Платные образовательные услуги в системе общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание

Платное образование возникло в современном виде в России в самом начале 90-х гг. XX века. В условиях формирования рыночной экономики сфера платных образовательных услуг активно развивалась и сегодня стала важным элементом социальной инфраструктуры общества. В сфере общего образования платные образовательные услуги получили достаточно большое распространение.

Содержание

Стр.
Введение 3
Глава 1 Порядок нормативно-правового регулирования оказания платных образовательных услуг 8
1.1. Платные образовательные услуги: понятие, виды, особенности 8
1.2. Договор об оказании платных образовательных услуг 19
1.3. Ответственность сторон 34
Глава 2 Практика реализации платных образовательных услуг на примере общеобразовательных учреждений города Екатеринбург 40
Заключение 44
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

ПОУ.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

      в) адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, органа управления образованием;

      г) образцы договоров оказания платных дополнительных образовательных услуг;

      д) образовательные программы, стоимость образовательных услуг, по которым включается в основную плату по договору;

      е) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами36.

      Школа обязана сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся  к договору и соответствующей  образовательной услуге сведения.

      Информация  должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации37.

      1.2. Договор об оказании платных образовательных услуг

      В последние годы в сфере образования широкое распространение получил договор об оказании образовательных услуг. К проблеме правового регулирования и определению отраслевой принадлежность договора об оказании образовательных услуг обращались многие авторы. По данному вопросу высказаны различные точки зрения. Одни авторы видят в договоре об оказании платных образовательных услуг исключительно гражданско-правовую природу, другие относят его к образовательному праву, третьи – к сфере административного права. Все это говорит о том, что определение природы договора об оказании образовательных услуг остается актуальным.

      В п. 2 ст. 779 ГК РФ приведен примерный перечень договоров, которые подпадают под  действие правил настоящей статьи. Это договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных38.

      Рассмотрим  особенности договора на оказание платных  образовательных услуг. Необходимо отметить, что договор на оказание этих услуг возник не с принятием второй части Гражданского кодекса РФ, в которой впервые договор возмездного оказания услуг был выделен в отдельную главу. Можно с уверенностью сказать, что это давно известный вид договора, поскольку он существовал в рамках договора подряда и достаточно широко применялся. Если говорить о платном обучении, то и ранее были известны такие виды, как обучение управлению автотранспортными средствами, машинописи, курсы кройки и шитья и др. Особый же интерес к данному договору, действительно, возник в связи с разрешением образовательным учреждениям оказывать платные образовательные услуги39.

     Рассмотрим  нормативно-правовые основания договора на оказание образовательных услуг. Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в частности, организационно-правовая форма образовательного учреждения, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе). Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ. Рассмотрим нормативно-правовые основания договора на оказание образовательных услуг. Закон РФ «Об образовании» предусматривает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются, в частности, организационно-правовая форма образовательного учреждения, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе). Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ40. Исходя из текста Закона РФ «Об образовании», можно выделить следующие виды договоров на оказание платных образовательных услуг: 1) услуги в рамках реализуемых основных образовательных программ (подготовка специалистов на основании соответствующего государственного образовательного стандарта) на договорной основе; 2) дополнительные образовательные услуги, выходящие за пределы основных образовательных программ41. Согласно п.2 Инструкции  
«О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями», 
к дополнительным образовательным услугам относятся услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами42. В отношении договора на оказание платных дополнительных образовательных услуг можно с уверенностью сказать, что и по форме и по содержанию этот договор лежит в сфере гражданско-правового регулирования43.

      Закон РФ «Об образовании» особо выделяет платные дополнительные услуги государственного и муниципального образовательных  учреждений и платную образовательную  деятельность негосударственного образовательного учреждения44. В первом случае названные учреждения вправе оказывать населению и различным организациям платные дополнительные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими программами и государственными стандартами. Во втором случае учреждение вправе взимать плату с обучающегося, воспитанников за услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения учреждения  
и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регламентируются договором, устанавливающим уровень образования, сроки обучения, иные условия.

      Сторонами договора оказания платных дополнительных образовательных услуг согласно п. 2 Правил являются исполнитель — сама школа и потребитель — «организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично»45. Как видим, под указанную категорию «потребителя» попадают как родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, так и сам обучающийся (вне зависимости от достижения совершеннолетия) в качестве лица, «получающее образовательные услуги лично»46.

      В Примерной форме договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями (далее — Примерная форма) в качестве сторон договора указываются исполнитель, заказчик и потребитель. В качестве заказчика выступают родители (законные представители) обучающегося, а в качестве потребителя — сам несовершеннолетний обучающийся, достигший 14-летнего возраста. При этом заказчик и потребитель выступают как одна сторона договора, что вызывает обоснованные сомнения47. Ведь согласно п. 3 ст. 154 и п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц, которые и являются сторонами договора48. В нашем случае речь идет о соглашении, в котором участвуют три лица: исполнитель — школа, заказчик — родитель (законный представитель) и потребитель — обучающийся, достигший 14-летнего возраста, устанавливающем права и обязанности для каждой из сторон. На наш взгляд, в данном случае договор является не двухсторонним, как следует из текста Примерной формы, а многосторонним. При этом, исходя из того, что несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет заключают сделки с письменного согласия своих родителей (законных представителей)49, можно полагать, что родители дают такое согласие, когда сами подписывают договор от собственного имени.

