Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования в курсовой работе рассмотрение проблем возникновения, использования, прекращение государственной собственностью в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассматривались общие положения о праве государственной собственности.
Введение.
Вопрос о понятии правого регулирования государственной собственности тесно связан с вопросом о способах воздействия норм права на поведение людей. Проявление этих способов можно заметить на разных уровнях правовой системы. Для государственной собственности характерны свои особенности правого регулирования. Право государственной собственности является наиболее централизованным, что проявляется в подчинении всех видов государственной собственности единой воли государства, выраженной в соответствующем законодательстве, обеспечивающем проведение единых мер по осуществлению всех видов государственной собственности. Принципиальная особенность права государственной собственности заключается в сложной структуре соответствующего гражданского правоотношения. Таким образом, в отношении государственной собственности существует «коллизия интересов государства и собственных интересов субъектов гражданских отношений, владеющих государственной собственностью на основе производных вещных прав» [16, с366].
Юридическая и фактическая отдаленность имущества государства от самого государства как собственника ограничивает его возможности по непосредственному господству над имуществом, осуществлению прямого использования. Отсюда традиционная проблема хозяина вещи , его эффективности.
Особенностью правого
регулирования отношений
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время назрела необходимость повышения эффективности использования государственной собственности в интересах развития субъекта Республики Беларусь.
Как показывает практика, при
переводе экономик стран с переходной
экономикой на рыночные условия хозяйствования
объекты государственной
Исследование по проблемам государственной собственностью, проводили такие ученые, как Каравай А.В., Вишутко В.М., Панова Л.И., Курманова Л.В. Л.И.Абалкин, В.А.Горемыкин, П.Г.Грабовой, С.В.Грибовский, В.В.Григорьев, Ю.Г.Зарембо, А.Ф.Колосов, В.И.Кошкин, Д.С.Львов, С.Н.Максимов, Я.А.Рекитар, И.И.Сигов, Е.И.Тарасевич и др.
Цель исследования в курсовой работе рассмотрение проблем возникновения, использования, прекращение государственной собственностью в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассматривались общие положения о праве государственной собственности.
2. Субъекты и основания
возникновения права
3.Объекты права
4. Особенности процесса разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
5. Предложены рекомендации по
совершенствованию управления
В качестве инструментов исследования были применены: метод анализа, моделирования, обобщения.
В нашей стране государственная
собственность долгое время оставалась
ведущей формой собственности и
имела наибольший удельный вес. Концентрация
имущества в государственной
собственности и, как следствие,
ограничение имущественной
Изменение политической системы и роли государства в общественных отношениях неизбежно повлекло перемены и в правовом регулировании отношений государственной собственности. В связи с переходом к обществу с рыночной экономикой государство уступило ряд ранее безраздельно занимаемых им позиций в хозяйственной, политической, культурной сферой общественных отношений. Соответственно изменились отношения собственности.
В Конституции Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) (далее – Конституция Республики Беларусь) собственности посвящены: статья 13, первая часть которой закрепляет две формы собственности: 1) государственную и 2) частную. Остальные части той же статьи, а также статьи 44, 51, 107, 121, 129 определяют общие принципы осуществления государственной и частной собственности. Конституция Республики Беларусь гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Для современного правого социального государства характерны не противостоящие друг другу формы собственности, а две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.
Государственную собственность
можно рассматривать как
Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти - Советов народных депутатов различного уровня. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.
В субъективном смысле право государственной собственности включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. Вместе с тем, отношения государственной собственности отличаются от других отношений собственности, несмотря на провозглашение их равенства. Это проявляется, во-первых, в том, что в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте. Во-вторых, некоторые способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (например, взимание налогов и пошлин, национализация, конфискация, реквизиция). Немаловажное значение играет наличие суверенитета у государства и отсутствие его у других субъектов. В-третьих, как политический суверен государство путем издания законодательных актов само устанавливает рамки своих прав собственника и пределы их осуществления. Следовательно, государство может иметь на праве собственности любое имущество, приобретать его любыми предусмотренными законом способами и использовать в любых установленных им самим рамках. Государство имеет специфические особенности в сравнении с другими субъектами, исходя из особой природы, которая отличает его как от физических, так и юридических лиц.
Состав и назначение имущества
находящегося в собственности Республики
Беларусь и в собственности административно
– территориальных единиц, определяется
осуществляемыми данными участниками
гражданско-правовых отношений особыми
задачами и функциями. Существенными особенностями
отличается порядок управления данным
имуществом. Однако, государство в целом
не может выступать в качестве субъекта
присвоения, общие интересы всего народа
и государства представляют соответствующие
органы государства или административно-
Комплексное рассмотрение
субъектного состав, объектов, особенностей
возникновения и прекращения, порядка
осуществления полномочий позволяет
определить государственную собственность
в качестве отдельной формы собственности.
Утратив ранее присущие ей признаки
верховенства, особой защиты со стороны
государства и т.д., государственная
собственность сохранила
Вопрос о понятии правового
регулирования отношений
Принципиальная особенность
Особенностью правого
Институт государственной
Подводя итог изложенному, следует отметить следующее:
- особенность права
особенностью правого