Право государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования в курсовой работе рассмотрение проблем возникновения, использования, прекращение государственной собственностью в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассматривались общие положения о праве государственной собственности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.95 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Правовое регулирование  государственной собственности  обеспечивает ряд нормативных актов  различной юридической силы. В  силу их многочисленности создаются  определенные сложности в процессах  урегулирования, возникновения и прекращения государственной собственности в Республике Беларусь. Противоречивость и пробелы в регулировании режима государственной собственности снижают ее потенциал. А ведь именно единый собственник в лице государства должен обеспечить эффективность управления ею в масштабе страны

Государственная политика в  области государственной собственности  в  нашей стране исходит из необходимости  решения двух взаимосвязанных и  взаимообеспечивающих задач: первая - создание макроэкономических, нормативно-правовых, организационных и других условий  для стимулирования субъектов государственной  собственности к постоянному  накоплению и эффективному использованию  основного капитала; вторая - максимальная мобилизация внутренних накоплений, вовлечение средств государственной  собственности, привлечение иностранных инвестиций для решения задач реструктуризации экономики, научно-технического прогресса, ускоренного социально-экономического развития страны.

Главной же задачей Правительства  Республики Беларусь является выработка  государственной политики, которая  позволит не только сохранять и эффективно управлять, но и приумножать государственное  достояние. В силу этого эффективность  управления в этом секторе экономики  должна быть очень высокой.

Кроме того, можно сделать  вывод о том, что эффективность  реализации инвестиционного законодательства имеет свои особенности, как в  области подзаконных нормативных  актов так и в области применения, исполнения, соблюдения и использования  инвестиционного законодательства. Эти особенности, вместе с общими условиями эффективности права, обуславливают эффективность инвестиционного  закона.

С другой стороны в Республике Беларусь очень осторожно подходят к приватизации. Потому что, например, в России, в результате приватизации получилась огромная социальная составляющая. Уровень жизни низкооплачиваемых  слоев населения отличается от уровня жизни высокооплачиваемых слоев  в 25 раз. Что касается Беларуси, то здесь  абсолютно правильно подошли  к приватизации, разрешив участвовать  в ней и менеджерам предприятий, и работникам. Преследуя задачу сформировать средний класс, а не только крупный  капитал.

Важно, однако, сформировать баланс между формами собственности, что ни одна из них не стала преобладающей  и ведущей. Чтобы не произошла (неоправданная экономически и социально) гипертрофия той или иной формы собственности. В противном случае нарушаются необходимые соответствия производительных сил и производственных отношений. Это становится тормозящим фактором, не допускающим дальнейшего развития, и приводит к застою в экономике и прочим негативным явлениям. Тогда наступает необходимость трансформации, изменения собственности.

Однако преобразования собственности  общественно оправданы лишь тогда, когда они экономически эффективны, т.е. ведут к росту общественной производительности (отдачи) ресурсов. Иные преобразования собственности  могут привести к большим потерям  и общественному регрессу. Повышение  эффективности – таков экономический  критерий приватизации государственной  собственности.

В настоящее время методология  и новые подходы, направленные на привлечение инвестиций в экономику, применяются разрозненно. В этой связи, весьма актуальным является поиск  новых путей запуска объектов государственной собственности  в рыночный оборот и, в частности, решения на этой основе задачи увеличения прямых инвестиций в экономику. 
Для  того, чтобы новые подходы были более эффективными в Республике Беларусь  эта работа проводится последовательно и системно. В  республике системно пытаются осуществить подход к управлению государственным имуществом, как на республиканском, так и на коммунальном уровнях.

Новым магистральным направлением решения данной задачи, должно стать  использование механизмов государственно-частного партнерства. Государственные законодательные  и исполнительные органы ,в  Беларуси довольно много сделали для того, чтобы запустить в оборот неиспользованное имущество и тем самым заставить более эффективно работать государственные предприятия. Однако политика управления государственным имуществом осуществлялась обособленно от предпринимательской среды, которая формировалась на протяжении последних лет в результате приватизации и за счет создаваемых на рыночной основе новых структур.

Сейчас наступил другой этап. Его смысл заключается в том, что государство ради решения  общенациональных интересов должно работать не обособленно от частного бизнеса, не подавлять его, а наоборот создавать все условия для  совместной деятельности, формировать  новые формы и механизмы государственного и частного партнерства.

