Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:20, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является всестороннее исследование института авторского права в российском гражданском праве, его сущности и правовой природы, а также выявление наиболее спорных сторон существования видов авторского права в российском гражданском праве, и в связи с этим выработка концепции их преодоления.
Задачи выпускного исследования. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) выявление исторических аспектов, повлекших за собой формирование института авторского права в России;
2) всестороннее исследование источников авторского права;
3) анализ основополагающих элементов авторского права: субъекты, объекты, а также определение сфер действия авторских прав.
ВВЕДЕНЕИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ……………………………………………………6
Институт авторского права: история возникновения и становления в царской России…………………………………………………………..…..6
Особенности развития законодательства об авторском праве после Великой октябрьской революции 1917 года……………………………...13
ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ АВТОРСКОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СФЕРА ДЕЙСТВИЯ…………………………………………………………….26
2.1. Авторское право: понятие и особенности функционирования…………..26
2.2. Источники авторского права……………………………………………….28
2.3. Особенности элементов авторского права………………………………...34
2.4. Сфера действия авторских и смежных прав………………………………62
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ АВТОРСКИХ ПРАВ…………………………………………………..69
3.1. Исключительное право на произведение………………………………….69
3.2. Право авторства и право на имя……………………………………………81
3.3. Право на неприкосновенность произведения……………………………..87
3.4. Право на обнародование произведения. Другие авторские права……….89
3.5. Свободное использование произведений………………………………….94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….116
В отношении музыкальных произведений ст. 43 Закона также вводила три новых случая свободного использования. Во-первых, издание вариаций, транскрипций, фантазий, этюдов на целое или часть чужого музыкального произведения или вообще заимствование из него, если все эти сочинения настолько уклонялись от оригинала, что должны были рассматриваться как новое и самостоятельное музыкальное произведение. Во-вторых, "приведение в изданиях с учебною или ученою целью, в виде примеров, отдельных мест изданного или публично исполненного музыкального произведения". В-третьих, согласно ст. 50 Закона публичное исполнение музыкального произведения допускалось без согласия композитора, если исполнение ни непосредственно, ни косвенно не преследовало целей наживы, если исполнение совершалось во время народных празднеств или если выручка назначалась исключительно для благотворительных целей и исполнители вознаграждения не получали.
Интересной представляется норма ст. 54 Закона, согласно которой снятие копий с художественного произведения, приобретенного непосредственно от художника в собственность для храмов Божьих, императорских дворцов, музеев, правительственных и общественных установлений, допускалось с разрешения подлежащей власти и без согласия художника.
Согласно ст. 56 Закона также не признавались нарушениями авторского права на художественное произведение:
1) изображение
произведений живописи
2) воспроизведение
отдельных художественных
3) повторение художественных произведений, находящихся на улицах, площадях и в других публичных местах, в иной отрасли того же рода искусства;
4) помещение
отдельных частей
5) помещение произведений на публичной выставке.
Статья 57 Закона предусматривала правило о том, что каждый может производить постройки и сооружения по опубликованным автором архитектурным, инженерным и иным техническим планам, чертежам и рисункам, если автор, при самом опубликовании, не оговорит, что такое право он сохраняет за собою, а лицо, которое приобрело у автора технические планы, чертежи или рисунки, за отсутствием иного соглашения, могло производить по ним постройки и сооружения.
В статье 62 гл. 6 Закона впервые появились нормы, отражавшие уровень развития науки и техники на момент принятия законодательства об авторском праве начала XX в. В соответствии с указанной статьей не признавались нарушением авторского права на фотографические произведения и другие произведения, подобные фотографии:
1) снятие копии для личных целей;
2) помещение
произведения на публичной
3) воспроизведение
произведения в
4) воспроизведение
произведения, хотя бы целиком,
в изделиях заводской,
Помимо всего прочего, ст. 19 Закона об авторском праве ввела общее правило, согласно которому при всяких разрешаемых законом заимствованиях из чужого произведения обязательным являлось указание имени автора и источника заимствования.
Таким образом, Закон 1911 г. стал значительным шагом в развитии авторского права России, в том числе он существенно увеличил количество случаев свободного использования произведений по сравнению с законодательством Российской империи XIX в. и ввел новые их виды в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса на тот период времени.
1.2. Особенности развития законодательства об авторском праве после Великой октябрьской революции 1917 года.
После известных событий 1917 г. гражданское законодательство, действовавшее на территории бывшей Российской империи, включая Закон об авторском праве 1911 г., было отменено. Первым советским нормативным правовым актом в сфере регулирования авторского права стал Декрет Центрального исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (далее - ЦИК) от 29 декабря 1917 г. "О государственном издательстве", в котором закреплялся переход прав на все литературные произведения в собственность государства. Та же линия была продолжена Декретом Совета народных комиссаров (далее - СНК) от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием". Однако норм о свободном использовании произведений указанные акты не содержали. Таким образом, авторское право периода "военного коммунизма" характеризовалось коренной ломкой прежнего законодательства Российской империи и попытками внедрить в рассматриваемую сферу нормы, согласующиеся лишь с большевистскими взглядами.
