Понятие авторского договора и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:20, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является всестороннее исследование института авторского права в российском гражданском праве, его сущности и правовой природы, а также выявление наиболее спорных сторон существования видов авторского права в российском гражданском праве, и в связи с этим выработка концепции их преодоления.
Задачи выпускного исследования. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) выявление исторических аспектов, повлекших за собой формирование института авторского права в России;
2) всестороннее исследование источников авторского права;
3) анализ основополагающих элементов авторского права: субъекты, объекты, а также определение сфер действия авторских прав.

Содержание

ВВЕДЕНЕИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ……………………………………………………6
Институт авторского права: история возникновения и становления в царской России…………………………………………………………..…..6
Особенности развития законодательства об авторском праве после Великой октябрьской революции 1917 года……………………………...13
ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ АВТОРСКОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СФЕРА ДЕЙСТВИЯ…………………………………………………………….26
2.1. Авторское право: понятие и особенности функционирования…………..26
2.2. Источники авторского права……………………………………………….28
2.3. Особенности элементов авторского права………………………………...34
2.4. Сфера действия авторских и смежных прав………………………………62
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ АВТОРСКИХ ПРАВ…………………………………………………..69
3.1. Исключительное право на произведение………………………………….69
3.2. Право авторства и право на имя……………………………………………81
3.3. Право на неприкосновенность произведения……………………………..87
3.4. Право на обнародование произведения. Другие авторские права……….89
3.5. Свободное использование произведений………………………………….94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….116

Работа состоит из  1 файл

!!!!!!!!!!.doc

— 477.00 Кб (Скачать документ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНЕИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ  СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ……………………………………………………6

    1. Институт авторского права: история возникновения и становления в царской России…………………………………………………………..…..6
    2. Особенности развития законодательства об авторском праве после Великой октябрьской революции 1917 года……………………………...13

ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ АВТОРСКОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СФЕРА  ДЕЙСТВИЯ…………………………………………………………….26

2.1. Авторское  право: понятие и особенности функционирования…………..26

2.2. Источники  авторского права……………………………………………….28

2.3. Особенности  элементов авторского права………………………………...34

2.4. Сфера действия  авторских и смежных прав………………………………62

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ АВТОРСКИХ ПРАВ…………………………………………………..69

3.1. Исключительное право на произведение………………………………….69

3.2. Право авторства  и право на имя……………………………………………81

3.3. Право на  неприкосновенность произведения……………………………..87

3.4. Право на  обнародование произведения. Другие авторские права……….89

3.5. Свободное  использование произведений………………………………….94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...109

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….116

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы выпускного квалификационного исследования. На протяжении всего существования термина "интеллектуальная собственность" законодатель использовал его в разных значениях: как понятие, охватывающее все результаты творческой деятельности ("объекты интеллектуальной собственности"1); для обозначения отрасли законодательства ("законодательство об интеллектуальной собственности"2); как синоним категории "исключительные права" (например, в ст. 128 ГК РФ). Как альтернатива предлагалась категория "интеллектуальное право"3.

Одновременно  с дискуссией о терминологии обсуждался и вопрос о структурных составляющих явления "интеллектуальная собственность" и их соотношении между собой (отрасли, подотрасли  и института ).

По действующему законодательству (ст. 128 ГК РФ) интеллектуальной собственностью именуются отношения, возникающие по поводу охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

В рамках подотрасли "право интеллектуальной собственности"4 <7> выделяется правовой институт авторского права и смежных прав, который имеет давнюю историю.

Российское  законодательство в сфере регулирования  такого института гражданского права, как авторские и смежные права, несмотря на принятие части четвертой  Гражданского кодекса (хотя, несомненно, стоит признать, что законодатель при принятии четвертой части ГК РФ ужесточил ответственность за правонарушения в сфере интеллектуальной собственности, стремясь при гармонизации российского законодательства с международным построить отношения авторов и потребителей на возможно более паритетных началах, закрепив комплекс мер государственной защиты, направленных на обеспечение баланса конституционных гарантий свободы творчества и защиты прав авторов научных, научно-технических, творческих и иных результатов как в части защиты выявленного ими содержания этих результатов (средствами патентного права), так и в части защиты формы изложения этих результатов (средствами авторского права)), на сегодняшний день не свободно от недостатков и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Следует отметить, что на отсутствие четких и однозначных  дефиниций правовых понятий, используемых в законодательстве об авторских  и смежных правах, обращали внимание многие юристы задолго до принятия части четвертой ГК РФ, к сожалению, в нормах части четвертой Гражданского кодекса, посвященной правовому регулированию интеллектуальной собственности, вступившей в силу с 1 января 2008 г., указанные дефиниции и правовые конструкции остались неизменными.

