Права женщин

Автор работы: s*****************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 08:45, курсовая работа

Описание

Женщины -- социально-демографическая группа населения, особо нуждающаяся в социальной защите в условиях рыночных отношений. По численности женщины составляют 53 % населения и выполняют главную общественную и семейную функцию -- де-торождение.
Неотъемлемым элементом социальной политики любого государства является забота о соблюдении прав человека. В нашем случае, мы считаем необходимым, говорить о правах женщин в контексте прав человека.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История «женского вопроса» 4
1.1.Понятие социальной дискриминации 4
1.2.История вопроса о социальной дискриминации женщин 7
Глава 2. Социальные аспекты прав женщин, подходы к изучению 9
2.1. Правовые основы прав женщин 12
2.2. Современное состояние реализации прав женщин в России 16
Заключение 24
Приложения 30

Работа состоит из  1 файл

права женщин.docx

— 83.66 Кб (Скачать документ)

      Однако  в настоящее время перспективным  является социогендерный подход, эмпирическую базу которого составляют результаты конкретных социологических исследований (проведенных коллективом “ГАЛСИ” Международной ассоциации “Женщины и развитие” под руководством Г. Силласте в 1991-1996 годах: “Женщины и демократизация”, “Женщины - рынок - конверсия”; “Женщины в российском обществе”, “Труд, Занятость, Безработица”. Экспертный опрос участников Всероссийского женского Конгресса: “Женщины и выборы-93”; “Русская семья в республиках России в новой межнациональной ситуации”.)

      Руководствуясь  определенными документами и  соглашениями и опираясь на анализ российской действительности, правительство  России 8 января 1996 года приняло постановление  “О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации”. Согласно концепции права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное их участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации [2].

      Принятие  правительственной концепции придает  особую актуальность исследованию социальной дискриминации женщин в сфере  труда в условиях перехода России к рыночной экономике.

      Вместе  с тем в российской науке сложилось  традиционное отношение к изучению социальной дискриминации женщин. Во-первых, ее рассматривали как проблему исключительно  юридическую. Отсюда правовой подход.

      Однако  известно, что права, закрепленные юридическими нормами, нередко отличаются от реального  их осуществления. Поэтому мировое сообщество в лице правительств 190 государств, принимавших участие в IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине, признавая, что “неравенство между мужчинами и женщинами по-прежнему существует, а основные препятствия сохраняются”, подтвердило свою “приверженность к обеспечению полного осуществления прав человека, женщин и девочек в качестве неотъемлемой, составной и неделимой части всеобщих прав человека и основных свобод” [3].

      Во-вторых, традиционным для исследований социальной дискриминации женщин является психологический подход на уровне микросоциума: анализа семьи. Он ограничивается изучением межличностных отношений в микрогруппе, психологии подавления достоинств и свободы женщины, исходя из разных сексуальных ролей двух полов. При этом в основу анализа кладутся как биологические различия между полами (“биологический пол”) [4], так и разные культурные представления о поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерная идентичность и гендерные идеалы: мужественность-женственность.

      И правовой, и философско-психологический подходы дают возможность изучить лишь отдельные аспекты дискриминации женщин как социального явления, как единого целого. Именно социологический подход позволяет познать это явление во всей его полноте и сложности различных социальных связей и взаимозависимостей.

      Ни  одной социологической работы, посвященной  непосредственно процессу или явлению  социальной дискриминации женщин, ни в советской, ни в российской социологии нет. Но наука развивается не на пустом месте. Различные аспекты дискриминации женщин (в доперестроечный период вместо этого понятия обычно использовали его аналог - “ущемление”) изучались главным образом экономистами, юристами, историками, философами и психологами. В связи с этим нельзя не отметить работы профессора Московского университета и преподавателя Высших женских курсов В. М. Хвостова “Женщина накануне новой эпохи” (1905), Н. К, Крупской “Женщина - работница” (1901), А, М, Коллонтай “Социальные основы женского вопроса” (1909), А. Бабеля “Женщина.и социализм” (1905).

      И правовой, и философско-психологический подходы дают возможность изучить лишь отдельные аспекты дискриминации женщин как социального явления, как единого целого. Именно социологический подход позволяет познать это явление во всей его полноте и сложности различных социальных связей и взаимозависимостей.

      Ни  одной социологической работы, посвященной  непосредственно процессу или явлению  социальной дискриминации женщин, ни в советской, ни в российской социологии нет. Но наука развивается не на пустом месте. Различные аспекты дискриминации женщин (в доперестроечный период вместо этого понятия обычно использовали его аналог - “ущемление”) изучались главным образом экономистами, юристами, историками, философами и психологами. В связи с этим нельзя не отметить работы профессора Московского университета и преподавателя Высших женских курсов В. М. Хвостова “Женщина накануне новой эпохи” (1905), Н. К, Крупской “Женщина - работница” (1901), А, М, Коллонтай “Социальные основы женского вопроса” (1909), А. Бабеля “Женщина.и социализм” (1905).

      2.1. Правовые основы  прав женщин

      Неотъемлемым  элементом социальной политики любого государства является забота о соблюдении прав человека. В нашем случае, мы считаем необходимым, говорить о  социальных аспектах прав женщин в  контексте прав человека.

      На  территории нашего государства действуют  российский и международный механизмы  защиты социально-экономических прав женщин. Их обязаны реализовывать государственные органы и иные структуры по защите прав человека в экономической и социальной сферах.

      Конституция РФ (ст. ст. 18,19 и др.), говорит о  том, что Государство гарантирует  гражданам отсутствие любой дискриминации, в том числе и по признаку пола. Мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации. К сожалению, мы не можем говорить о выполнении данных положений, несмотря на то, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.

