Платные образовательные услуги в системе общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание

Платное образование возникло в современном виде в России в самом начале 90-х гг. XX века. В условиях формирования рыночной экономики сфера платных образовательных услуг активно развивалась и сегодня стала важным элементом социальной инфраструктуры общества. В сфере общего образования платные образовательные услуги получили достаточно большое распространение.

Содержание

Стр.
Введение 3
Глава 1 Порядок нормативно-правового регулирования оказания платных образовательных услуг 8
1.1. Платные образовательные услуги: понятие, виды, особенности 8
1.2. Договор об оказании платных образовательных услуг 19
1.3. Ответственность сторон 34
Глава 2 Практика реализации платных образовательных услуг на примере общеобразовательных учреждений города Екатеринбург 40
Заключение 44
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

ПОУ.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

       Такая ответственность имеет место, например, при несоблюдении требований техники безопасности при проведении занятий в спортивных секциях, когда обучающийся получил травму.

       Ответственность заказчика (родителей обучающихся  и их самих)

       1. Заказчик несет ответственность  за просрочку оплаты услуг.

       Правила оказания платных образовательных  услуг не предусматривают специальных последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязанности по оплате обучения, поэтому данный вопрос регулируется общими положениями ГК РФ об ответственности за неисполнение денежного обязательства. Статья 395 ГК РФ предусматривает уплату лицом, просрочившим внесение денежных средств, процентов на просроченную сумму в размере ставки рефинансирования85. Договором может быть установлен иной размер процентов за просрочку оплаты. Наступление такой ответственности касается, прежде всего, случаев, когда услуги оплачиваются после их оказания.

       При этом, в случае просрочки оплаты, исполнитель имеет право не приступать к оказанию услуг86.

       Примерная форма предусматривают, что исполнитель имеет право расторгнуть договор оказания платных дополнительных образовательных услуг, если заказчик нарушил сроки оплаты услуг, предусмотренные договором.

       2. Заказчик несет ответственность  за возникновение ситуации невозможности исполнения договора.

       Согласно  п. 2 ст. 781 ГК РФ в случае невозможности  исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг87. Очевидно, что в случае образовательных услуг невозможность исполнения наступает прежде всего, когда обучающийся не является на занятия.

       Данная  ситуация никак не урегулирована  в Правилах и в Примерной форме. Но очевидно, что на практике тут могут возникнуть проблемы. Так, если обучающийся посещает платные дополнительные групповые занятия, то, скорее всего, целесообразно закрепить в договоре, что пропущенные занятия подлежат оплате и не компенсируются, т.к. в противном случае пропуск занятий порождает дополнительные расходы для школы, ведь педагог все равно ведет занятия для оставшихся в группе обучающихся и уменьшить его оплату труда администрация школы не вправе.

       При проведении индивидуальных занятий, оплата за которые устанавливается в зависимости от количества проведенных занятий, целесообразно пойти иным путем и определить, когда неявка обучающегося на занятия не влечет за собой наступление ответственности заказчика в виде обязательной оплаты услуги, а занятия переносятся на другое время при соблюдении определенных условий. Например, если заказчик предупредил администрацию школы о пропуске занятий не менее чем за два дня88.

       Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что российское законодательство в  вопросах определения образовательной услуги имеет много пробелов. Договор об оказании платных образовательных услуг не выделяется отдельно, а регулируется нормами Гражданского кодекса и Законом РФ «О защите прав потребителей», что усложняет процесс его заключения и соблюдения прав его участников. За неисполнение обязанностей по договору или нарушение прав его участников наступает ответственность. 

       Глава 2. Практика реализации платных общеобразовательных услуг на примере образовательных учреждений города Екатеринбург

       В Екатеринбурге, как и во многих других городах России, платные услуги получили распространение с начала 90-х годов. Поэтому в большинстве образовательных учреждений система оказания платных услуг уже отлажена.

       К платным образовательным услугам  относятся те услуги, которые не включаются в базисный план образовательного учреждения, услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги могут предоставляться только по запросу, по желанию родителей.

       Образовательные учреждения самостоятельно определяют перечень платных дополнительных образовательных услуг, который закрепляется в Уставе образовательного учреждения. В соответствии с законодательством, в обязательном порядке должен быть локальный акт, который регламентирует порядок и условия предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также локальный акт о том, куда расходуются внебюджетные средства, получаемые от платных дополнительных образовательных услуг.

       На  каждую платную услугу составляется калькуляция или смета, должен быть приказ руководителя об организации  работы, о назначении ответственных лиц, о порядке оказания дополнительных платных образовательных услуг в конкретном учреждении.

       Муниципальные образовательные учреждения финансируются  государством. Дальше учреждение может  обращаться к родителю с вопросом о спонсорской помощи, или родители могут поинтересоваться предоставлением дополнительных платных услуг.

       Родители  имеют право выбрать любой  вид услуги, обозначенных в Уставе, после чего мы заключаем договор  на оказание дополнительных платных  образовательных услуг. Исходя из этого, на начало учебного года формируются группы, назначаются педагоги. Все программы сертифицированы, и назначены ответственные за предоставление пакета услуг.

       Предоставление  платных образовательных услуг  является хорошим подспорьем в работе образовательного учреждения. Прежде чем вводить любые платные услуги, необходимо изучить спрос потребителя, и соотнести это с возможностями образовательного учреждения.

