Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования в курсовой работе рассмотрение проблем возникновения, использования, прекращение государственной собственностью в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассматривались общие положения о праве государственной собственности.
Заключение
Правовое регулирование государственной собственности обеспечивает ряд нормативных актов различной юридической силы. В силу их многочисленности создаются определенные сложности в процессах урегулирования, возникновения и прекращения государственной собственности в Республике Беларусь. Противоречивость и пробелы в регулировании режима государственной собственности снижают ее потенциал. А ведь именно единый собственник в лице государства должен обеспечить эффективность управления ею в масштабе страны
Государственная политика в
области государственной
Главной же задачей Правительства Республики Беларусь является выработка государственной политики, которая позволит не только сохранять и эффективно управлять, но и приумножать государственное достояние. В силу этого эффективность управления в этом секторе экономики должна быть очень высокой.
Кроме того, можно сделать
вывод о том, что эффективность
реализации инвестиционного
С другой стороны в Республике
Беларусь очень осторожно подходят
к приватизации. Потому что, например,
в России, в результате приватизации
получилась огромная социальная составляющая.
Уровень жизни
Важно, однако, сформировать баланс между формами собственности, что ни одна из них не стала преобладающей и ведущей. Чтобы не произошла (неоправданная экономически и социально) гипертрофия той или иной формы собственности. В противном случае нарушаются необходимые соответствия производительных сил и производственных отношений. Это становится тормозящим фактором, не допускающим дальнейшего развития, и приводит к застою в экономике и прочим негативным явлениям. Тогда наступает необходимость трансформации, изменения собственности.
Однако преобразования собственности
общественно оправданы лишь тогда,
когда они экономически эффективны,
т.е. ведут к росту общественной
производительности (отдачи) ресурсов.
Иные преобразования собственности
могут привести к большим потерям
и общественному регрессу. Повышение
эффективности – таков
В настоящее время методология
и новые подходы, направленные на
привлечение инвестиций в экономику,
применяются разрозненно. В этой
связи, весьма актуальным является поиск
новых путей запуска объектов
государственной собственности
в рыночный оборот и, в частности,
решения на этой основе задачи увеличения
прямых инвестиций в экономику.
Для того, чтобы новые подходы были
более эффективными в Республике Беларусь
эта работа проводится последовательно
и системно. В республике системно
пытаются осуществить подход к управлению
государственным имуществом, как на республиканском,
так и на коммунальном уровнях.
Новым магистральным направлением
решения данной задачи, должно стать
использование механизмов государственно-частного
партнерства. Государственные
Сейчас наступил другой этап.
Его смысл заключается в том,
что государство ради решения
общенациональных интересов должно
работать не обособленно от частного
бизнеса, не подавлять его, а наоборот
создавать все условия для
совместной деятельности, формировать
новые формы и механизмы
В настоящее время во многих городах Республики Беларусь остро стоит проблема незавершенного строительства. Как показывает опыт России, решить данную проблему и вовлечь в хозяйственный оборот государственные объекты незавершенного строительства могут помочь так называемые инвестиционные контракты, заключаемые на конкурсной основе между органами управления государственным имуществом и инвестиционными структурами частного капитала. Суть инвестконтракта заключается в том, что предприниматель на конкурсной основе получает объект незавершенного строительства, затем по определенным условиям инвестирует в него. После завершения строительства нового объекта, согласно условиям инвестиционного контракта, право собственности между государством и частным инвестором закрепляется в установленных пропорциях (как правило, 70-80 % принадлежит частному инвестору и 30-20 % - государству). В итоге государство получает ликвидную, ранее не использованную часть собственности и работающий бизнес, который платит налоги, создает рабочие места. Однако, эту форму партнерства можно применять только в крупных городах. Что касается предприятий, являющихся физически и морально устаревшими производствами, обремененными долговыми обязательствами, то к ним следует применять приватизационный механизм, также построенный на принципах государственно-частного партнерства. Данный механизм предполагает, что государство совместно с частным бизнесом на возвратной основе мобилизует для реструктуризации этих предприятий инвестиционные ресурсы, которые на конкурсной основе под конкретный бизнес-план выделяются частному менеджменту. В рамках данного механизма предусматривается возможность участия в выкупе государственной собственности в рассрочку всех категорий работников приватизируемого предприятия. В свою очередь, это позволит создавать в лице менеджеров и работников данных предприятий активных и компетентных сторонников экономических реформ.
В целях реализации обозначенных
механизмов необходимо создать институт
профессиональных управляющих долевой
государственной
Сегодня на повестку дня встал вопрос об использовании таких проверенных мировой практикой форм государственно-частного сотрудничества, как концессии и особые экономические зоны. Их суть в том, что частный капитал, вступая в них, с одной стороны, инвестирует развитие крупных объектов государственной собственности, с другой стороны, сам концессионер берет на себя управление, то есть те функции, которые должен выполнять государственный человек. И государство от этого только выигрывает. Оно получает концессионную плату, объект работает и т.д. Выгода обоюдная. Для крупных инфраструктурных объектов концессии очень важны, и они должны применяться, как это происходит во всем мире. Формой такого партнерства являются и свободные экономические зоны (СЭЗ), когда государство предоставляет частному сектору определенные льготы для осуществления своей деятельности. В наших условиях, главная задача, которую призваны решить свободные экономические зоны - перевод экономики страны на инновационный путь развития.
Список использованных источников и литературы
1. |
Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.).- МН.: Амалфея, 2006.- 48с. |
2 |
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 22 июня 2001 г. № 37-З: в редакции Закона Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. №55-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011 |
3 |
Гражданский кодекс Республики Беларусь 07 декабря 1998 г. № 218-З: в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2011 г. № 241-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011 |
4 |
О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь Закон Республики Беларусь от 04 января 2010 №108-3 // Консультант Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь . – Мн., 2011 |
5 |
Об объектах, находящихся только
в собственности государства, и
видах деятельности, на осуществление
которых распространяется исключительное
право государства Закон |
6 |
О внесении изменений дополнений в
некоторые законы Республики Беларусь
и признании утратившими силу
некоторых законодательных |
7 |
О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь Закон Республики Беларусь от 16 апреля 1992 г. №1593-XII в редакции Закона от 15 июля 2008 №408-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011 |
8 |
Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. №2468 - XII в редакции Закона от 29 июня 2006 №137-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011 |
9 |
О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 №3 в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 11 марта 2011 №1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011 |
10 |
Об утверждении перечня |
11 |
О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 №108 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 №622 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011 |
12 |
О безвозмездной передачи имущества
в государственную |
13 |
О некоторых вопросах приватизации
республиканских унитарных |
14 |
О государственном казначействе в Республике Беларусь от 16 декабря 1993 в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2009 №183// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011 |
15 |
О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 09.2006 №575 от 18 июня 2009 №323 в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2010 №1329 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011 |
16 |
Витушко, В.А. Гражданское право: учебник. В 2 ч./ В.А.Витушко. – Минск: Белорусская наука, 2007. –Ч.1. – 553с. |
17 |
Каравай, А.В. Гражданское право: учебник. В 3 Т./ Том 1. Гражданское право: учебник/ А.В. Каравай и др. под ред.В.Ф.Чигира.-Минск: Амалфея, 2008 - 864с. |
18 |
Игнатова Т.В., Сидельникова А.П. Управление
государственной |
19 |
Федоренчик, Е.Л. Особенности процесса разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. -2010. - №7.-С.23-29. |
Приложение 1
Объекты государственной собственности