Права женщин

Автор работы: s*****************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 08:45, курсовая работа

Описание

Женщины -- социально-демографическая группа населения, особо нуждающаяся в социальной защите в условиях рыночных отношений. По численности женщины составляют 53 % населения и выполняют главную общественную и семейную функцию -- де-торождение.
Неотъемлемым элементом социальной политики любого государства является забота о соблюдении прав человека. В нашем случае, мы считаем необходимым, говорить о правах женщин в контексте прав человека.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История «женского вопроса» 4
1.1.Понятие социальной дискриминации 4
1.2.История вопроса о социальной дискриминации женщин 7
Глава 2. Социальные аспекты прав женщин, подходы к изучению 9
2.1. Правовые основы прав женщин 12
2.2. Современное состояние реализации прав женщин в России 16
Заключение 24
Приложения 30

Работа состоит из  1 файл

права женщин.docx

— 83.66 Кб (Скачать документ)

      Восьмая особенность. Социологическое исследование социальной дискриминации женщин опирается на данные ряда частных социологических теорий: социологии личности, социологии семьи, геронто-социологии, социологии молодежи и, прежде всего, гендерной социологии [7].

      Каковы  основные понятия зарубежной гендерной  социологии? Среди них, во-первых, - понятие  гендерной идентичности. Оно отражает наши представления о собственном поле, а через их сознание - отождествление со своим полом. Как показали многочисленные психологические исследования, осознание своего пола не всегда соответствует биологическим признакам индивида. Во-вторых, понятие гендерных идеалов отражает общественные представления о мужском и женском поведении. В последние десятилетия они существенно изменились. В-третьих, категория биологического пола означает учет первичных и вторичных признаков, типичных для мужчин и женщин. И, наконец, в-четвертых, понятие сексуальной роли связано с разделением труда, с правами и обязанностями полов. Все эти четыре компонента, находящиеся в единстве, отражают “половое самосознание” [8]. 

      Девятая особенность. С позиций социологического подхода объектом социальной дискриминации являются женщины как особая социогендерная общность, обладающая конкретными демографическими характеристиками, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом [9]. Вместе с тем дискриминации подвергаются и девушки, и девочки, как возрастная подгруппа женской социогендерной общности.

      В России 78 млн. женщин. Девочки в возрасте до пятнадцати лет составляют 16 млн. 633 тысячи, т. е. немногим более 20% [10]. Они  испытывают дискриминацию с раннего  возраста. Пекинская конференция  поставила задачу на уровне правительств всех стран мира “предупреждать и устранять любые формы насилия в отношении женщин и девочек” и “обеспечивать уважение международного права, включая гуманитарное право, в интересах защиты женщин и девочек в первую очередь” [11].

      Десятая особенность. Социологический подход исходит из того, что субъектами социальной дискриминации женщин являются: а) мужчины (если анализ ведется на уровне семейно-бытовых отношений), обладающие конкретными демографическими характеристиками, своей социальной ролью и гендерной идентичностью; б) общество при исследовании социальных отношений; в) государство в лице его социальных институтов, регулирующих отношения полов, способствующее или, напротив, нарушающее принципы гендерного равновесия в составе властных институтов в вопросах распределения рабочей силы в различных сферах занятости.

      Действия  субъектов социальной дискриминации  женщин проявляются либо непосредственно  в индивидуальных поведенческих  актах, либо опосредованно - через принимаемые  исполнительными и законодательными властями постановления; либо в действиях, учитывающих сложившиеся в массовом сознании гендерные идеалы. И тогда  официальная политика предлагает россиянкам в условиях перехода к рыночным отношениям и роста безработицы “вернуться в семью, к мужу и детям”. По сути это попытка переложить заботу о  трудоустройстве женщины на ее семью, конкретно - мужа, которому тот же гендерный  идеал предписывает функции “добытчика”  материальных благ. Причем в современной  России ряд федеральных законов, особенно в труде, закрепил дискриминацию  женщин. В роли субъекта насилия  фактически может выступить любой  социальный институт, в деятельности которого целенаправленно нарушается принцип равноправия полов.

      Одиннадцатая  особенность. С позиций социологического анализа в основе социальной дискриминации женщин лежит их социальное неравенство с мужчинами. Это неравенство американский социолог Н. Смелзер определяет как “условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам как деньги, власть, престиж” [12].

      Только  социальное равенство мужчин и женщин обеспечивает им равный доступ к экономическим  и трудовым ресурсам, к формированию политики на всех ее уровнях, к участию  в общественной жизни, в принятии решений по экономическим, социальным, культурным и политическим вопросам.

