Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 11:20, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является всестороннее исследование института авторского права в российском гражданском праве, его сущности и правовой природы, а также выявление наиболее спорных сторон существования видов авторского права в российском гражданском праве, и в связи с этим выработка концепции их преодоления.
Задачи выпускного исследования. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1) выявление исторических аспектов, повлекших за собой формирование института авторского права в России;
2) всестороннее исследование источников авторского права;
3) анализ основополагающих элементов авторского права: субъекты, объекты, а также определение сфер действия авторских прав.
ВВЕДЕНЕИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ……………………………………………………6
Институт авторского права: история возникновения и становления в царской России…………………………………………………………..…..6
Особенности развития законодательства об авторском праве после Великой октябрьской революции 1917 года……………………………...13
ГЛАВА 2. ИНСТИТУТ АВТОРСКОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СФЕРА ДЕЙСТВИЯ…………………………………………………………….26
2.1. Авторское право: понятие и особенности функционирования…………..26
2.2. Источники авторского права……………………………………………….28
2.3. Особенности элементов авторского права………………………………...34
2.4. Сфера действия авторских и смежных прав………………………………62
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ АВТОРСКИХ ПРАВ…………………………………………………..69
3.1. Исключительное право на произведение………………………………….69
3.2. Право авторства и право на имя……………………………………………81
3.3. Право на неприкосновенность произведения……………………………..87
3.4. Право на обнародование произведения. Другие авторские права……….89
3.5. Свободное использование произведений………………………………….94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….116
В то же время Указом Президиума ВС РСФСР от 1 марта 1974 г., а еще позже Указом Президиума ВС СССР от 13 октября 1976 г.22 в ст. 103 Основ и в ст. 492 ГК РСФСР соответственно был введен п. 8, согласно которому издание рельефно-точечным шрифтом для слепых выпущенных в свет произведений также признавалось одним из случаев свободного использования.
Следующим этапом развития норм о свободном использовании произведений стало принятие Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик23, в ст. 138 которых допускалось без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого использовано, и источника заимствования, а также при условии, что этим не наносится ущерб нормальному использованию произведения и не ущемляются законные интересы автора:
1) цитирование в учебных изданиях, научных и критических работах изданных произведений в объеме, обусловленном целью издания, цитирование статей из газет и журналов для обзоров печати;
2) воспроизведение
по радио, телевидению и в
газетах публично
3) воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям;
4) репродуцирование
в единичных экземплярах
5) издание выпущенных
в свет произведений рельефно-
6) изготовление
одной копии программы для
ЭВМ владельцем экземпляра
Пунктом 3 ст. 138 Основ допускалось без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения использование чужого выпущенного в свет произведения для удовлетворения личных потребностей, если при этом не наносился ущерб нормальному использованию произведения и не ущемлялись законные интересы автора.
Таким образом, количество случаев свободного использования в Основах гражданского законодательства 1991 г. сократилось по сравнению с действовавшими ранее Основами 1964 г., но при этом законодатель привел их в соответствие с уровнем развития научно-технического прогресса и предусмотрел положения о свободном использовании программ для ЭВМ. Также в российском законодательстве впервые был воспроизведен так называемый трехступенчатый тест, закрепленный в ряде международных соглашений об интеллектуальной собственности и призванный установить возможные пределы введения ограничений исключительных прав в национальном законодательстве участвующих в них государств.
Основы гражданского законодательства 1991 г. должны были вступить в действие с 1 января 1992 г., однако в связи с распадом СССР этого не произошло. В новых условиях некоторые независимые государства - субъекты бывшего СССР, учитывая, что их гражданские кодексы в значительной степени устарели, приняли решение о применении Основ на своей территории. В Российской Федерации Основы гражданского законодательства вступили в силу 3 августа 1992 г. в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы"24 .