      Малолетние (дети, не достигшие 14 лет) в Примерной  форме не включаются в субъектный состав сторон договора. Это связано с положением п. 1 ст. 28 ГК РФ, в соответствии с которым за малолетних сделки совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны50. Таким образом, малолетний не может быть стороной в договоре, а является третьим лицом, в пользу которого заключен договор51.

      В разделе 1 Примерной формы при  определении предмета договора, т.е. совокупности действий, которые должна совершить одна сторона в пользу другой стороны, не упоминается потребитель, хотя очевидно, что оказание услуг именно в отношении него, а не заказчика составляет предмет договора оказания платных образовательных услуг52. Особенно это важно для договора, который заключается в отношении малолетних потребителей, так как в противном случае используемый в дальнейшем по тексту договора термин «потребитель» остается нераскрытым53.

     Порядок заключения договора оказания платных  образовательных услуг имеет много общего с заключением публичного договора, урегулированного ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Разница заключается в том, что согласно Гражданскому кодексу РФ исполнителем по публичному договору выступает коммерческая организация, а школа ею не является54. Так же как и при заключении публичного договора, школа обязана заключить договор оказания платных дополнительных образовательных услуг при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу. Школа не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами55. По этой причине Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства считает противоречащими закону положения некоторых договоров оказания платных образовательных услуг об установлении рассрочки платы за обучение, скидок в «индивидуальном порядке». Если школа имеет намерение установить какие-либо скидки для отдельных категорий обучающихся, то критерии и размеры скидок должны быть четко определены в локальном акте школы, определяющем стоимость дополнительных платных образовательных услуг, и применяться ко всем обучающимся, подходящим под установленные школой критерии56.

         Договор составляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя (образовательного учреждения), другой - у потребителя, и должен содержать следующие сведения: 
а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения и место его нахождения (юридический адрес); 
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя; 
в) сроки оказания образовательных услуг; 
г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты; 
д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг; 
е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя57
          Однако до заключения договора учреждение обязано предоставить потребителю достоверную информацию о себе и оказываемых им образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора58. То есть, кроме своего наименования и места нахождения, сведений о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего, образовательное учреждение обязано довести до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения: 
- уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения; 
- перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления; 
- стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты; 
- порядок приема и требования к поступающим; 
- форма документа, выдаваемого по окончании обучения. 
          Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации предоставляет потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации59
          Кроме того, по требованию потребителя учреждение образования обязано предоставить для ознакомления: 
- устав государственного или муниципального образовательного учреждения, положение о филиале, отделении, другом его территориально обособленном структурном подразделении; 
- лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса; 
- адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального образовательного учреждения; 
- образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг; 
- основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору; 
- дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя; 
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

      Исполнение  договора оказания платных образовательных  услуг выражается в личном оказании исполнителем образовательных услуг, в принятии услуг потребителем и оплате услуг заказчиком60.

      Порядок исполнения договора весьма скупо урегулирован Правилами оказания платных образовательных услуг, поэтому необходимо обратиться к общим положениям Гражданского кодекса РФ.

      Исполнитель (школа) обязан оказать услуги лично, что означает, что услуги оказываются данным образовательным учреждением в лице привлекаемых им педагогов. Если в договоре в качестве существенного условия не указан конкретный педагог, который будет вести занятия, то образовательное учреждение свободно в выборе конкретного педагога для проведения занятий. Местом оказания услуг, если иное не предусмотрено договором, является место нахождение исполнителя, т.е. услуги оказываются по общему правилу в стенах школы61.

      Школа обязана соблюдать сроки обучения, утвержденные ею учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий62. Согласно Примерной форме в договоре указывается общий срок обучения, а в приложении к договору — количество часов занятий по какому-либо курсу (общее и в неделю)63.

      Важным  вопросом при заключении договора оказания дополнительных образовательных услуг является вопрос обеспечения учебной литературой и другими учебными материалами. Согласно ст. 704 Гражданского кодекса РФ, которая применяется к договору возмездного оказания услуг в силу ст. 783 ГК РФ, работа выполняется иждивением подрядчика — из его материалов, его силами и средствами, если иное не предусмотрено в договоре64. Применительно к образовательным услугам это означает, что школа должна обеспечить не только педагогический состав, помещение и оборудование, необходимые для оказания услуг, но и обеспечить обучающихся в достаточном количестве учебной литературой и учебными материалами, требующимися для выполнения заданий, предусмотренных учебным планом. Таким образом, если для проведения занятий требуется наличие каких-либо учебников, рабочих тетрадей и их стоимость школа не включает в стоимость услуг, то необходимо указать в договоре в качестве обязанности заказчика приобретение необходимых учебных материалов65. В Примерной форме подобная норма есть (п. 3.8.) «Обеспечить Потребителя за свой счет предметами, необходимыми для надлежащего исполнения Исполнителем обязательств по оказанию дополнительных образовательных услуг, в количестве, соответствующем возрасту и потребностям Потребителя», но, как представляется, данное условие договора нуждается в уточнении, необходимо перечислить, какими именно «предметами» заказчик обеспечивает потребителя.

Информация о работе Платные образовательные услуги в системе общего образования