В отечественной  юридической литературе устойчиво  проявляется интерес к исследованию авторского права. Исследования в области данного правового института анализировались в работах ученых-юристов, таких как: Гаврилов Э.П., Дозорцев В.А., Зенин И.А., Калятин В.О., С.М. Братусь и другие.

Объектом выпускного квалификационного исследования являются правовые нормы, регламентирующие  институт авторского права.

Предметом исследования являются общественные отношения, определяющие особенности существования института авторского права в условиях изменившегося гражданского законодательства, включая виды авторского права.

Целью  выпускной квалификационной работы  является всестороннее исследование института авторского права в российском гражданском праве, его сущности и правовой природы, а также выявление наиболее спорных сторон существования видов авторского права в российском гражданском праве, и в связи с этим выработка концепции их преодоления.

Задачи выпускного исследования. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

1) выявление исторических аспектов, повлекших за собой формирование института авторского права в России;

2) всестороннее исследование источников авторского права;

3) анализ основополагающих  элементов авторского права: субъекты, объекты, а также определение  сфер действия авторских прав.

4) определение видов  авторских прав, а также особенностей  их функционирования

5) разработка теоретически  обоснованных и пригодных для  практического применения рекомендаций  по совершенствованию действующего  законодательства Российской Федерации,  регламентирующего институт авторского права.

Методологическую основу выпускного исследования составляет совокупность научных приемов и методов  исследования социальных явлений и  процессов, в том числе конкретно-исторический, диалектический, формально-логический, структурно-функциональный методы, а также методы сравнительных исследований, абстрагирования, обобщения, анализа и синтеза.

Эмпирическую базу исследования составили опубликованные материалы  судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, акты различных органов юридических лиц.

 

Глава 1. СТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

1.1. Институт  авторского права: история возникновения  и становления в царской России.

Для того чтобы  дать правильную оценку действующим в настоящее время в Российской Федерации нормам о свободном использовании объектов авторских и смежных прав, необходимо детально проанализировать динамику их изменений на протяжении всей истории развития законодательства об интеллектуальной собственности в России. Благо история российского законодательства об интеллектуальной собственности насчитывает около 300 лет, а нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авторских и смежных прав, за этот период в нашей стране было принято небольшое количество, и сделать такой анализ в рамках данной статьи не составит особого труда.

Процесс становления, развития и охраны авторского права  в разных странах шел по-разному. Преимущественно в законодательстве выделялось два подхода: континентальный (развитие происходило в направлении охраны прав авторов) и англо-американский (усиливалась охрана экономических прав издателей)5. Российское авторское право в целом принадлежит к семье европейского, континентального права. Тем не менее, история российского авторского права отличается от истории авторского права других стран не только особенностями государственного характера, но и запоздалым своим появлением, что обусловлено особенностями общественно-политического устройства нашего государства и своеобразием ее исторического развития. Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в. Важной их особенностью при этом являлась тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось в нашей стране значительно раньше.

Первый относительно полноценный закон об авторском  праве в России появился также  в рамках законодательства о цензуре6. Утвержденный 22 апреля 1828 г. третий Цензурный устав (первый был принят 21 июля 1804 г., второй - 10 июня 1826 г.) содержал специальную главу, которая называлась "О Сочинителях и Издателях книг"7. Указанная глава, состоявшая всего из семи параграфов (§ 133 - 139), дополнялась более развернутым Положением о правах Сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу8. В § 10 указанного Положения содержалась норма, в соответствии с которой "случайное перепечатание в каком-либо издании мелкой статьи, не занимающей более одного печатного листа, или перевод оной на другой язык, а равно и перепечатание известий политических (с указанием источника) или до Словесности, Наук и Художеств относящихся, не почитается контрафакциею". В § 11 предусматривалось, что "ссылки на книгу не почитаются контрафакциею, но токмо при соединении следующих условий: a) если в ссылках выписанное не более третьей части книги (заключающей в себе более одного печатного листа) и b) если текста самого Сочинителя находится вдвое более против ссылок из одной какой-либо книги". Иными словами, Положение о правах Сочинителей 1828 г. допускало случаи свободного использования произведения в информационных целях и цитирование произведения в оригинале и в переводе в объеме, оправданном целью цитирования. Как отмечал К.П. Победоносцев, "перепечатка случается обыкновенно при рецензиях в журналах, но когда журналист, под видом рецензии или под другим предлогом, перепечатывает вполне и постоянно мелкие из чужих изданий статьи, хотя бы они занимали и менее одного печатного листа по последнему изданию, то закон нарушается"9. Указанные нормы, по сути, положили начало формированию института ограничений исключительных прав в российском законодательстве.