Спустя год
был принят один из основополагающих
нормативно-правовых актов в пореформенной
России в области гражданско-
Так, в абз. 1 п. 3 ст. 16 Закона "Об авторском праве и смежных правах" было предусмотрено правило об исчерпании права; ст. 18 предусматривала свободное воспроизведение произведения в личных целях, за исключением некоторых случаев, прямо поименованных в Законе; ст. 19 воспроизводила положения о свободном использовании произведений путем цитирования; ст. 20 разрешала три случая свободного использования произведений путем репродуцирования; ст. 21 предусматривала норму о свободном использовании произведений, постоянно расположенных в местах, открытых для свободного посещения; ст. 22 - норму о свободном публичном исполнении музыкальных произведений; ст. 23 - норму о свободном воспроизведении для судебных целей; ст. 24 - норму о свободной записи краткосрочного пользования, производимой организациями эфирного вещания; в ст. 25 говорилось о свободном воспроизведении программ для ЭВМ и баз данных и правиле о декомпилировании программ для ЭВМ.
Свободное использование объектов смежных прав регулировалось ст. 42 ЗоАП. В соответствии с п. 1 указанной статьи допускалось без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм:
1) для включения
в обзор о текущих событиях
небольших отрывков из
2) исключительно в целях обучения или научного исследования;
3) для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. При этом свободное использование в коммерческих целях было запрещено.
Свободное использование объектов смежных прав могло осуществляться также в случаях, которые были установлены Законом "Об авторском праве и смежных правах" в отношении свободного использования произведений.
Правило об исчерпании права было предусмотрено и в отношении некоторых объектов смежных прав. Так, согласно абз. 1 п. 3 ст. 38 Закона "Об авторском праве и смежных правах", если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи, дальнейшее их распространение допускается без согласия производителя фонограммы и без выплаты ему вознаграждения.
Пунктом 3 ст. 42 Закона устанавливался еще один случай свободного использования объектов смежных прав в отношении получения разрешения исполнителя, производителя фонограммы и организации эфирного вещания на осуществление записей краткосрочного пользования исполнения, постановки или передачи, на воспроизведение таких записей и на воспроизведение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, при условии если запись краткосрочного пользования или воспроизведение осуществлялись организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для ее собственной передачи при соблюдении следующих требований:
1) предварительного
получения организацией
2) уничтожения
записи в течение шести
В 1994 - 1995 гг. Россия присоединилась к ряду международных договоров - Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. (Парижская редакция) и к дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в редакции Парижского акта 1979 г.). С 1 января 1995 г. на территории России вступила в силу первая часть ГК РФ, а еще раньше - с 1994 г. - начался процесс подготовки кодифицированного законодательства об интеллектуальной собственности, и в профессиональной среде все чаще стали высказываться мнения о включении норм об авторском праве в структуру ГК РФ26.
С принятием Федерального закона от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"27 изменилось содержание ст. 19 данного Закона. Законодатель добавил в нее п. 2, в соответствии с которым появился еще один случай свободного использования произведений, а именно предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. При этом экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могли предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.
В июне 2005 г. формально была начата работа над проектом четвертой части ГК РФ, которая была призвана объединить в себе нормы, посвященные правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Она была принята 24 ноября 2006 г., вступила в силу с 1 января 2008 г.28. Часть четвертая ГК РФ была введена в действие 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 ноября 2006 года N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации". Федеральный закон N 231-ФЗ признал утратившими силу некоторые законы Российской Федерации и РСФСР, среди них Гражданский кодекс РСФСР; Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3517-1; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"; Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" и др.
Таким образом, проанализировав динамику развития норм о свободном использовании объектов авторских и смежных прав в российском законодательстве, можно сделать вывод о том, что существовавшие в международном регулировании тенденции последовательного сужения сферы допускаемого национальными законодательствами свободного использования, сведения случаев такого использования к минимуму отразились на российском законодательстве об интеллектуальной собственности. Кроме того, необходимо отметить значительное отставание законодательства об интеллектуальной собственности в России на протяжении всей истории его развития, вплоть до 90-х гг. XX в., от основных международных соглашений, принятых в области охраны и защиты интеллектуальной собственности, и от аналогичного законодательства, существовавшего во многих зарубежных государствах в указанный период. Данные выводы наглядно подтверждает история развития норм о свободном использовании объектов авторских и смежных прав в России.
Глава 2. ИНСТИТУТ АВТОРСКОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СФЕРА ДЕЙСТВИЯ
2.1. Авторское право: понятие и особенности функционирования.
Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей29.
В субъективном смысле авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства30.
Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.
Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции.
Первой функцией
авторского права является признание
авторства и охрана произведений
науки, литературы и искусства. Как
и ранее действовавшее
Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.