Право государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования в курсовой работе рассмотрение проблем возникновения, использования, прекращение государственной собственностью в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассматривались общие положения о праве государственной собственности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.95 Кб (Скачать документ)

побуждение, усиление мотивации  к  труду всего коллектива, руководителя государственной организации напрямую связано с усилением общедозволительного  начала правого регулирования отношений  государственной собственности, что  означает наиболее широкое применение в регулировании гражданско-правого  метода, основанного на равенстве  сторон.

 

 

 

2.Субъекты и основания возникновения права государственной собственности.

Базовым правовым актом, определяющим основания возникновения  и порядок осуществления права  собственности, является Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07 декабря 1998 №218-З в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2011 (далее – Гражданский кодекс)В нем предусмотрено, что субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. При этом в Гражданском кодексе прямо зафиксировано, что права всех собственников защищаются равным образом.

В настоящее время государственная  собственность субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Каждый из названых субъектов выступает в качестве самостоятельного собственника, поэтому Республика Беларусь, области, районы  и другие административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга.

В республиканской собственности  находятся природные ресурсы : земля, её недра, воздушное пространство над  территорией республики. В республиканской  собственности находятся также  предприятия и организации, имущество  которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельность  республики, её экономическое и социальное развитие. Функции собственника – Республики Беларусь  выполняет Совет Министров [1, ст. 107] полномочиями по управлению собственностью Республики Беларусь обладают так же Президент Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления.

В коммунальной собственности  находятся объекты (имущество), принадлежащие  административно-территориальным органам.

Определение в пределах, установленных законом, порядка  управления и распоряжения коммунальной собственностью отнесено исключительной компетенции местных Советов  депутатов [1, ст 121].

Непосредственное распоряжение коммунальной собственностью  административно-территориальных  единиц осуществляют соответствующие  исполнительные комитеты и администрации. Исполнительные комитеты принимают  так же решения о создании, реорганизации  и ликвидации предприятий, организаций, учреждений коммунальной собственности  местная администрация [4, ст.ст.9,11].

Данная сложная структурная  модель права государственной собственности  более предпочтительна. Без нее  в период перехода от монополистической  государственной (общенародной) собственности  к системе собственности, свойственной рыночной экономике, в условиях, когда административно-территориальные единицы осознали свою имущественную и хозяйственную самостоятельность, обойтись просто невозможно.

По смыслу гражданского законодательства как само государство Республика Беларусь в целом, так и ее самостоятельные административно-территориальные единицы являются субъектами гражданских правоотношений. Участие этих лиц в гражданском обороте осуществляется на основе единых принципов гражданского права, применимых ко всем его субъектам. Отношения государства с другими субъектами  гражданского оборота строятся на началах  координации своих действий и отношений, а не субординации. Эта координация обусловлена общими условиями взаимосвязи всех субъектов гражданского оборота, то есть общим правовым полем, единым рынком, экономическим, политическим, технологическими и иными условиями их деятельности. Согласно пункту 2 статьи 124 Гражданского кодекса Республики Беларусь к государству в целом  и его административно-территориальным единицам  в гражданском обороте применяются нормы, определяющие участие юридических лиц  в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если из законодательства или особенностей данных субъектов не вытекает иное. Это значит, что Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы признаются обладающими всеми признаками юридического лица и аналогичной правоспособностью , хотя и не являются ими.

Государство, как субъект  гражданского оборота  имеет не только организационное, но и территориальное  обособление; самостоятельное имущество. Причем в Беларуси государство –  это самый богатый субъект  права; некоторое имущество может  быть в собственности только государства.

Субъекты  права государственной  собственности, непосредственно практически  не участвуют в гражданских правоотношениях. Для этого они создают органы, уполномоченные управлять государственным  имуществом.

Речь идет о специально созданных  государственных органах, организующих непосредственное хозяйственное использование  государственного имущества и выступающих  в гражданском обороте от имени  государства в целом.

В целях  повышения   эффективности   использования   средств республиканского  бюджета,  государственных  внебюджетных  фондов Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993  г. N 846 «О государственном казначействе в Республике Беларусь» в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 №183 в  Республике Беларусь создана система органов  государственного казначейства, включающая Главное государственное  казначейство  Министерства  финансов  и  его  представительства в областных центрах и городе Минске, городах областного подчинения,  районных центрах.  На счетах казначейства аккумулируются средства  республиканского бюджета,  государственных  внебюджетных  фондов, республиканских   органов  государственной  власти,  министерств, ведомств,   подведомственных   им   организаций   и   учреждений, функционирование которых зависит от финансирования   из республиканского   бюджета,    государственных    и    отраслевых внебюджетных фондов.

По сути, воссоздан институт казны (государственного казначейства), становящегося "хозяйственном лицом государства", т.е. его полномочным представителем в гражданских правоотношениях. Именно казна (казначейство), или ведомство государственных имуществ, давно известные развитым правовым системам, будучи самостоятельным субъектом правоотношений, и становится их равноправным участником наравне с другими собственниками.

