Платные образовательные услуги в системе общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание

Платное образование возникло в современном виде в России в самом начале 90-х гг. XX века. В условиях формирования рыночной экономики сфера платных образовательных услуг активно развивалась и сегодня стала важным элементом социальной инфраструктуры общества. В сфере общего образования платные образовательные услуги получили достаточно большое распространение.

Содержание

Стр.
Введение 3
Глава 1 Порядок нормативно-правового регулирования оказания платных образовательных услуг 8
1.1. Платные образовательные услуги: понятие, виды, особенности 8
1.2. Договор об оказании платных образовательных услуг 19
1.3. Ответственность сторон 34
Глава 2 Практика реализации платных образовательных услуг на примере общеобразовательных учреждений города Екатеринбург 40
Заключение 44
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

ПОУ.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное учреждение высшего профессионального  образования

«Нижнетагильская  государственная социально-педагогическая академия»

Кафедра документоведения и права 
 
 
 
 
 

Платные образовательные  услуги в системе общего образования

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 

           Исполнитель:

                                                                          студентка 3 курса СЭФ СГИ

                                                       Ягжина О.В. 
       

                                              Научный руководитель:

                                              Аникина А.С.  
 

Нижний  Тагил

2011 
 

      Содержание

            Стр.
     Введение      3
     Глава 1 Порядок нормативно-правового регулирования оказания платных образовательных услуг      8
     1.1. Платные образовательные услуги: понятие, виды, особенности      8
     1.2. Договор об оказании платных образовательных услуг      19
     1.3. Ответственность сторон      34
     Глава 2 Практика реализации платных образовательных услуг на примере общеобразовательных учреждений города Екатеринбург      40
     Заключение      44
     Список  использованных источников и литературы      46

                                                                                                                       

                                                                                                          

 

Введение

      Платное образование возникло в современном виде в России в самом начале 90-х гг. XX века. В условиях формирования рыночной экономики сфера платных образовательных услуг активно развивалась и сегодня стала важным элементом социальной инфраструктуры общества. В сфере общего образования платные образовательные услуги получили достаточно большое распространение. Во многих государственных и муниципальных школах обучающимся и их родителям предлагается перечень дополнительных предметов, которые преподаются в отдельное от основной учебы время за плату. Правда, в большинстве случаев предоставление таких услуг осуществляется без надлежащего юридического и финансово-бухгалтерского оформления (известно, что «черный» финансовый оборот в государственных и муниципальных школах как минимум в три раза превышает легальный).

      К сфере общего образования относится  и дополнительное образование детей, в рамках которого дети посещают кружки, секции, группы, клубы и т.д. В Федеральной  программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ1, отмечается, что «большинство образовательных учреждений дополнительного образования детей, за исключением образовательных учреждений системы образования, осуществляют свою деятельность на платной основе».

      Государственные и муниципальные образовательные учреждения оказывают платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов с целью совершенствования образовательного процесса, всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. В условиях несвоевременного и недостаточного бюджетного финансирования средства, поступающие от платных образовательных услуг, являются одним из источников формирования доходов государственных и муниципальных учреждений.

      Отмечая достаточно широкое распространение  и многообразие платных образовательных  услуг в сфере общего образования, приходится констатировать недостаточную  разработанность правового регулирования  оказания платных образовательных услуг, наличие множества коллизий и пробелов. Такая ситуация приводит на практике к господству внеправовых механизмов регулирования платных образовательных услуг, частому нарушению прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей).

      Отношения между лицом, оказывающим платные  образовательные услуги, и обучающимся, а также его родителями (законными  представителями), складываются на основании  договора оказания платных образовательных  услуг. Однако ни в одном нормативном документе не раскрывается понятие договора оказания платных образовательных услуг. Нет и легального определения самих платных образовательных услуг. В юридической литературе имеют место споры о правовой природе отношений по оказанию платных образовательных услуг. Основной законодательный акт сферы образования - Закон РФ «Об образовании»2 не содержит норм, регулирующих непосредственно заключение и содержание договора оказания платных образовательных услуг, а определяет лишь условия, при которых те или иные лица вправе оказывать такие услуги.

      За  последнее десятилетие в печати стали появляться работы о различных  проблемах правового регулирования  платного образования. Однако они посвящены  сфере профессионального (как правило, высшего) образования. Между тем правовое регулирование платных образовательных услуг в сфере общего образования имеет ряд существенных отличий, требующих специального исследования.

