Автор работы: s*****************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 08:45, курсовая работа
Женщины -- социально-демографическая группа населения, особо нуждающаяся в социальной защите в условиях рыночных отношений. По численности женщины составляют 53 % населения и выполняют главную общественную и семейную функцию -- де-торождение.
Неотъемлемым элементом социальной политики любого государства является забота о соблюдении прав человека. В нашем случае, мы считаем необходимым, говорить о правах женщин в контексте прав человека.
Введение 3
Глава 1. История «женского вопроса» 4
1.1.Понятие социальной дискриминации 4
1.2.История вопроса о социальной дискриминации женщин 7
Глава 2. Социальные аспекты прав женщин, подходы к изучению 9
2.1. Правовые основы прав женщин 12
2.2. Современное состояние реализации прав женщин в России 16
Заключение 24
Приложения 30
Для тех женщин, кто предпочитает работать по найму - а таких большинство - нужны специализированные программы переподготовки, учитывающие не только общие особенности женской психологии и поведения на рынке труда, но и конкретный социально-психологический тип женщин и их установки по отношению к работе. Особые программы, видимо, потребуются для женщин с маленькими детьми.
Наконец, нужно разработать достаточно надежные тесты профессиональных возможностей и квалификации и законодательно обеспечить повсеместное использование этих тестов при приеме на работу. Эти тесты должны, с одной стороны, разрушить предубеждения о принципиальной неспособности женщин выполнять те или иные работы, с другой - уменьшить опасения работодателей, позволив им выбирать действительно компетентных и профессионально пригодных работников. Зато отказ в работе женщине, успешно прошедшей такие тесты, уже может послужить основанием для обвинения в дискриминации, что послужит хоть какой-то социальной гарантией для действительно компетентных работников. Еще одним разделом политики занятости в настоящее время является субсидирование и поддержка работодателя, сохраняющего или открывающего рабочие места, в том числе в специфических женских сферах деятельности.
Весьма сложный и деликатный вопрос - охрана труда. Как уже отмечалось, специфические “женские” меры по охране труда могут лишь ухудшить положение женщин на рынке труда. С другой стороны, сохранение нынешнего положения уже давно угрожает здоровью нации. Необходимо, видимо, не охранять труд женщин, а добиваться нормальных условий труда на производстве в целом.
Правительству
стоит в кратчайшие сроки утвердить
Положение о государственной
инспекции надзора и контроля,
Положение о статусе
Было бы целесообразно, если бы разработкой программы занялся единый центр, например, Департамент по условиям по охране труда при Минтруде РФ.
Средства предприятий, направленные на улучшение условий труда, должны рассматриваться как средства на развитие предприятия и не должны облагаться налогом на прибыль.
Должна быть проведена аналитическая работа по выявлению типов нефинансовой поддержки семьям и путей ее оказания. Необходимо создание организации на министерском уровне для осуществления координации в области политики семьи и обеспечения службы социальной поддержки.
Для определенных категорий женщин, особенно с маленькими детьми, одиноких матерей, матерей с детьми-инвалидами (наименее защищенной и травмируемой в условиях экономического кризиса группы) желательно уменьшить занятость, но в добровольном порядке, с помощью соответствующей социальной политики, заменившей бы утраченный заработок семейными пособиями для детей. Следует подчеркнуть, что такая мера не будет чистой благотворительностью: наряду с решением важнейшей социальной проблемы - стимулирования рождаемости, она поможет снизить давление на рынке труда.
Следует также рассмотреть вопрос о свободном режиме для женщин (так называемом “гибком графике”, который давно используется во всех европейских странах). Для начала хотя бы в бюджетных организациях, где государству легче проводить свою политику, можно определить виды работ, которые могут выполняться на дому. Если учесть, что сегодня одна из главных статей расходов - содержание помещений, а один из важнейших ресурсов большинства государственных контор в крупных городах - эти самые помещения, проведение подобной политики может быть экономически выгодно для предприятий.
Переподготовка женщин в массовых профессиях, если она будет осуществляться неформально и с учетом реальных потребностей местной экономики, может быстро повысить эффективность местных предприятий, так как предоставит в их распоряжение квалифицированную и дисциплинированную рабочую силу - женщины, как правило, отличаются более высокой трудовой и производственной дисциплиной.
“Светское”
профессиональное общение женщин, лишенных
в данный момент работы, отчасти
снимет психологическую напряженность
от потери рабочего места и снизит
напряженность в семье, и в
обществе в целом, поможет воспитать
столь сегодня необходимый
Все перечисленные меры краткосрочного и среднесрочного характера. Они необходимы, но проблемы они радикально не решат. Основная причина неблагоприятного положения женщин в системе разделения труда - сильное запаздывание нашего общества в переходе к постиндустриальной фазе. До тех пор, пока в стране не будет развита инфраструктура деловых услуг, информационного обслуживания, пока не сложится разнообразная и диверсифицированная система образования дошкольных и внешкольных учреждений, освобождающая женщин от части проблем “двойной занятости”, ни о каком долгосрочном экономическом росте, привлечении инвестиций и т. п. Не может идти речь. Создание условий для такого перехода должно стать одной из главных задач государственной экономической и социальной политики. Но именно эти меры, как показывает весь мировой опыт, и открывают наилучшие возможности для приложения женского труда там, где он действительно более чем конкурентоспособен.
В долгосрочном плане - 5 лет и более - меры по улучшению положения женщин неотделимы от мер по развитию основ постиндустриального общества. И отсюда должна быть направлена значительная доля ресурсов.
