Автор работы: s*****************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 08:45, курсовая работа
Женщины -- социально-демографическая группа населения, особо нуждающаяся в социальной защите в условиях рыночных отношений. По численности женщины составляют 53 % населения и выполняют главную общественную и семейную функцию -- де-торождение.
Неотъемлемым элементом социальной политики любого государства является забота о соблюдении прав человека. В нашем случае, мы считаем необходимым, говорить о правах женщин в контексте прав человека.
Введение 3
Глава 1. История «женского вопроса» 4
1.1.Понятие социальной дискриминации 4
1.2.История вопроса о социальной дискриминации женщин 7
Глава 2. Социальные аспекты прав женщин, подходы к изучению 9
2.1. Правовые основы прав женщин 12
2.2. Современное состояние реализации прав женщин в России 16
Заключение 24
Приложения 30
2.2. Современное состояние реализации прав женщин в России
К сожалению, далеко не всегда, механизмы защиты прав, в том числе прав женщин: суд, прокуратура, государственная инспекция труда и институт Уполномоченного по правам человека, - используют такой рычаг, как роль профсоюзов, правозащитных и женских общественных организаций которые, согласно Закону РФ (1995 г.) “Об общественных объединениях” вправе выступать в защиту индивидуальных и коллективных прав и интересов своих членов (ст.27).
Необходимо отметить становление механизмов организации гендерной экспертизы законодательства в верхней палате Парламента России. Важную роль в организации экспертной оценки законопроектов уже несколько лет играет Комиссия по делам женщин при Совете Федерации РФ.
Поскольку Россия является не только правовым, но и социальным государством (ст.1 и ст. 7 Конституции РФ), а в социальном государстве должен существовать баланс льгот, предоставляемых женщинам как социальному слою населения, то это значит, что льготы, предоставляемые в связи с материнством, не должны снижать конкурентоспособность женщин по сравнению с мужчинами в других сферах возможного приложения сил - в труде и в общественно-политической деятельности.
Если мы рассмотрим предоставляемые женщинам льготы, то увидим, что они подразделяются на:
1)
льготы в связи с
2) льготы по уходу за ребёнком;
3) прочие льготы.
Первые из названных льгот должны быть полностью сохранены и в условиях рынка. Они должны также включать права в области планирования семьи: право на искусственное оплодотворение, право на контрацепцию, право на искусственное прерывание беременности и др.
Льготы по уходу за ребёнком должны принадлежать в равной мере и матери и отцу. Это вытекает не только из ст.19 Конституции РФ, но и из ратифицированной РФ 30 ноября 1997 г. Конвенции МОТ № 156 “О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями”.
По-прежнему требуют тщательного внимания вопросы охраны материнства, ночного труда женщин и применения труда женщин на подземных работах. Но это не должно ущемлять в праве на профессиональную ориентацию и праве на профессиональную подготовку; праве на защиту своего достоинства по месту работы российских женщин.
Право
на социальную, правовую и экономическую
защиту материнства, детства, семьи, должно
существовать вместе с правом на отцовство.
Конечно, в признании и реализации
для женщин права на охрану здоровья
и медицинскую помощь есть свои особенности.
В связи с этим, представляется
целесообразным, повысить роль женщин
в осуществлении права на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение
ущерба, причиненного здоровью или
имуществу экологическим
В
2001 г., в России подверглось реформированию
социальное страхование и пенсионное
обеспечение, в связи, с чем остро
встали вопросы гендерной
К сожалению, мы должны констатировать, что право на жилище и вопросы создания условий для его осуществления и защиты применительно к отдельным категориям женщин по-прежнему не обеспечивается. Гарантии права наследования и вопросы содержания брачных контрактов по российскому законодательству проработаны на наш взгляд недостаточно.
Как
показывают статистические данные, женщины
России, практически оказались
В России женщины составляют более половины населения страны, но они явно недопредставлены в органах государственной власти. В Гос. Думе РФ женщин примерно 10 %, а в Совете Федерации РФ сегодня вообще нет женщин. Такое положение ненормально и препятствует отражению в законах интересов всех слоев населения, как во внутренней, так и во внешней деятельности государства. В Концепции (20.11.97 - ГД РФ) предлагаются меры по совершенствованию под этим углом зрения избирательного законодательства, законодательства о политических партиях и о государственной и муниципальной службе. Важно помнить, что согласно Конвенции ООН 1979 г. временные специальные меры, направленные на установление фактического равенства между мужчинами и женщинами (в том числе квоты) не считаются дискриминационными. ( Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект.- М., Институт государства и права РАН, 2000).
Порядок,
процедуры и правовые акты в механизме
защиты прав женщин, к сожалению
не всем известны, т.к. в советское
время на эти моменты совсем не
обращали внимания. Становление системы
социального партнерства и
Отдельного разговора заслуживает тема: предотвращение насилия в обществе, проблемы домашнего насилия. Говоря о ней, необходимо изучать вопросы дискриминации по признаку пола.
