Право государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования в курсовой работе рассмотрение проблем возникновения, использования, прекращение государственной собственностью в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассматривались общие положения о праве государственной собственности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.95 Кб (Скачать документ)

 

Введение.

Вопрос о понятии правого  регулирования государственной собственности тесно связан с вопросом о способах  воздействия норм права на поведение людей. Проявление этих  способов можно заметить на разных уровнях правовой системы. Для государственной собственности  характерны  свои особенности правого регулирования. Право государственной собственности  является наиболее централизованным, что проявляется  в подчинении всех видов государственной собственности единой воли государства, выраженной в соответствующем законодательстве,  обеспечивающем проведение единых мер по осуществлению  всех видов  государственной собственности. Принципиальная особенность права государственной собственности  заключается в сложной структуре соответствующего гражданского правоотношения. Таким образом, в отношении  государственной собственности существует  «коллизия интересов государства и собственных интересов субъектов  гражданских отношений, владеющих государственной собственностью на основе производных вещных прав» [16, с366].

Юридическая и фактическая  отдаленность имущества государства  от самого государства как собственника ограничивает  его возможности  по непосредственному господству над  имуществом, осуществлению  прямого использования. Отсюда традиционная проблема хозяина вещи , его эффективности.

Особенностью правого  регулирования отношений государственной  собственности  является то, что  оно широко использует  правоприменение, когда как для остальных лиц характерно использование прав и исполнение обязанностей. Это означает , что государство означает , что государство осуществляет юридическое владение, пользование и распоряжение имуществом не только путем совершения гражданско – правых  сделок, но и в формах нормативно- правовых актов и актов управления.

Актуальность данной темы обусловлена  тем, что в настоящее время назрела необходимость повышения эффективности использования государственной собственности в интересах развития субъекта Республики Беларусь.

Как показывает практика, при  переводе экономик стран с переходной экономикой на рыночные условия хозяйствования объекты государственной собственности  зачастую используются неэффективно. Поэтому необходимо искать новые пути использования государственной собственности для привлечении инвестиций в экономику. Новым направлением в решении данной задачи должно стать использование механизмов государственно-частного партнерства.  Государство играет особую роль и может выступать в роли предпринимателя или крупного собственника. За последние годы в экономике  и праве нашей страны произошли существенные изменения. На качественно новую  ступень поднялся также весь законотворческий процесс, законодательная техника

Исследование по проблемам государственной  собственностью, проводили такие  ученые, как Каравай А.В., Вишутко В.М., Панова Л.И., Курманова Л.В. Л.И.Абалкин, В.А.Горемыкин, П.Г.Грабовой, С.В.Грибовский, В.В.Григорьев, Ю.Г.Зарембо, А.Ф.Колосов, В.И.Кошкин, Д.С.Львов, С.Н.Максимов, Я.А.Рекитар, И.И.Сигов, Е.И.Тарасевич и др.

Цель исследования в курсовой работе рассмотрение проблем возникновения, использования, прекращение государственной собственностью в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Рассматривались общие положения о праве государственной собственности.

2. Субъекты и основания  возникновения права государственной  собственности.

3.Объекты права государственной  собственности

4. Особенности процесса  разгосударствления  и приватизации  государственной собственности  в Республике Беларусь.

5. Предложены рекомендации по  совершенствованию управления государственной  собственностью в Республике  Беларусь.

В качестве инструментов исследования были применены: метод анализа, моделирования, обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие положения о праве государственной собственности.

В нашей стране государственная  собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и  имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной  собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы  и правомочий других собственников, исключение частной собственности  как таковой не дало положительных  результатов. В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, воды, леса. Государство являлось собственником основных средств производства в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, средств транспорта и связи, банков, торговых, коммунальных и иных предприятий, основного городского жилищного фонда и т.д. Государству создавались и повышенные гарантии защиты права государственной собственности.

Изменение политической системы  и роли государства в общественных отношениях неизбежно повлекло перемены и в правовом регулировании отношений  государственной собственности. В связи с переходом к обществу с рыночной экономикой государство уступило ряд ранее безраздельно занимаемых  им позиций в хозяйственной, политической, культурной сферой общественных отношений. Соответственно изменились отношения собственности.

В Конституции Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) (далее – Конституция Республики Беларусь) собственности посвящены: статья 13, первая часть которой закрепляет две формы собственности: 1) государственную и 2) частную. Остальные части той же статьи, а также статьи 44, 51, 107, 121, 129 определяют общие принципы осуществления государственной и частной собственности. Конституция Республики Беларусь гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Для современного правого социального государства характерны не противостоящие друг другу формы собственности, а две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.

Государственную собственность  можно рассматривать как экономическую  категорию – особую форму присвоения, призванную обеспечить потребность народа Республики Беларусь или население административно- территориальной единицы, обеспечение необходимого  уровня материального и духовного благополучия всех членов общества независимо от индивидуального вклада  в национальное достояние.

Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти - Советов народных депутатов различного уровня. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

В субъективном смысле право  государственной собственности  включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. Вместе с тем, отношения государственной собственности отличаются от других отношений собственности, несмотря на провозглашение их равенства. Это проявляется, во-первых, в том, что в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте. Во-вторых, некоторые способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (например, взимание налогов и пошлин, национализация, конфискация, реквизиция). Немаловажное значение играет наличие суверенитета у государства и отсутствие его у других субъектов. В-третьих, как политический суверен государство путем издания законодательных актов само устанавливает рамки своих прав собственника и пределы их осуществления. Следовательно, государство может иметь на праве собственности любое имущество, приобретать его любыми предусмотренными законом способами и использовать в любых установленных им самим рамках. Государство имеет специфические особенности в сравнении с другими субъектами, исходя из особой природы, которая отличает его как от физических, так и юридических лиц.

Состав и назначение имущества  находящегося в собственности Республики Беларусь и в собственности административно – территориальных единиц, определяется осуществляемыми данными участниками гражданско-правовых отношений особыми задачами и функциями. Существенными особенностями отличается порядок управления данным имуществом. Однако, государство в целом не может выступать в качестве субъекта присвоения, общие интересы всего народа и государства представляют  соответствующие органы государства или административно-территориальной единицы.

Комплексное  рассмотрение субъектного состав, объектов, особенностей возникновения и прекращения, порядка  осуществления полномочий позволяет  определить государственную собственность  в качестве отдельной формы собственности. Утратив ранее присущие ей признаки верховенства, особой защиты со стороны  государства и т.д., государственная  собственность сохранила существенные особенности, позволяющие рассматривать  ее  в таком качестве не только в рамках конституционно-правовых [1, ст.13], но и в рамках гражданского – правовых отношений.

Вопрос о понятии правового  регулирования отношений государственной  собственности  тесно связан с  вопросом  о способах воздействия  норм права на поведение людей. Такой  способ правового регулирования  как юридический запрет , непосредственно  выражает организационную деятельность государства по вопросам управления хозяйством, охраны окружающей среды  и т.п. запреты – это отрицание  дозволения. Дозволения и запреты  являются наиболее общими способами  воздействия государства на поведение  участников общественных отношений. При моделировании правоотношений государственной собственности нетрудно заметить, что всякому праву собственника корреспондирует обязанность  как его самого по отношению к неопределенному кругу лиц, так и обязанность  неопределенного круга лиц по отношению к собственнику. Для государственной собственности характерны свои особенности  правого регулирования. право государственной собственности является наиболее централизованным, что проявляется в подчинении всех видов государственной собственности единой воле государства, выраженной в соответствующем законодательстве, обеспечивающем проведение единых мер по осуществлению всех видов государственной собственности, в едином  государственном контроле за е использованием. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 27.02.2007 №108 «О некоторых  мерах по вовлечению в хозяйственный оборот  неиспользуемого государственного имущества» (Далее – Указ №108) было поручено: Совету Министров Республики Беларусь принять меры по реализации изложенных положений; местным Советов депутатов – определить порядок вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося в коммунальной собственности, в том числе по освобождению от налогообложения налогами, сборами, взимаемыми в местные бюджеты, оборотов по безвозмездной передаче неиспользуемого государственного имущества; облисполкомам – создать комиссии по вовлечению в хозяйственный оборот  неиспользуемого государственного имущества, находящегося в коммунальной собственности. В развитие положений Указа №108 было принято множество нормативных правовых актов как представительными органами, так и исполнительными на уровне правого регулирования отношений республиканской собственности и собственности соответствующих административно-территориальных единиц.

Принципиальная особенность права  государственной собственности  заключается в сложной структуре  соответствующего гражданского правоотношения. В отношении той части имущества, которая закреплена за государственными организациями на основе производных  вещных прав, помимо интересов государства  в лице уполномоченных органов существуют также  и интересы субъектов производных  вещных прав – конкретных организаций, за которыми закреплено имущество. Таким  образом, в отношении государственной собственности существует «коллизия интересов государства  и собственных интересов субъектов гражданских  правоотношений, владеющих государственной собственностью на основе производных прав» [16, с.366].

Особенностью правого регулирования  отношений государственной собственности  является, то что оно широко использует правоприменение, когда как для остальных лиц характерно использование прав и исполнение обязанностей. Это означает, что государство осуществляет юридическое владение, пользование и распоряжение имуществом не только путем совершения гражданско-правовых сделок, но и в формах нормативных актов и актов управления.

Институт государственной собственности, кроме регулирования нормами  гражданско-правового характера, подвержен  также и регулированию нормами  административного, трудового, земельного, финансового права, то есть представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы. Нормами административного права регулируется порядок передачи государственных предприятий, зданий и сооружений, другого имущества от одних государственных организаций другим, порядок перераспределения оборудования, сырья, фондов и т.п.; нормами земельного права регулируются отношения государственной собственности на землю, недра, воды и леса; нормами трудового права – порядок возмещения ущерба  причиненного государственному имуществу работниками в связи с их работой на предприятии; финансовым правом  - отношения, связанные с использованием бюджетных денежных средств.

Подводя итог изложенному, следует  отметить следующее:

- особенность права государственной  собственности заключается в  широком использовании административных  методов для реализации  правомочий  владения, пользования и распоряжения  государственным имуществом;

особенностью правого регулирования  отношений государственной собственности  является то, что оно широко использует правоприменение, когда как для  остальных лиц характерно использование  прав и исполнение обязанностей;

Информация о работе Право государственной собственности