       Методика  расчета стоимости платных образовательных  услуг установлена совместным документом, принятым и разработанным Комитетом по экономике Администрации города Екатеринбурга и Управлением образования. Этот документ появился в ноябре 2005 года для того, чтобы унифицировать механизм расчета по дополнительным услугам, и установить предельную стоимость услуги. Предельная стоимость услуги - 617 рублей за час. Это не совсем реальная цифра, потому что она рассчитывалась, исходя из идеальных условий.

       Также имеется практика предоставления детям, семьи которых не могут оплатить услугу, дополнительных образовательных услуг бесплатно, либо по сокращенной системе финансирования.

       Если  учреждение хочет оказывать какую-то уникальную услугу, стоимость которой  будет превышать заданную величину, то необходимо согласовать эту цифру  с тарифной комиссией Комитета по экономике, и объяснить, из чего она сформирована.

       Большая часть доходов, полученных от оказания платных образовательных услуг, идет на заработную плату педагогам  и налоги. В целом, школа в этом вопросе действует самостоятельно. Но существуют рекомендации по распределению средств, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг. Около 70% средств должны быть потрачены на заработную плату педагогов и налоги, 10% - на содержание образовательного учреждения, 10% - на развитие материально-технической базы, 10% - на прочие расходы.

       Все образовательные процессы, которые  происходят в школе, контролируются. Если родители недовольны качеством  предоставления услуги, то можно разорвать  договор, или потребовать оказания услуги на должном уровне.

       В каждом образовательном учреждении есть ответственный за предоставление услуг с точки зрения организации, содержательную сторону услуг контролирует директор школы.

       Требования  к государственному образовательному стандарту довольно жесткие, проводится постоянная аттестация. Платные образовательные услуги не являются предметом государственной аттестации.

       Официального  документа о получении дополнительных образовательных услуг не предусмотрено. Однако школа может сама сделать  сертификат, или благодарственное письмо, которое не является бланком строгой отчетности.

       Практика  реализации платных образовательных  услуг не будет полной без обзора и выделения из них самых используемых и выбираемых потребителями.  В приведённой ниже таблице можно увидеть самые распространённые дополнительные образовательные услуги на пример нескольких школ города Екатеринбург.

         № школы класс № 134 Лицей № 110 № 95
1-4 Углублённое изучение английского языка, Информационные технологии,      Группы продлённого дня Углублённое изучение информатики и математики, Углублённое изучение французского языка, Арт-студия «Художник»,   Группы продлённого дня Углублённое изучение английского языка, Студия живописи, Группы продлённого дня
5-8 Дополнительные  главы математики, Трудные случаи орфографии и пунктуации, Танцевальная студия, Обучение игре на фортепьяно Русское правописание: орфография и пунктуация, Углублённое  изучение математики и физики Курсы пользователей  ПК,                       Студия хореографии, Русская словесность, Теория вероятности
9-10 Углублённое изучение русского языка, Углублённое изучение истории Решение нестандартных  задач по математике,         «В мастерской поэтов серебряного века» Углублённое изучение истории,     Углублённое  изучение математики, Углублённое изучение русского языка и литературы
 

       Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего  удовлетворения образовательных потребностей заказчика. По данным приведённой выше таблицы становится понятно, какие услуги пользуются повышенным спросом граждан.

       В начальных классах это углублённое  изучение иностранных языков, знакомство с информатикой и компьютером, различные  студии и кружки творческого направления.

       В классах среднего звена (5-8 классы) в основном создаются группы по изучению специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебной планом.

       В старших классах (9-10) уделяется большое  внимание дисциплинам, помогающим при  сдаче итоговых экзаменов, поэтому  ведётся углублённое изучение основных предметов. 
 
 
 
 

       Заключение

       Выполненное исследование позволяет сформулировать некоторые теоретические выводы в отношении правового регулирования оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования.

       1. Образовательные услуги как объект  гражданских прав имеют в сфере общего образования ряд серьезных специфических черт, которые необходимо учитывать при разработке механизмов правового регулирования. Данный факт обуславливает необходимость разработки специального гражданско-правового регулирования, учитывающего обозначенную в исследовании специфику рассматриваемого вида услуг, а не воспроизводящего общие нормы ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей».

       2. Платные образовательные услуги в сфере общего образования оказываются на основании заключенного между исполнителем и заказчиком (а также в ряде случаев и потребителем - обучающимся) договора, который имеет ряд дополнительных (по отношению к общим условиям договора возмездного оказания услуг) существенных условий, согласование сторонами которых позволяет говорить о том, что осуществляемая исполнителем деятельность действительно определена, как того требует п. 1 ст. 779 ГК РФ89.

       3. Сфера образования имеет важнейшее социальное значение и является приоритетной в государственной политике России. В связи с этим в правовом регулировании договора оказания платных образовательных услуг присутствует большое количество общеобязательных, императивных правил, в том числе запретов, ограничивающих принцип свободы договора для обеспечения максимальной защиты прав и законных интересов потребителей образовательных услуг, реализации конституционных прав на получение бесплатного общего образования. Однако названные обстоятельства ни в коей мере не исключают гражданско-правового характера договора оказания платных образовательных услуг в сфере общего образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  источников и литературы

       Источники

       Нормативные правовые акты

Информация о работе Платные образовательные услуги в системе общего образования