В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах Сочинителей, Переводчиков и Издателей, которое  значительно дополнило Положение 1828 г.10. К уже существовавшим на тот момент нормам о свободном использовании произведений законодатель добавил § 17, в соответствии с которым "помещение в хрестоматиях и других учебных книгах каких-либо статей или отрывков из других сочинений не почитается самовольным изданием, хотя бы таковое заимствование в сложности разных мест книги составляло и более одного листа". Таким образом, в законодательство об авторском праве была включена норма о цитировании произведений для учебных целей, причем без каких-либо ограничений в объеме цитирования. Также законодатель добавил уточнение к § 16, согласно которому "при определении, как велика помещенная в журнале или каком-либо ином собрании статья, принимается в основание последнее издание книги, из коей взята сия статья".

При издании  Свода законов в 1832 г. Цензурный устав вошел в качестве приложения к ст. 129 Устава о предупреждении и пресечении преступлений (т. XIV), где Положение о правах Сочинителей разместилось в § 254 - 292. В издании 1842 г. нормы о правах сочинителей остались в составе Цензурного устава и составили § 257 - 295 приложения к ст. 147.

Дальнейшее  развитие авторского права в XIX в. шло  по пути постепенного расширения числа  охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 г. были приняты нормы, регламентировавшие авторские права композиторов, а в 1846 г. - авторские права художников и архитекторов. Однако в них никаких нововведений относительно свободного использования произведений предусмотрено не было.

В издании Свода  законов 1857 г. Цензурный устав обрел самостоятельность в т. XIV, а права сочинителей составили в нем § 282 - 312, которые включили в себя нормы о литературной (художественной) и музыкальной собственности. В 1886 г. была подписана Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, однако Россия осталась в стороне. Прежде всего потому, что авторам предоставлялось право запрещать внесение изменений в их книги, а это ущемляло права государственной цензуры. Экономические интересы Правительства России и отсутствие хорошо организованных авторских обществ, которые в свою очередь могли бы защищать экономические интересы русских авторов, также были причиной того, что Россия отказалась в XIX в. от присоединения к Бернской конвенции. Не помогли решить этот вопрос и обращения к обществу ряда русских и зарубежных писателей11.

В 1887 г. нормы  о праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств были перенесены в т. X ч. I в качестве приложения к примечанию 2 ст. 42012.

20 марта 1911 г.  был принят Закон об авторском праве, который явился первым самостоятельным нормативным правовым актом в истории России, призванным регулировать отношения в области авторского права. Он был составлен на основе западноевропейского законодательства и международных соглашений в области авторского права того времени, однако отражал традиционный для России более низкий уровень охраны авторских прав13. В Законе 1911 г. нашли отражение передовые идеи германских Законов 1901 и 1907 гг., а также Бернской конвенции в ее Берлинской редакции 1908 г. Нововведения коснулись и норм о свободном использовании произведений. Так, ст. 38 второй главы Закона "Авторское право на литературные произведения" предусматривалось, что "речи, произнесенные публично в законодательных учреждениях, в судебных установлениях, в земских, городских, сословных и других общественных собраниях и, вообще, во всех публичных собраниях, могут быть печатаемы в повременных изданиях, а также в отдельных отчетах о заседаниях означенных учреждений и собраний, без согласия автора". Согласно ст. 39 в литературных произведениях допускались "небольшие выписки из появившихся уже в свет чужих сочинений или даже полная перепечатка чужих, незначительных по объему, произведений, под условием помещения таких выписок или перепечаток в сочинении, составляющем самостоятельное целое, или же в хрестоматиях и других сборниках с учебною, научною либо техническою целью". Статья 40 вводила правило о том, что "в газетах, журналах и прочих повременных изданиях допускается перепечатка из других повременных изданий известий о текущих событиях, о новостях дня, а равно иногородних сообщений по телеграфу и телефону, хотя бы получаемых от собственных корреспондентов". При этом в Законе делалась оговорка, что постоянные из одного и того же издания перепечатки воспрещаются. Положения второй главы Закона распространялись и на географические, топографические, астрономические и иного рода карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи и тому подобные произведения, если по главной цели своей и назначению такие произведения не относились к числу художественных.

Информация о работе Понятие авторского договора и его виды