Платные образовательные услуги в системе общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание

Платное образование возникло в современном виде в России в самом начале 90-х гг. XX века. В условиях формирования рыночной экономики сфера платных образовательных услуг активно развивалась и сегодня стала важным элементом социальной инфраструктуры общества. В сфере общего образования платные образовательные услуги получили достаточно большое распространение.

Содержание

Стр.
Введение 3
Глава 1 Порядок нормативно-правового регулирования оказания платных образовательных услуг 8
1.1. Платные образовательные услуги: понятие, виды, особенности 8
1.2. Договор об оказании платных образовательных услуг 19
1.3. Ответственность сторон 34
Глава 2 Практика реализации платных образовательных услуг на примере общеобразовательных учреждений города Екатеринбург 40
Заключение 44
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

ПОУ.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

      Согласно  Закону РФ "Об образовании"17 под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). 
          В соответствии этого Закона обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, что, в свою очередь, способствует удовлетворению возрастающих потребностей граждан в образовании в наибольшей степени. 
          Согласно п. 4 Правил оказания платных образовательных услуг (далее – Правила) к платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся: 
- обучение по дополнительным образовательным программам; 
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; 
- репетиторство; 
- занятия по углубленному изучению предметов; 
- подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования и другие услуги.

      Перечисленные виды услуг осуществляются сверх  финансируемых за счет средств соответствующих  бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся и не могут  быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. 
          В п. 4 Правил18 перечислены услуги, которые не могут быть отнесены к платным, а именно: 
- снижение установленной наполняемости классов; 
- деление классов на подгруппы при реализации основных образовательных программ; 
- реализация основных образовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, а также гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; 
- факультативные, индивидуальные занятия в группах, курсы за счет часов, отведенных на основные общеобразовательные программы.

      Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых образовательными учреждениями за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, приведён в Приложении к письму МО РФ «Об организации платных дополнительных образовательных услуг»19:

      1. Образовательные и развивающие услуги:

      а)  изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

      б)  репетиторство с учениками другого образовательного учреждения;

      в) различные курсы:

      •  по подготовке к поступлению в учебное заведение;

      •  по изучению иностранных языков;

      • повышения квалификации;

      •  по переподготовке кадров с освоением  новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);

      г) различные кружки:

      •  по обучению игре на музыкальных инструментах;

      • фотографированию;

      •   кино-, видео-, радиолюбительскому делу;

      • кройке и шитью, вязанию;

      • домоводству;

      • танцам и т.д.;

      д)   создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к мировой культуре, живописи, графике, народным промыслам, т.е. всему тому, что направлено   на   всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

      е)   создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

      ж)  создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребёнок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

      2. Оздоровительные мероприятия:

      • создание различных секций;

      •  групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные  игры,  общефизическая подготовка и т.д.).

      Перечень  платных дополнительных образовательных услуг может быть расширен. Весь список этих услуг должен быть зафиксирован в уставе образовательного учреждения.

      Федеральное законодательство устанавливает ряд  условий, при наличии которых государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги.

      Во-первых, в уставе образовательного учреждения должно быть указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе.

      Типовое положение об общеобразовательном  учреждении требует к тому же, чтобы в уставе школы были определены «виды и типы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных»20. Аналогичное требование содержится и в п. 3 Правил21. Данные требования подзаконных актов представляются избыточными и неосуществимыми. Дело в том, что конкретный перечень услуг, оказываемых школой, достаточно сильно зависит от конъюнктуры рынка в данной местности, наличия необходимых педагогических кадров и многих других факторов, которые не могут быть известны заранее и крайне изменчивы. Чтобы соблюсти указанные требования и не вносить каждый раз изменения в устав школы, рекомендуется указывать максимальное количество видов дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать школа, используя при этом общие обозначения характера таких услуг (например, услуги по обучению игре на музыкальных инструментах, в области искусства, по изучению иностранных языков, в спортивных секциях).

      Во-вторых, оказание отдельных видов платных  дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии.

      Согласно  Положению о лицензировании образовательной деятельности22, не подлежит лицензированию «образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации». Исходя из буквального толкования указанной нормы можно прийти к выводу, что дополнительные образовательные услуги, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не подлежат лицензированию. Соответствующее разъяснение было дано в письме «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования»23, которое, однако, не носит нормативного характера.

