Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа
Платное образование возникло в современном виде в России в самом начале 90-х гг. XX века. В условиях формирования рыночной экономики сфера платных образовательных услуг активно развивалась и сегодня стала важным элементом социальной инфраструктуры общества. В сфере общего образования платные образовательные услуги получили достаточно большое распространение.
Стр.
Введение 3
Глава 1 Порядок нормативно-правового регулирования оказания платных образовательных услуг 8
1.1. Платные образовательные услуги: понятие, виды, особенности 8
1.2. Договор об оказании платных образовательных услуг 19
1.3. Ответственность сторон 34
Глава 2 Практика реализации платных образовательных услуг на примере общеобразовательных учреждений города Екатеринбург 40
Заключение 44
Список использованных источников и литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное учреждение высшего профессионального образования
«Нижнетагильская
государственная социально-
Кафедра
документоведения и права
Платные образовательные услуги в системе общего образования
Курсовая
работа
Исполнитель:
2011
Содержание
Стр. | |
Введение | 3 |
Глава 1 Порядок нормативно-правового регулирования оказания платных образовательных услуг | 8 |
1.1. Платные образовательные услуги: понятие, виды, особенности | 8 |
1.2. Договор об оказании платных образовательных услуг | 19 |
1.3. Ответственность сторон | 34 |
Глава 2 Практика реализации платных образовательных услуг на примере общеобразовательных учреждений города Екатеринбург | 40 |
Заключение | 44 |
Список использованных источников и литературы | 46 |
Введение
Платное образование возникло в современном виде в России в самом начале 90-х гг. XX века. В условиях формирования рыночной экономики сфера платных образовательных услуг активно развивалась и сегодня стала важным элементом социальной инфраструктуры общества. В сфере общего образования платные образовательные услуги получили достаточно большое распространение. Во многих государственных и муниципальных школах обучающимся и их родителям предлагается перечень дополнительных предметов, которые преподаются в отдельное от основной учебы время за плату. Правда, в большинстве случаев предоставление таких услуг осуществляется без надлежащего юридического и финансово-бухгалтерского оформления (известно, что «черный» финансовый оборот в государственных и муниципальных школах как минимум в три раза превышает легальный).
К сфере общего образования относится и дополнительное образование детей, в рамках которого дети посещают кружки, секции, группы, клубы и т.д. В Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ1, отмечается, что «большинство образовательных учреждений дополнительного образования детей, за исключением образовательных учреждений системы образования, осуществляют свою деятельность на платной основе».
Государственные и муниципальные образовательные учреждения оказывают платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов с целью совершенствования образовательного процесса, всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. В условиях несвоевременного и недостаточного бюджетного финансирования средства, поступающие от платных образовательных услуг, являются одним из источников формирования доходов государственных и муниципальных учреждений.
Отмечая
достаточно широкое распространение
и многообразие платных образовательных
услуг в сфере общего образования,
приходится констатировать недостаточную
разработанность правового
Отношения между лицом, оказывающим платные образовательные услуги, и обучающимся, а также его родителями (законными представителями), складываются на основании договора оказания платных образовательных услуг. Однако ни в одном нормативном документе не раскрывается понятие договора оказания платных образовательных услуг. Нет и легального определения самих платных образовательных услуг. В юридической литературе имеют место споры о правовой природе отношений по оказанию платных образовательных услуг. Основной законодательный акт сферы образования - Закон РФ «Об образовании»2 не содержит норм, регулирующих непосредственно заключение и содержание договора оказания платных образовательных услуг, а определяет лишь условия, при которых те или иные лица вправе оказывать такие услуги.
За
последнее десятилетие в печати
стали появляться работы о различных
проблемах правового
По нашему мнению, оказание платных образовательных услуг в сфере общего образования требует особого внимания со стороны государства с целью обеспечения защиты прав потребителей на получение качественных образовательных услуг. Платное общее образование не может ограничивать конституционное право граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования3. В связи с этим большое значение приобретает совершенствование правового регулирования платных образовательных услуг в сфере общего образования, повышение его эффективности как одного из основных инструментов государственного управления социальной сферой.
Комплексный характер правового регулирования сферы образования и, соответственно, платных образовательных услуг в сфере общего образования определяет разноплановый характер научных источников.
С одной стороны, теоретической основой исследования служат источники следующих авторов по проблематике договора возмездного оказания услуг: А.В. Белозерова4, Л.М. Волчанской5, Т.В. Жуковой6, Е.А. Пучкова7, М.И. Брагинского и В.В. Витрянского8, с другой стороны, огромное значение имеют работы ученых различных отраслей юридической науки, посвященные вопросам образовательного законодательства: С.В. Курова9, В.И. Шкатуллы10, Г. Д. Шкарлупиной11.
Не
умаляя значения ранее выполненных
исследований, следует отметить, что
в современной гражданско-
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с оказанием платных образовательных услуг по реализации общеобразовательных программ в государственных образовательных учреждениях.
Предметом исследования является комплекс норм российского законодательства, регулирующих получение платных дополнительных образовательных услуг в системе общего образования.
Целью исследования является изучение механизма предоставления платных образовательных услуг в системе общего образования.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
При исследовании нашей темы мы пользовались следующими методами:
Глава 1. Порядок нормативно-правового регулирования оказания платных образовательных услуг
1.1. Платные образовательные услуги: понятие, виды, особенности
Рассматривая особенности и порядок оказания платных образовательных услуг, нужно начать с понятия этих услуг. Чем они отличаются от других услуг?
В правовой литературе по данному вопросу высказано достаточно много различных суждений. М.И. Брагинский одним из первых делает анализ на соответствие наполнения содержания термина услуги и его трактовку в нормативных актах.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» «образовательным услугам» отводит второстепенную роль, поскольку, в соответствии с Законом, они могут оказываться образовательным учреждением только «за пределами определяющих его статус образовательных программ»12.
Следует отметить, что в определении услуги в отечественной цивилистике нет единого мнения. В толковом словаре юридических терминов услуга определяется как экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительские стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека13. Но в образовательных правоотношениях присутствуют не только экономические отношения, и не всегда они напрямую связаны с разумными потребностями человека (занятия музыкой, живописью и т.п.). В юридическом словаре дается следующее определение - услуга, как правило, является результатом деятельности и предоставляющаяся на основании соответствующего гражданско-правового договора14.
С.В. Куров15 под образовательной услугой понимает «организованную, целенаправленную, устойчивую деятельность (действия), осуществляемую одним или несколькими субъектами (преподавателем, педагогом или коллективом педагогов) посредством коммуникативных средств (личного, непосредственного взаимодействия с другим субъектом – обучающимся) по передаче знаний, формированию умений, навыков, оказанию воздействий, формирующих личность человека, гражданина путем организации и управления его учебной деятельности (действий)».
А.В. Белозеров16 определяет образовательные услуги как «услуги по воспитанию и обучению, то есть действия по передаче обучающемуся информации, направленные на усвоение ее обучающимся в виде знаний, навыков и умений».
Таким образом, можно определить, что платные образовательные услуги – это деятельность, направленная на обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
Информация о работе Платные образовательные услуги в системе общего образования