      Приложение 2

      Подробнее о дискриминации  женщин в сфере  труда

      Кратко  перечислим причины:

      женщины на протяжении десятилетий объективно больше зависели от рушащейся в условиях реформ системы социальных гарантий женщины исторически были привязаны  к отраслям и секторам, сильнее  всего зависевшим от государственного патернализма, непропорционально большая  доля женщин, в том числе с высшим образованием, традиционно была занята на рабочих местах с преобладанием  неспециализированного и/или рутинного  труда (служащие в разного рода конторах). Труд этот хотя и выполнялся людьми с высшим образованием (имел значение лишь сам факт диплома о высшем образовании, но никак не специальность), не требовал ни специального образования, ни специальной профессиональной подготовки и вел в лучшем случае к профессиональному застою, а чаще к дисквалификации работника. В тоже время именно те секторы экономики, которые наиболее ответственно и органично способны поглощать женскую рабочую силу (информационный, сектор услуг и т. п.) традиционно были “неприоритетными” на рынке труда женщины традиционно пассивны, менее склонны к профессиональной мобильности, стремятся больше к социальному комфорту на рабочем месте, чем профессиональной самореализации и достижениям (из-за этого женщина придает очень большую роль неслужебным и неформальным отношениям в коллективе, почему руководители и считают женщин источником сложностей и напряженности в коллективе, скептически относятся к их профессиональным возможностям и не любят брать на работу) у женщин значительно сильнее, чем у мужчин, формальное образование (по диплому) не соответствует реальной квалификации и профессии, а реальные специальности не соответствуют фактическим потребностям на рынке труда на женщин давит “двойная занятость” - на производстве и в семье в обществе существуют сильные предубеждения насчет “должного” и “возможного” места женщин.

      В самом общем виде эти причины  достаточно очевидны. Это, во-первых, свойственная любой экономике тенденция привлекать женскую рабочую силу в период экономического роста и вытеснять ее с рынка рабочей силы в периоды спада. Во-вторых, дискриминация женщин по причине предубеждений. В-третьих, объективная неконкурентоспособность женщин на рынке труда.

      Соответственно, понимание этих трех факторов, их взаимоотношений  и их сложности определяет и стратегии, и реальные возможности улучшения  положений женщин. Любая государственная  политика в отношении женщин может  складываться только из трех компонентов, в том или ином сочетании:

      - компенсация их объективно сложного  положения на рынке труда (с  учетом огромной важности для  общества других функций, выполняемых  женщиной за пределами этого  рынка, прежде всего заботы  о детях и обеспечения нормальной  ситуации в семье, позволяющей  мужчине трудиться с полной  отдачей)

      - борьба с дискриминацией женщин  и меры по повышению их объективной  конкурентоспособности на рынке  труда.

      Следует отдавать себе отчет, что при нынешнем состоянии дел никакие меры государственного принуждения, в том числе и  законодательные, не заставят экономических  субъектов (работодателей) поступать  вопреки собственным интересам (или  тому, что они этими интересами считают). Чтобы работодатель брал на работу женщину, он должен быть уверен в том, что она будет на данном рабочем месте работать лучше, чем мужчина (на практике, с учетом убежденности большинства работодателей, что женщина на рабочем месте оказывается источником психологической напряженности, конфликтов и т. п., а также объективно более высоких требований к охране труда женщин и социальным льготам женщина, чтобы ее предпочли мужчине, должна при прочих равных гарантировать лучшие результаты на данном рабочем месте, чем мужчина), либо соглашаться на дискриминацию - заведомо более низкую оплату труда (с позиций работодателя, эта дискриминирующая разница в оплате его плата за риск, действительный или мнимый), либо принятие на работу женщин должно сопровождаться для предпринимателя достаточно весомыми экономическими льготами (как показывают данные опроса, эти льготы, чтобы сработать реально, должны быть очень высокими).

      На  устранение или смягчение действия этих факторов и должны быть направлены меры государственной политики. Сегодня  шансы на успех может иметь  только такая политика, которая, во-первых, будет сильно дифференцирована, то есть предусматривала для различных  групп именно те виды помощи, которые  максимально эффективны именно для  данной группы, чтобы избегать неэффективных  затрат ресурсов. А женщины, как показывают результаты исследований, очень разнятся между собой по потребностям в  той или иной форме помощи и  в возможностях воспользоваться  разными видами помощи.

      Далее, эта политика должна максимально  ориентироваться на возможности  косвенной помощи, гораздо менее  дорогостоящей, чем прямая помощь и позволять: на те же деньги поддержать гораздо больше женщин, к тому же в ходе помощи научить их стоять “на собственных ногах”. Наконец, эта политика должна максимально учитывать возможность того, что в экономике называют синэргическими и мультипликационными эффектами, т. е. различные меры должны взаимно усиливать эффект друг друга и порождать “по цепочке” благоприятные побочные эффекты.