Существует модельное законодательство о насилии в семье. Разработаны Рекомендации ООН, создан Проект закона РФ "О предотвращении насилия в семье", но по-прежнему 30% всех убийств, осуществляемых в России происходит между родственниками и близко знакомыми людьми . Решать данную проблему помогает развитие сети кризисных центров (для женщин, подвергающихся домашнему насилию и для мужчин - виновников домашнего насилия).Роль неправительственных организаций в работе с проблемой насилия в семье неоценима. (Бойченко Л.Д. Женская преступность, вопросы преодоления домашнего насилия, преступления против женщин в Республике Карелия (статья)\\Права женщин в России. М., 1999 N4-5;Достижения и находки: Кризисные центры России. М., "Пресс-соло", 1999.)
Здоровье является частью социальной политики общества, поэтому нам представляется чрезвычайно важным внедрение гендерных аспектов в политику здравоохранения в РФ.
Необходимо широко обсуждать и внедрять в России вопросы репродуктивныах прав, репродуктивной свободы, репродуктивного выбора. Право женщины распоряжаться своим телом не должно подвергаться сомнению ни церковью, ни государственными институтами . Современные формы регулирования рождаемости : аборт и контрацепция не должны рассматриваться как угроза демографической ситуации в России. Для того, что бы внимательно разобраться в вышесказанном, необходимо изучать особенности формирования медико-социальных потребностей различных контингентов женщин.
Невозможно говорить о гендерных основах социальной политики, не рассмотрев проблем семьи и жизненных стратегий женщин и мужчин.
Семья в любом государстве является институтом распределения власти и институтом ее финансового обеспечения . Семья помогает в минимизации издержек на воспроизводство рабочей силы.
Говоря о современной семейной политике в России необходимо рассмотреть такое новое для нас явление как "брачный контракт": возможность гендерной асимметрии, которую уже используют "новые русские". Этот договор уже сегодня можно рассматривать с двух сторон : как “явный” и как скрытый.
По-прежнему
в РФ высока частота разводов, а
его последствия негативно
Рассмотрение гендерной социальной политики было бы неполным без гендерных аспектов занятости и пенсионной реформы.
В России, в условиях либерализации трудовых отношений, женщины, к сожалению, подвергаются все большей дискриминации. Это происходит из-за трех основных причин:
-
происходит снижение
-
наблюдается снижение
-
идет смена мотивации трудовой
занятости и профессиональной
мобильности женщин. Среди мотивов
изменения форм трудовой
Если мы рассмотрим проблемы пенсионной реформы в России, то необходимо будет провести прогноз последствий внедрения формально гендерно-нейтральной пенсионной системы по старости для мужчин и женщин в России.
(Баскакова М.Е., Баскаков В.Н. О пенсиях для мужчин и женщин. Социальные аспекты пенсионной реформы. М.: Московский философский фонд, 1998.-200;
Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности. М. Институт Социологии РАН 1997;Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. М. 1996).
Важным элементом социальной политики является государственная политика доходов, состоящая из выплаты пособий и заработной платы, где так же чрезвычайно важны гендерные аспекты. Именно они красноречиво показывают необходимость
совершенствования и регулирования оплаты труда женщин и мужчин.
Уровень заработной платы женщин отстает от уровня зарплаты мужчин в среднем на 30-40%. Это обстоятельство, естественно, накладывает свой отпечаток и на размеры пенсионных накоплений мужчин и женщин. Если сравнивать пенсионные накопления бездетных мужчин и женщин, имеющих одинаковый уровень образования и одинаковый страховой стаж, то оказывается, что пенсионные накопления женщин составляют 70-77% накоплений мужчин.
Пособия и социальные выплаты должны быть гендернонейтральны - т.е., всеми пособиями по уходу за ребенком должны пользоваться оба родителя и т.д..
Модельные расчеты оценки экономического эффекта от вложений в образование у мужчин и женщин так же показывают их неравнозначность.
(Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М. Юристъ, 1997)
Исходя
из вышесказанного и не вдаваясь в
теоретико-методологические аспекты
определения и измерения
неравенство экономических возможностей мужчин и женщин. (Женщины и мужчины России. Госкомстат России, 1998; Уровень жизни населения. Социально-экономический потенциал семьи. М., Минсоцзащиты РФ, 1996;Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. Вопросы экономики, № 3, 2000).
Экономическая нестабильность в России толкает наших граждан, в первую очередь женщин на путь миграции, а здесь мы видим новые возможности и новые опасности, а именно - проблемы трэффика - сексуальной продажи людей.
Правовая база “женского вопроса” в России устарела, не отвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует “Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин”, недавно принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.
Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер по их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; в области личной безопасности и предотвращению насилия и другие.Таким образом, реально сегодня можно говорить о двух рычагах воздействия на положение женщин:
прямой компенсации их неблагоприятного положения мерах по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда.
Все
меры должны быть тщательно дифференцированы
по срокам. Очевидно, например, что в
пределах минимум года-полутора никакие
меры по повышению