Права ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:13, реферат

Описание

Цель работы: раскрыть классификацию прав детей, рассмотреть институт и содержание личных неимущественных и имущественных прав детей.
Задачи:
- ознакомиться с нормативно правовыми актами РК, регулирующими отношения в сфере прав детей, а также с международными актами;
- раскрыть план нашей работы;
- подвести итоги нашей работы.

Содержание

Введение 3
I ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ 4
1.1 Право ребенка жить и воспитываться в семье. 4
1.2 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. 5
1.3 Право ребенка на защиту 6
1.4 Право выражать свое мнение 6
1.5. Право ребенка на имя, отчество и фамилию 7
II ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ 9
2.1 Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей 9
2.2 Право собственности на полученные ребенком доходы, имущество 9
2.3.Принцип раздельности имущества родителей и детей. 11
IV ПРАВА ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 12
III МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОПРАВАХ РЕБЕНКА. 13
Заключение 14
Cписок использованной литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Права ребенка.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)


15

 

 

Карагандинский государственный медицинский университет

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Кафедра истории Казахстана и СПД

                                                           Дисциплина: Основы права

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа студента

на тему:

«Права ребенка».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила: ст. 102 гр.

                                                                              специальность «стомотология»

                                                         Койшибаева А. Ж.

                                                                        Проверила: Бакирова А. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда 2009 г

 

План

Введение

I ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

1.1  Право ребенка жить и воспитываться в семье.

1.2 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

1.3 Право ребенка на защиту

1.4 Право выражать свое мнение

1.5. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

II ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

2.1 Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

2.2 Право собственности на полученные ребенком доходы, имущество

2.3.Принцип раздельности имущества родителей и детей.

IV ПРАВА ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

III МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОПРАВАХ РЕБЕНКА.

Заключение

Cписок использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

Человек, действительно уважающий человеческую личность,

                                                        должен уважать ее в своем ребенке,

                                                                                                    начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое "я"

                                                             и отделил себя от окружающего мира.

Д. Писарев

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д.    Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребенка.

Казахстанские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается в возрасте до 14 лет. Это связано с тем, что родители безответственны по отношению к своим детям. Многие дети убегают из дома, что  приводит к увеличению процента беспризорных детей.

Экономический кризис, продолжающийся в стране пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома и др. Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения, как детьми, так и родителями знаний в области прав ребенка, а помимо них еще и преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.

Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.

В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.

Цель работы: раскрыть классификацию прав детей, рассмотреть институт и содержание личных неимущественных и имущественных прав детей.

Задачи:

-   ознакомиться с нормативно правовыми актами РК, регулирующими отношения в сфере прав детей, а также с международными актами;

-    раскрыть план нашей работы;

-    подвести итоги нашей работы.

Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции о правах ребенка и в п. 1 ст. 1 Закона РК «О правах ребенка». Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Способность ребенка приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникает с момента рождения. В СК права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные (неимущественные) права и имущественные права.

I ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Личные (неимущественные) права несовершеннолетних детей. К личным правам несовершеннолетних детей относятся:

• право жить и воспитываться в семье

• право на общение с родителями и другими родственниками

• право на защиту

• право выражать свое мнение

• право на имя, отчество и фамилию

1.1  Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Одним из самых важных прав ребенка является право жить и воспитываться в семье.

Ребенок имеет право жить вместе со своими родителями и никто не может этому воспрепятствовать — ни государственные органы, ни частные лица. Нормы Закона о праве ребенка на семейное воспитание устанавливают местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей[1]. Несовершеннолетние, достигшие четырнадцати лет, вправе избрать место своего жительства с согласия их законных представителей. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом[2].

Право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями, также включает в себя такие права ребенка, как:

             право на заботу родителей;

             право знать своих родителей;

             право на воспитание своими родителями;

             право на обеспечение его интересов и всестороннее развитие;

             право на уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу[3], обусловленное тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным.

Забота родителей о ребенке заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принадлежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопросов, возможных конфликтов с другими детьми и т. д. (то есть в обеспечении разнообразных интересов детей).

В случаях утраты родительского попечения (отсутствие родителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, признание недееспособными, болезнь родителей и в др. случаях) право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом порядке. При этом, предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: передача их на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство). И только в том случае, когда отсутствует возможность устройства ребенка на воспитание в семью, он подлежит передаче в детское воспитательное учреждение.

1.2 Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано и право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей[4].

В Законе особо подчеркивается, что право ребенка на общение с обоими родителями сохраняется также в случаях:

а) расторжения брака родителей;

б) признания брака родителей недействительным;

в) раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах, чем подтверждены существующие по этому вопросу международно-правовые нормы.

Лишение родителей права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с родителями, законом предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке — при лишении или ограничении родительских прав[5], а также в административном порядке — при отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства из-за непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью[6].

Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка[7].

Безусловно, экстремальной является ситуация, связанная с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности. Понятно, что в подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом. В частности, законом предусмотрено, что родители вправе представлять интересы своих несовершеннолетних детей по делам об административных правонарушениях[8], а по определению суда или постановлению судьи близкие родственники могут быть допущены в качестве защитников по уголовным делам.

1.3 Право ребенка на защиту.

Закон «О браке и семье» не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и предусматривает гарантии их осуществления.

Законом РК «О браке и семье» установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных Законом случаях — органами опеки и попечительства, прокурором и судом[9]. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений.

Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация), а также приобретшему полную дееспособность в связи с вступлением в брак, предоставлено право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту.

Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд[10]. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке[11].

1.4 Право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Ребенок правомочен довести до сведения родителей и других членов семьи свои соображения по тому или иному вопросу, связанному с его интересами, в любой доступной для него форме. В Законе не указано, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции о правах ребенка такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды.

Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов (выбор образовательного учреждения, формы обучения, организация досуга и т. п.). С этого же момента он вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Например, ребенок вправе выражать свое мнение при рассмотрении в суде дел об оспаривании записи об отцовстве, при разрешении спора между родителями о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей, при рассмотрении иска родителей о возврате им детей, о восстановлении родителей в родительских правах, об отмене ограничения родительских прав[12] и т. д.

Информация о работе Права ребенка