      В наших конкретных условиях это значит, что шансы на успех и на финансирование будут иметь прежде всего такие меры, которые будут не только помогать женщинам, но одновременно и содействовать общему прогрессу экономики. Это прежде всего развитие жизненно необходимых для современной экономики секторов информационного обслуживания, деловых услуг, а через некоторое время, когда депрессия сменится экономическими оживлениями - сферы бытовых услуг, мелкого бизнеса и т. п.

      Какие вопросы требуют приоритетного  решения в сложившейся системе  “женщина-работодатель”?

      Как уже отмечалось, одной из причин неконкурентоспособности женщин в  период напряженности на рынке труда  являются те немногие социальные льготы, которые у них остались. К сожалению, если мы хотим исправить положение  женщин на рынке труда, от многих таких  льгот придется отказаться, тем более  что реально они сегодня все  равно не действуют: безработной  женщине от них не легче, а работающие чаще отказываются от них из-за угрозы потерять работу. Законодательство их от такой потери не защитит: у предпринимателя  всегда будет возможность избавиться от работника, которого он считает неэффективным, так что суд к нему не придерется, но зато само наличие угрозы судебного  преследования побудит его предпочесть  женщине мужчину.

      Видимо, имеет смысл оставить в законодательном порядке лишь те льготы, которые государство в состоянии профинансировать из федерального или местного бюджета без потерь для работодателя (реально это могут быть и суммы, превышающие зарплату работника на время оплачиваемого отпуска: длительное отсутствие работника на рабочем месте с сохранением за ним права вернуться обычно влечет ряд дополнительных убытков, которые могут компенсироваться налоговыми льготами или иными мерами косвенной поддержки, соблазнительными для предпринимателя). Сам круг таких возможных мер еще предстоит выявить в ходе социологических обследований работодателей. Но уже сегодня очевидно, что если мы хотим сохранить конкурентоспособность женщины на рабочем месте, круг предоставляемых ей обязательных льгот должен быть сведен к тем, что обеспечивают здоровье матери и ребенка. Запрет увольнения женщин с ребенком также реально не защитит ее права. Просто наниматель будет стремиться не нанимать ее вообще.

      Нужно отдавать себе отчет, что в условиях конкурентной экономики у государства  нет возможности заставлять экономических  субъектов поступать вопреки  их интересам.

      В числе особо актуальных мер - развитие и расширение профессионального переобучения и переподготовки женщин в соответствии с требованиями рынка.

      В силу традиционно сложившегося разделения труда и особенностей профессиональной жизни женщин на протяжении десятилетий  в период нынешней структурной перестройки  у женщин гораздо чаще, чем у  мужчин, профессиональная квалификация не соответствует структуре вакансий, отражающих спрос. Однако простое выделение  средств на организацию профессионального  обучения женщин может и не принести ожидаемых результатов, если не будет  сопровождаться специальными мерами, которые компенсировали бы уже упоминавшуюся относительную пассивность женщин на рынке труда. Наши исследования, например, показали, что даже самым успешным женщинам-предпринимательницам почти всегда нужен был внешний толчок, чтобы резко изменить свою жизнь и раскрыть свои способности. Разумно было бы, например, создавать клубы для женщин по профессиям, где бы женщины учились искать работу. Немалую роль может сыграть уже сама информация о существующих возможностях, о том, чем можно начать заниматься, утратив привычное дело. Причем для женщин особенно важно получить подобную информацию не из печатных источников, а “вживе” - непосредственно от другой женщины, которая сама занимается этим делом, которой можно задать вопросы и получить психологическое подкрепление.

      Здесь неоценимую роль могли бы сыграть  существующие во множестве женские организации. Сегодня престиж организаций в глазах самих женщин, в том числе занятых бизнесом, весьма невысок. Можно было бы изучить деятельность существующих женских организаций и ассоциаций и обеспечить государственное содействие тем из них, которые не “борются за права женщин”, а реально помогают женщинам приспособиться к новым условиям (такое содействие не обязательно означает субсидии и дотации - часто нужнее бывает разного рода техническое содействие, доступ к помещениям и техническим средствам, помощь в установлении контактов с государственными ведомствами и т. п.). Здесь очень велика может быть роль самих женщин, уже добившихся успеха в бизнесе, в управлении крупными организациями или какой-либо профессиональной деятельности - они могут стать идеальными консультантами и инструкторами для женщин, склонных к активному поведению на рынке труда, помочь им обрести психологическую уверенность и дать самые первые знания о том, как начать свое, пусть самое маленькое, дело, как радикально сменить сферу деятельности, как устроиться на работу.

Информация о работе Права женщин