Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования в курсовой работе рассмотрение проблем возникновения, использования, прекращение государственной собственностью в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассматривались общие положения о праве государственной собственности.
побуждение, усиление мотивации к
труду всего коллектива, руководителя
государственной организации
2.Субъекты и основания возникновения права государственной собственности.
Базовым правовым актом,
определяющим основания возникновения
и порядок осуществления права
собственности, является Гражданский кодекс Республики
Беларусь от 07 декабря 1998 №218-З в редакции
Закона Республики Беларусь от 10 января
2011 (далее – Гражданский кодекс)В нем предусмотрено,
что субъектами права государственной собственности являются
Республика Беларусь и административно-
В настоящее время
В республиканской собственности
находятся природные ресурсы : земля,
её недра, воздушное пространство над
территорией республики. В республиканской
собственности находятся также
предприятия и организации, имущество
которых обеспечивает суверенитет,
хозяйственную
В коммунальной собственности
находятся объекты (имущество), принадлежащие
административно-
Определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью отнесено исключительной компетенции местных Советов депутатов [1, ст 121].
Непосредственное распоряжение
коммунальной собственностью административно-
Данная сложная структурная
модель права государственной
По смыслу гражданского законодательства
как само государство Республика Беларусь
в целом, так и ее самостоятельные административно-
Государство, как субъект гражданского оборота имеет не только организационное, но и территориальное обособление; самостоятельное имущество. Причем в Беларуси государство – это самый богатый субъект права; некоторое имущество может быть в собственности только государства.
Субъекты права государственной
собственности, непосредственно практически
не участвуют в гражданских
Речь идет о специально созданных государственных органах, организующих непосредственное хозяйственное использование государственного имущества и выступающих в гражданском обороте от имени государства в целом.
В целях повышения эффективности использования средств республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. N 846 «О государственном казначействе в Республике Беларусь» в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 №183 в Республике Беларусь создана система органов государственного казначейства, включающая Главное государственное казначейство Министерства финансов и его представительства в областных центрах и городе Минске, городах областного подчинения, районных центрах. На счетах казначейства аккумулируются средства республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, республиканских органов государственной власти, министерств, ведомств, подведомственных им организаций и учреждений, функционирование которых зависит от финансирования из республиканского бюджета, государственных и отраслевых внебюджетных фондов.
По сути, воссоздан институт казны (государственного казначейства), становящегося "хозяйственном лицом государства", т.е. его полномочным представителем в гражданских правоотношениях. Именно казна (казначейство), или ведомство государственных имуществ, давно известные развитым правовым системам, будучи самостоятельным субъектом правоотношений, и становится их равноправным участником наравне с другими собственниками.
В настоящее время государство
сохраняет за собой монополию
в экономике и в целом в
управлении обществом; статус субъекта
гражданского процесса, то есть право
быть гражданским истцом и ответчиком
в суде, самостоятельную имущественную
и неимущественную
Разграничение собственности на собственность
Республики Беларусь и собственность
административно-
Право государственной собственности возникает как по общим основаниям, так и по специальным основаниям. В качестве общих оснований можно назвать расширенное воспроизводство государственных унитарных предприятий, гражданско-правовые договоры.
Специальными источниками
образования государственной
По мере становления белорусского государства названные первоначальные основания возникновения права государственной собственности заменяются иными. В результате разгосударствления и приватизации государственной собственности налоги, взимаемые государством, становятся основным источником образования государственной собственности. Суммы таможенных пошлин, пошлин с заявлений и жалоб, подаваемых в суд и за выдачу судом копий документов, заявлений и жалоб, подаваемых в органы прокуратуры, в хозяйственные суды, за нотариальные действия, за совершение актов гражданского состояния и т.д. поступают в собственность государства. В государственную собственность поступает также бесхозяйное недвижимое имущество [3, ст.226], национализированное, реквизированное и конфискованное имущество [3, ст. ст. 243-245].
Изложенное, однако, не означает, что
всякое имущество или большая
его часть должны находиться в
собственности государства. Чрезмерное
сосредоточение в руках государства
материальных благ, в особенности
средств производства, как показывает
наш исторический опыт, ведет к
неоправданному огосударствлению экономики,
непомерной хозяйственной монополии
государства и его
Это вызывает необходимость установления законодательных ограничений, препятствующих созданию такого положения. С данной целью в законодательство введены правила о том, что предприятия, иные имущественные комплексы, здания, сооружение и другое имущество, находящееся в государственной собственности и не соответствующее ее назначению, подлежат отчуждению в собственность юридических лиц и граждан (приватизации, или денационализации) на условиях и в порядке, предусмотренных специальными законодательными актами
Круг объектов права государственной
собственности предопределяется сущностью
и назначением этой формы собственности.
Государственная собственность обеспечивает
реализацию функций Республики Беларусь
и административно-
Республиканская собственность используется для реализации как экономических, так и политических целей. Он обеспечивает суверенитет, безопасность, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие. Этим определяется круг объектов республиканской собственности.
Недра, воды, леса составляют
исключительную собственность государства.
В собственности государства
находятся земли
В Законе Республики Беларусь от 15.07.2010 №163-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (далее – Закон №169-З) к числу таких объектов отнесены особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и природы) и их имущество; дикие животные, обитающие в состоянии свободы и включены в Красную книгу Республики Беларусь, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь; военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной и общественной безопасности (боевая военная и специальная техника, оборонные объекты) и т.д.
Стремление к сохранению устойчивого статуса объектов с режимом исключительной государственной собственности не должно противоречить основным принципам осуществления права собственности: максимального использования полезных свойств имущества и извлечения наибольшей прибыли.