В настоящее время государство  сохраняет за собой монополию  в экономике и в целом в  управлении обществом; статус субъекта гражданского  процесса, то есть право  быть гражданским истцом и ответчиком в суде, самостоятельную имущественную  и неимущественную ответственность. Причем ответственность государства  по общему правилу ограниченная; государственные  иммунитеты и привилегии, например, судебные и другие во внешнеторговой деятельности; самостоятельную право и дееспособность (самую широкую в сравнении с другими лицами). Так, например, бесхозное имущество передается государству, если специально не  установлено иное. Государство может расширять пределы своего участия в гражданском обороте в сравнении с другими лицами. Однако, оно не обладает правами, которыми могут обладать  физические лица как особого физиологического свойства (семейные и иные права). [16, с.550].

Разграничение собственности на собственность Республики Беларусь и собственность административно-территориальных единиц до сих пор вызывает проблемы. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов собственности, наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Право государственной собственности  возникает как по общим основаниям, так и по специальным основаниям. В качестве общих оснований можно назвать расширенное воспроизводство государственных унитарных предприятий, гражданско-правовые договоры.

Специальными источниками  образования государственной собственности  являются взымаемые государством налоги. В собственность государства  поступают суммы таможенных пошлин, пошлин с заявлений и жалоб, подаваемых в суд за выдачу судом копий  документов, заявлений и жалоб, подаваемых в органы прокуратуры, за нотариальные действия, за совершение актов гражданского состояния ит.д. в государственную  собственность поступает так же бесхозное имущество [3,ст. ст.243 -245]. Особым основанием возникновения права собственности Республики Беларусь и права собственности административно-территориальных единицы является безвозмездная передача имущества от иного субъекта права государственной собственности. Такая передача может осуществляться в целях повышения эффективности использования  имущества, находящегося в государственной собственности, и представляет собой публично-правовой акт уполномоченного государственного органа или должностного лица по распоряжению государственным имуществом, влекущий гражданско-правовые последствия – смену собственника имущества.

По мере   становления   белорусского   государства названные  первоначальные основания    возникновения    права государственной   собственности   заменяются   иными.   В результате  разгосударствления и приватизации  государственной  собственности налоги,  взимаемые  государством,  становятся основным источником образования  государственной  собственности.   Суммы   таможенных      пошлин,  пошлин с заявлений и жалоб, подаваемых в суд и за выдачу судом копий документов,  заявлений и жалоб,  подаваемых в  органы    прокуратуры,  в хозяйственные суды,  за нотариальные действия, за  совершение актов  гражданского  состояния  и  т.д.  поступают   в  собственность государства.  В государственную собственность поступает также  бесхозяйное    недвижимое   имущество  [3, ст.226], национализированное,  реквизированное и конфискованное имущество  [3, ст. ст. 243-245].

Изложенное, однако, не означает, что  всякое имущество или большая  его часть должны находиться в  собственности государства. Чрезмерное сосредоточение в руках государства  материальных благ, в особенности  средств производства, как показывает наш исторический опыт, ведет к  неоправданному огосударствлению экономики, непомерной хозяйственной монополии  государства и его всеобъемлющему вмешательству в экономическую  жизнь общества, вызывающему негативные последствия.

Это вызывает необходимость  установления законодательных ограничений, препятствующих созданию такого положения. С данной целью в законодательство введены правила о том, что  предприятия, иные имущественные комплексы, здания, сооружение и другое имущество, находящееся в государственной  собственности и не соответствующее  ее назначению, подлежат отчуждению в  собственность юридических лиц  и граждан (приватизации, или денационализации) на условиях и в порядке, предусмотренных  специальными законодательными актами

 

 

 

 

 

 

  1. Объекты права государственной собственности

Круг объектов права государственной собственности предопределяется сущностью и назначением этой формы собственности. Государственная собственность обеспечивает  реализацию функций Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.

Республиканская собственность  используется  для реализации как экономических, так и политических целей. Он обеспечивает суверенитет, безопасность, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие. Этим определяется круг объектов республиканской собственности.

Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. В собственности государства  находятся земли сельскохозяйственного  назначения [1, ч.6 ст.13]. Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только  в собственности государства [1,ч.7 ст. 13]

 В Законе Республики Беларусь от 15.07.2010 №163-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется  исключительное право государства» (далее – Закон №169-З) к числу таких объектов отнесены особо охраняемые природные территории и объекты (заповедники, национальные парки, заказники и природы) и их имущество; дикие животные, обитающие в состоянии  свободы  и включены в Красную книгу Республики Беларусь, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, включенные в Красную книгу Республики Беларусь; военное и другое имущество, используемое  исключительно в интересах государственной и общественной безопасности (боевая  военная и специальная техника, оборонные объекты)  и т.д.

Стремление к сохранению устойчивого статуса объектов с  режимом исключительной государственной  собственности не должно противоречить  основным принципам осуществления  права собственности: максимального  использования полезных свойств  имущества и извлечения наибольшей прибыли.

Информация о работе Право государственной собственности