Ситуация изменилась с принятием Постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. "Об основах авторского права", п. 4 которого предусматривал некоторые случаи свободного использования объектов авторских прав и который во многом воспроизвел положения Закона об авторском праве 1911 г.14. Согласно п. 4 указанного Постановления не считалось нарушением авторского права:
1) помещение небольших отдельных отрывков и даже полная перепечатка незначительных по размеру произведений, снимков и т.д. в научных, политико-просветительных и учебных сборниках с обязательным указанием автора и источника заимствования;
2) помещение
отчетов о выпущенных в свет
устных и письменных произведен
3) помещение
в отчетах повременных изданий
речей, произнесенных в
4) перепечатка повременными изданиями появившихся в газетах сообщений, а равно статей, не имеющих беллетристического характера, не ранее чем на другой день по их опубликовании. При этом в отношении перепечатываемых статей необходимо было указать источник заимствования и имя автора;
5) использование
композитором для своего
6) публичное исполнение чужих драматических, музыкальных, музыкально-драматических, кинематографических и других произведений в красноармейских и рабочих клубах, а также в других местах при условии невзимания платы с посетителей;
7) использование художественных и фотографических произведений в изделиях заводской и ремесленной промышленности;
8) изображение
произведений живописи
9) воспроизведение художественных произведений, находящихся на улицах, площадях и в публичных музеях;
10) помещение всякого рода произведений на публичной выставке;
11) производство
построек и сооружений по
12) снятие копии
с чужого произведения
В Декрете ЦИК и СНК РСФСР от 11 октября 1926 г. "Об авторском праве"15 и Постановлении ЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. "Об авторском праве"16, которые действовали на территории РСФСР вместе с Основами об авторском праве 1925 и 1928 гг., положений о свободном использовании произведений не содержалось.
Постановление ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 г. "Основы авторского права" расширило количество случаев свободного использования и конкретизировало некоторые из них17. Так, согласно подп. "ж" п. 9 не являлась теперь нарушением авторского права перепечатка повременными изданиями репродукций с произведений изобразительных искусств, рисунков, иллюстраций, фотографий, чертежей и т.п. с соблюдением тех же условий и порядка, которые установлены для перепечатки повременными изданиями появившихся в газетах сообщений и статей, не имеющих беллетристического характера. В отношении помещения всякого рода произведений на публичной выставке в подп. "м" Постановления 1929 г. была сделана оговорка о том, что такое помещение возможно лишь в случае, если оно не запрещено автором. В отношении снятия копий с чужого произведения исключительно для личных целей в п. "о" Постановления 1929 г. также была сделана оговорка о том, что снятие таких копий с произведений скульптуры средствами механически-контактного копирования не допускается. Подпунктом "п" Постановления 1929 г. из случаев свободного использования было исключено использование художественных и фотографических произведений в изделиях фабрично-заводской, кустарной и ремесленной промышленности. Теперь в этой ситуации необходимо было уплачивать автору гонорар в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством союзных республик. Кроме всего прочего, п. 9 указанного Постановления было предусмотрено примечание 2, в соответствии с которым установление предельных размеров отрывков и произведений, перепечатка которых допускалась в научных, политико-просветительных, учебных сборниках и других научных произведениях, отдавалось на откуп законодателям союзных республик. Так, например, в РСФСР норма о размерах цитирования содержалась в п. 5 Постановления ЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. "Об авторском праве", где она составляла 10 тысяч типографских знаков для прозы и 40 строк для стихотворений, а для капитальных научных трудов - до 40 тысяч типографских знаков, если подобные труды состояли не менее чем из 30 печатных листов. При этом во всех случаях при заимствовании должны были быть указаны имя автора и источник заимствования.
В начале 60-х гг. XX в. в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства было решено включить законодательство об авторском праве в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик18 и в гражданские кодексы союзных республик (с 1 октября 1964 г. в РСФСР - ст. 475 - 516 ГК)19. В связи с этим ранее действовавшие нормы авторского права были существенно пересмотрены в направлении дальнейшего расширения прав авторов, а количество случаев свободного использования произведений при этом значительно сокращено.
Статьей 492 ГК РСФСР, так же как и ст. 103 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, предусматривалось всего пять случаев, когда использование произведения могло осуществляться без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием фамилии автора, произведение которого было использовано, и источника заимствования:
1) использование чужого изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения, кроме переработки повествовательного произведения в драматическое либо в сценарий и наоборот, а также для переработки драматического произведения в сценарий и наоборот;
2) воспроизведение
в научных и критических
3) информация в периодической печати, кино, по радио и телевидению о выпущенных в свет произведениях литературы, науки и искусства;
4) воспроизведение
в газетах, кино, по радио и
телевидению публично
5) воспроизведение
каким-либо способом, кроме механически-контактного
копирования, произведений
Шестой случай свободного использования произведений был обозначен в ст. 493 ГК РСФСР (в Основах он не предусматривался), которая допускала без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения воспроизведение или иное использование чужого выпущенного в свет произведения для удовлетворения личных потребностей.
Указом Президиума ВС СССР от 21 февраля 1973 г.20 и Указом Президиума ВС РСФСР от 1 марта 1974 г.21 ст. 103 Основ и ст. 492 ГК РСФСР соответственно были дополнены двумя случаями свободного использования произведений: п. 5 указанной статьи теперь разрешал воспроизведение в газетах публично произнесенных речей, докладов, а также выпущенных в свет произведений литературы, науки и искусства в оригинале и переводе, а п. 7 - репродуцирование печатных произведений в научных, учебных и просветительных целях без извлечения прибыли. Возможность свободно воспроизводить публично произнесенные речи, доклады, а также выпущенные в свет произведения литературы, науки и искусства в оригинале и переводе в газетах была обозначена в п. 5 указанных статей.