Это касается, прежде всего, информатизации нашего общества. Но не в том смысле, в каком этот термин употребляется в последние десять лет - как распространение компьютеров и компьютерной грамотности. Речь идет, скорее, об использовании компьютеров, стоящих сегодня во множестве организаций и постепенно появляющихся в домах, для реального распространения самой разнообразной информации.
В
настоящее время наша экономика
существует практически в условиях
полного информационного
Причем особенно благоприятные условия для развертывания подобной деятельности существуют как раз в испытывающих сегодня огромные трудности “наукоградах”, благо наличие информационных сетей и электронной почты делает географическую удаленность создателей информационного продукта от потребителей не слишком важной.
Вероятно, многие из таких небольших и, видимо, децентрализованных информационных служб будут работать как бесприбыльные организации, и для их нормального функционирования нужно будет существенно пересмотреть и уточнить законодательство, затрагивающее подобные организации.
Второе
направление “перехода к
Сегодня в нашей стране существуют огромный скрытый резерв рабочей силы: при почти 50-процентном сокращению объемов производства численность работников на большинстве предприятий сократилась не слишком значительно. Возможно, нецелесообразно будет в порядке эксперимента пойти в каких-то относительно благополучных районах с достаточно диверсифицированной структурой производства на радикальную рационализацию структуры и численности персонала предприятий с одновременным содействием в этих же районах созданию сети мелких фирм и кооперативов в секторе услуг. Разумеется, такому эксперименту должно предшествовать тщательное изучение потенциального рынка для услуг предполагаемых новых предприятий и большая подготовительная работа.
Постиндустриальное общество, в отличие от индустриального, может формироваться лишь в результате самодеятельности людей и групп - поставщиков и потребителей товаров и услуг. Ничто не может быть более чуждо самим основам этого общества, чем попытки строить его “сверху”. Именно поэтому наша страна так задержалась с переходом в эту стадию. Но создать условия для того, чтобы этот объективный процесс шел быстрее и безболезненнее, государство вполне способно и даже обязано. И выигрывают от этого прежде всего женщины.
Еще один важный фактор, который должен определить государственную политику поддержки женщин - дифференцированный подход к поддержке различных групп. Сегодня выполнено несколько исследований профессиональных ориентаций женщин. По данным одного из них, среди российских женщин довольно отчетливо выделяются четыре типа:
- “карьерные женщины” - желающие расти профессионально и работать полный рабочий день. Их оказалось 5.3% среди замужних и 5.8% среди незамужних женщин
- “профессионально ориентированные женщины”, желающие делать карьеру, однако предпочитающие работать неполный рабочий день. Их оказалось 26.1% и 48% соответственно
- “работающие матери” - не желающие делать карьеру и выбирающие режим неполного рабочего дня. Их оказалось 35.3% и 38.5% среди замужних и незамужних женщин
- “домашние хозяйки” - не желающие делать карьеру и предпочитающие не работать вообще - 33.3% и 7.7% соответственно.
Существуют и другие подходы к определению типологии трудовой и профессиональной ориентации женщин. Возможен и многомерный подход, объединяющий несколько критериев. Важно, что среди женщин отчетливо выделяются разные по своим ориентациям типы, и вкладывать деньги в их профессиональную подготовку имеет смысл только с учетом этих различий.
И, наконец, еще одно условие формирования государственной политики в отношении женщин. Сегодня, как уже отмечалось, действует огромное количество организаций, занимающихся подобными проблемами. Все они никак не связаны друг с другом и эффективность их работы от этого чрезмерно страдает. Любые попытки “ввести” координацию в этой области обречены либо на провал, либо на бессмысленную растрату ресурсов и бюрократизацию.
Но одно можно и нужно сделать уже сегодня: создать на федеральном уровне Центр документации, осуществляющий информационный обмен между ними, а также между всеми государственными и иными органами, так или иначе соприкасающимися с “женскими” проблемами. Такой центр должен собирать все документы о деятельности существующих организаций и их опыте и распространять эти документы среди остальных потенциально заинтересованных организаций. Существование систем электронной почты и информационных сетей типа Интернета делает реальный информационный обмен достаточно простым, быстрым и эффективным. А работа подобного “децентрализованного центра”, может послужить отличным полигоном для упоминавшегося вовлечения женщин в реальную информатизацию нашего общества.
Экспертные оценки частоты столкновения женщин
с фактами их дискриминации при приеме на работу и увольнении
в зависимости от предприятий разных форм собственности
Формы проявления социальной дискриминации в сфере труда | Сталкиваются (всего) | Степень столкновения | Никогда не сталкиваются | Затрудняются ответить | ||
часто | иногда | |||||
При приеме на работу | 82.3 | 40.7 | 41.6 | 7.1 | - | |
При увольнении | 74.2 | 41.2 | 33.0 | 11.3 | 14.5 | |
в том числе: на предприятиях различных форм собственности: на государственных предприятиях | 63.8 | 23.5 | 40.3 | 13.1 | 23 | |
в госучреждениях | 56.0 | - | - | - | - | |
в научных учреждениях | 45.7 | 19.9 | 25.8 | 19.0 | 35 | |
в коммерческих структурах | 48.8 | 31.2 | 17.6 | 13.1 | 38 | |
на совместных предприятиях (полугосударственных) | 40.3 | 22.2 | 18.1 | 13.6 | 46 | |