      По  нашему мнению, оказание платных образовательных  услуг в сфере общего образования  требует особого внимания со стороны государства с целью обеспечения защиты прав потребителей на получение качественных образовательных услуг. Платное общее образование не может ограничивать конституционное право граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования3. В связи с этим большое значение приобретает совершенствование правового регулирования платных образовательных услуг в сфере общего образования, повышение его эффективности как одного из основных инструментов государственного управления социальной сферой.

      Комплексный характер правового регулирования  сферы образования и, соответственно, платных образовательных услуг  в сфере общего образования определяет разноплановый характер научных  источников.

      С одной стороны, теоретической основой  исследования служат источники следующих авторов по проблематике договора возмездного оказания услуг: А.В. Белозерова4, Л.М. Волчанской5, Т.В. Жуковой6, Е.А. Пучкова7, М.И. Брагинского и В.В. Витрянского8, с другой стороны, огромное значение имеют работы ученых различных отраслей юридической науки, посвященные вопросам образовательного законодательства: С.В. Курова9, В.И. Шкатуллы10, Г. Д. Шкарлупиной11.

      Не  умаляя значения ранее выполненных  исследований, следует отметить, что  в современной гражданско-правовой науке далеко не все аспекты проблем договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования достаточно исследованы.

      Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с оказанием платных образовательных услуг по реализации общеобразовательных программ в государственных образовательных учреждениях.

      Предметом исследования является комплекс норм российского законодательства, регулирующих получение платных дополнительных образовательных услуг в системе общего образования.

      Целью исследования является изучение механизма предоставления платных образовательных услуг в системе общего образования.

      Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. сформулировать определение платных образовательных услуг в сфере общего образования и выявить их специфические черты;
  2. выявить признаки, раскрыть понятие и содержание договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования;
  3. изучить субъектный состав данного договора;
  4. определить порядок заключения, изменения и расторжения договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования;
  5. рассмотреть предоставление дополнительных образовательных услуг на конкретном примере.

      При исследовании нашей темы мы пользовались следующими методами:

  1. мы рассматривали различные стороны оказания платных образовательных услуг, анализируя влияние на них нормативно – правовых актов;
  2. используя формально – юридический метод, мы обрабатывали и анализировали нормы гражданского права в сфере образования;
  3. мы сравнивали различные подходы к трактованию понятия образовательной услуги.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Порядок нормативно-правового  регулирования оказания платных образовательных  услуг

      1.1. Платные образовательные  услуги: понятие,  виды, особенности

      Рассматривая  особенности и порядок оказания платных образовательных услуг, нужно начать с понятия этих услуг. Чем они отличаются от других услуг?

     В правовой литературе по данному вопросу  высказано достаточно много различных  суждений. М.И. Брагинский одним из первых делает анализ на соответствие наполнения содержания термина услуги и его трактовку в нормативных актах.

     В соответствии с Законом РФ «Об образовании» «образовательным услугам» отводит второстепенную роль, поскольку, в соответствии с Законом, они могут оказываться образовательным учреждением только «за пределами определяющих его статус образовательных программ»12.

      Следует отметить, что в определении услуги в отечественной цивилистике  нет единого мнения. В толковом словаре юридических терминов услуга определяется  как экономическое  отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительские стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека13. Но в образовательных правоотношениях присутствуют не только экономические отношения, и не всегда они напрямую связаны с разумными потребностями человека (занятия музыкой, живописью и т.п.). В юридическом словаре дается следующее определение - услуга, как правило, является результатом деятельности и предоставляющаяся на основании соответствующего гражданско-правового договора14.

     С.В. Куров15 под образовательной услугой понимает «организованную, целенаправленную, устойчивую деятельность (действия), осуществляемую одним или несколькими субъектами (преподавателем, педагогом или коллективом педагогов) посредством коммуникативных средств (личного, непосредственного взаимодействия с другим субъектом – обучающимся) по передаче знаний, формированию умений, навыков, оказанию воздействий, формирующих личность человека, гражданина путем организации и управления его учебной деятельности (действий)».

     А.В. Белозеров16 определяет образовательные услуги как «услуги по воспитанию и обучению, то есть действия по передаче обучающемуся информации, направленные на усвоение ее обучающимся в виде знаний, навыков и умений».

     Таким образом, можно определить, что платные образовательные услуги – это деятельность, направленная на обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие с обучающимися углубленным изучением предметов  и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Информация о работе Платные образовательные услуги в системе общего образования