      Конвенция ООН 1979 г. “О ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин”, ратифицированная СССР в 1980 г., - основной международный  документ, устанавливающий стандарты  в области защиты индивидуальных и коллективных прав женщин, однако, с ним до сих пор мало кто  знаком, а тем более - мало кто  с ним работает непосредственно  в судах. По инициативе ряда женских НПО, в том числе Движения женщин России, Государственной Думой РФ , 20 ноября 1997 г, была утверждена " Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", которая даёт анализ состояния с правами женщин в России и содержит перечень законов, которые необходимо принять для выравнивания правового статуса лиц обоего пола.

      В настоящее время уровень развития женского движения край-не низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массо-вой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движе-ния сегодня -- борьба с явной и скрытой формой дискриминации.

      4 марта 1993 г. был принят Указ  Президента РФ «О первооче-редных задачах государственной политики в отношении женщин», в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Для этого признано необходимым сохранить времен-ную меру правового характера -- наличие квот (условно 30 % пред-ставительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уров-ней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также кво-тирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями и предвыборными блока-ми, а также включение норм об установке квот на занятие руко-водящих должностей лицами обоего пола в органах государствен-ного управления в Закон о государственной службе.

      В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в  Кодексе за-конов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ):

      запрещение  труда женщин на тяжелых работах  и на работах с 
вредными условиями труда;

      установление  предельных норм переноса и передвижения тя- 
жестей (ст. 160);

      ограничение труда женщин в ночное время (ст. 161);

      установление  облегченных условий труда беременных жен- 
щин (запрещение ночных, сверхурочных работ, командировок, 
перевод на более легкую работу -- ст. 161, 162, 163, 164).

      На  создание женщинам-матерям условий, позволяющих соче-тать труд в общественном производстве с воспитанием детей, на-правлены следующие нормы:

      запрещение  ночных, сверхурочных работ, работ в  выходные дни и направление в  командировки женщин, имеющих детей  в возрасте до 3 лет (ст. 162);

      подобного рода работы ограничиваются в отношении  женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет), и могут допускаться только с  согласия самих женщин (ст. 163);

      по  желанию женщины (равно как и  любого другого родствен-ника), находящейся в отпуске по уходу за ребенком, она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия в период частично оп-лачиваемого отпуска по уходу за ребенком (ст. 167);

      перерывы  для кормления ребенка, предоставляемые  матери, имеющей детей в возрасте до полутора лет, включаются в рабочее  время и оплачиваются по среднему заработку (ст. 169);

      на  предприятиях, в организациях с широким  применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнаты для  кормления грудных детей (ст. 172);

      по  просьбе женщин, имеющих детей  в возрасте до 14 лет, администрация  обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую  неделю; оплата труда в этих случаях  про- изводится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Подобный режим труда не влечет каких- либо ограничений в отношении стажа работы и продолжительно-сти отпуска (ст. 49);

      женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, а одинокой матери ребенка в  возрасте до 14 лет, предоставляются  особые гарантии при приеме на работу и увольнении: запрещается отказы-вать им в приеме на работу и снижать заработную плату по моти-вам, связанным с наличием детей; их увольнение по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвида-ции предприятия, когда допускается увольнение с обязательным 
трудоустройством (ст. 170).

      Закон Российской Федерации «О занятости  населения в Рос-сийской Федерации» предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям с несовершеннолетними детьми, женщинам, воспитывающим детей дошкольного воз-раста, детей-инвалидов, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дополнительные ра-бочие места, организация по обучению специальным програм-мам и т.д. -- ст. 13).

      Постановление Министерства труда о занятости  населения Российской Федерации. «Временное положение о порядке квоти-рования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и органи-зациях для лиц, нуждающихся в социальной защите» от 11 мая 1992 г. № 216 предусматривает следующие квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы (одинокие, многодетные матери, с детьми дошкольного возраста, с детьми-инвалидами).

      Женщины в нашей стране имеют право на льготы:

      в связи с беременностью, родами, кормлением ребенка и это 
не только «декретный отпуск», но и права женщины в вопросах 
планирования семьи;

      обусловленные необходимостью ухода за детьми и  их воспи-тания.

      Женщины имеют право на искусственное  оплодотворение, ис-кусственное прерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, что урегулировано в Основах зако-нодательства РФ об охране здоровья граждан. Искусственное оп-лодотворение замужней женщины и имплантация ей эмбриона возможна при наличии письменного согласия обоих супругов, т.е. рожденный ребенок будет считаться их общим (ст. 35). Каждая жен-щина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве (ст. 36).

      Отец  имеет право на больничный лист по уходу за ребенком, частично оплачиваемый отпуск по уходу до достижения ребенком 1,5 лет. Дополнительный отпуск до 3 лет  может быть использован частично или полностью матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, что включается в общий и непрерыв-ный стаж.

      Вопрос  о насилии над женщинами был  рассмотрен на Всемир-ной конференции по правам человека в июне 1993 г., затем в декларации Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1993 г. «Об искоренении насилия в отношении женщин», которая призывает все страны бороться с этим явлением. В нашей стране это учтено уголовным правом (например, при притязании начальника по службе). Предусмотрена уголовная ответственность за такие пре-ступления, как содержание притонов и сводничество, принужде-ние к занятию проституцией. Должны быть разработаны и приня-ты новые акты уголовного и административного законодательства об искоренении насилия над женщинами и детьми в семье.

Информация о работе Права женщин