      Однако  это не совсем так. П. 2 Типового положения  об общеобразовательном учреждении устанавливает в качестве обязательного условия наличие «соответствующей лицензии» при реализации общеобразовательным учреждением дополнительных образовательных программ, хотя очевидно, что такие программы не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации24.

      Закон РФ «Об образовании»25 прямо требует наличие лицензии в случае, когда общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводят профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

      Требование  «наличия лицензии» не означает, что  школа должна получить отдельную лицензию на дополнительные образовательные программы и профессиональную подготовку. Такие образовательные программы должны быть указаны в приложении к лицензии школы на осуществление образовательной деятельности.

      Следует отметить, что прохождение процедуры лицензирования в отношении дополнительных образовательных программ выгодно и для самой школы, поскольку является необходимым условием для получения льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании таких услуг. Практика применения налогового законодательства показывает, что если дополнительные образовательные программы, реализуемые школой, не указаны в приложении к лицензии, то такая деятельность будет облагаться НДС26.

      В-третьих, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд27. К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах28.

      Также существуют принципы оказания платных дополнительных образовательных услуг.

  1. Дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан29. Поэтому должен соблюдаться принцип добровольности предоставления платных дополнительных образовательных услуг (ученик имеет право, но не обязан получать эти услуги). «Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг»30.

      Отдельно  следует раскрыть принцип добровольности платных образовательных услуг при реализации школой такой формы обучения как экстернат.

      При обучении в форме экстерната обучающийся (экстерн) самостоятельно (т.е. вне общеобразовательного учреждения, в котором он проходит аттестацию) осваивает учебные программы, а в общеобразовательное учреждение обращается для прохождения промежуточной и итоговой аттестации по установленному графику. Экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом (в пределах двух учебных часов); других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении. Взимание какой-либо платы за указанные услуги в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не предусматривается. Любые дополнительные учебные занятия, кроме перечисленных выше, в общеобразовательном учреждении, в котором экстерн проходит аттестацию, могут проводиться только по его желанию в качестве дополнительной платной образовательной услуги в соответствии с Правилами и договора между экстерном и учреждением31.

      Допуск  экстерна к прохождению аттестации при условии посещения курса лекций или иных занятий является грубейшим нарушением законодательства. В случае платности таких занятий данное деяние имеет признаки состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 285 Уголовного кодекса РФ32. Незаконность подобной практике подчеркивается и в Методических рекомендациях по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации33.

  1. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются школой на договорной основе.

      До  заключения договора школа обязана  предоставить потребителю (родителям, имеющим намерение заказать услуги для своих детей, и самим обучающимся) достоверную информацию о себе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. До потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) доводится информация, содержащая следующие сведения (п. 8 Правил):

      — наименование и место нахождения (адрес) школы, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

      — уровень и направленность реализуемых дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

      — перечень дополнительных образовательных услуг, порядок их предоставления;

      — стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты;

      — форма документа, выдаваемого по окончании обучения34
          Очевидно, что последнее требование об ознакомлении с формой документа, выдаваемого по окончании обучения, для школы, оказывающей платные дополнительные образовательные услуги, не всегда приемлемо по причине того, что какие-либо документы часто просто не выдаются, например, при оказании услуг по репетиторству, услуг спортивных секций и т.д. С другой стороны, при оказании услуг профессиональной подготовки требование об ознакомлении потребителя с формой документа вполне обоснованно35.

      Кроме перечисленных сведений, с которыми необходимо ознакомить потребителя, Правила оказания платных образовательных услуг говорят о порядке приема и требованиях к поступающим. Указанное требование относится в большей степени к образовательным учреждениям профессионального образования, поступление в которые осуществляется в конкурсном порядке. В отношении школ, оказывающих дополнительные платные образовательные услуги, можно говорить о необходимости указать возрастные и образовательные требования к обучающимся. Например, если мы говорим о спортивной секции, то указываем, что упражнения рассчитаны на детей такого-то возраста, а при введении курса экономики указываем, что учебная программа рассчитана на обучающихся таких-то классов или ступени общего образования.

      Школа обязана также предоставить для  ознакомления по требованию потребителя:

      а) устав государственного или муниципального общеобразовательного учреждения, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении государственного или муниципального общеобразовательного учреждения;

      б) лицензию на осуществление образовательной  деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;

Информация о работе Платные образовательные услуги в системе общего образования