минфина РФ от 16.01.2006 N 03-11-04/3/14 «О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход при розничной торговле товарами» // Документы и комментарии, №5 от 01.03.2006г.
10. Постановления Пленума ВАС РФ от 29.09.1994г. N 7 «Об отмене решения Тамбовского областного арбитражного суда от 23.10.1992г. по делу №2081» // Вестник ВАС РФ, №5, 1994г.
11. Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о применении морального вреда».
12. Постановления Пленума ВС РФ от 17.01.1997г. N2 «О внесение изменений и дополнений в Постановление Пленума ВС РФ от29.09.1994г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» // Бюллетень ВС РФ, 1997, №3.