В настоящее время во многих городах Республики Беларусь остро  стоит проблема незавершенного строительства. Как показывает опыт России, решить данную проблему и вовлечь в хозяйственный  оборот государственные объекты  незавершенного строительства могут  помочь так называемые инвестиционные контракты, заключаемые на конкурсной основе между органами управления государственным  имуществом и инвестиционными структурами  частного капитала. Суть инвестконтракта  заключается в том, что предприниматель  на конкурсной основе получает объект незавершенного строительства, затем  по определенным условиям инвестирует  в него. После завершения строительства  нового объекта, согласно условиям инвестиционного контракта, право собственности между государством и частным инвестором закрепляется в установленных пропорциях (как правило, 70-80 % принадлежит частному инвестору и 30-20 % - государству). В итоге государство получает ликвидную, ранее не использованную часть собственности и работающий бизнес, который платит налоги, создает рабочие места. Однако, эту форму партнерства можно применять только в крупных городах. Что касается предприятий, являющихся физически и морально устаревшими производствами, обремененными долговыми обязательствами, то к ним следует применять приватизационный механизм, также построенный на принципах государственно-частного партнерства. Данный механизм предполагает, что государство совместно с частным бизнесом на возвратной основе мобилизует для реструктуризации этих предприятий инвестиционные ресурсы, которые на конкурсной основе под конкретный бизнес-план выделяются частному менеджменту. В рамках данного механизма предусматривается возможность участия в выкупе государственной собственности в рассрочку всех категорий работников приватизируемого предприятия. В свою очередь, это позволит создавать в лице менеджеров и работников данных предприятий активных и компетентных сторонников экономических реформ.

В целях реализации обозначенных механизмов необходимо создать  институт профессиональных управляющих долевой  государственной собственностью, способных  управлять ею не хуже, чем в частных  фирмах, и не ниже стандартов мировой  экономике.

Сегодня на повестку дня  встал вопрос об использовании таких  проверенных мировой практикой  форм государственно-частного сотрудничества, как концессии и особые экономические  зоны. Их суть в том, что частный капитал, вступая в них, с одной стороны, инвестирует развитие крупных объектов государственной собственности, с другой стороны, сам концессионер берет на себя управление, то есть те функции, которые должен выполнять государственный человек. И государство от этого только выигрывает. Оно получает концессионную плату, объект работает и т.д. Выгода обоюдная. Для крупных инфраструктурных объектов концессии очень важны, и они должны применяться, как это происходит во всем мире. Формой такого партнерства являются и свободные экономические зоны (СЭЗ), когда государство предоставляет частному сектору определенные льготы для осуществления своей деятельности. В наших условиях, главная задача, которую призваны решить свободные экономические зоны - перевод экономики страны на инновационный путь развития.

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1.

Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.).- МН.: Амалфея, 2006.- 48с.

2

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 22 июня 2001 г. № 37-З: в редакции Закона Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г. №55-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011

3

Гражданский кодекс Республики Беларусь 07 декабря 1998 г. № 218-З: в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2011 г. № 241-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011

4

О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь Закон Республики Беларусь от 04 января 2010 №108-3 // Консультант  Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр  правовой информации Республики Беларусь . – Мн., 2011

5

Об объектах, находящихся  только в собственности государства, и  видах деятельности, на осуществление  которых распространяется  исключительное право государства Закон Республики Беларусь от 15.07.2010 №169-З// Консультант  Плюс: Беларусь, Технология 3000 [Электронный  ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр  правовой информации Республики Беларусь . – Мн., 2011

6

О внесении изменений дополнений в  некоторые законы  Республики Беларусь  и признании  утратившими силу некоторых законодательных актов  Республики Беларусь и их отдельных  положений по вопросам приватизации  государственного имущества Закон  Республики Беларусь от 16.07.2010 №172-З // Консультант  Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный  ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр  правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011

7

О приватизации жилищного фонда  в Республике  Беларусь Закон  Республики Беларусь от 16 апреля 1992 г. №1593-XII в редакции Закона от 15 июля 2008 №408-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011

8

Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь Закон Республики Беларусь от 6 июля 1993 г. №2468 - XII в редакции Закона от 29 июня 2006 №137-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011

9

О разгосударствлении и приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 №3 в  редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 11 марта 2011 №1  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011

10

Об утверждении перечня объектов, предлагаемых в концессию Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 № 44 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011

11

О некоторых  мерах по вовлечению в хозяйственный оборот  неиспользуемого  государственного имущества Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 №108 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 №622 // Консультант  Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный  ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011

12

О безвозмездной передачи имущества  в государственную собственность  Указ Президента Республики Беларусь  от 26 октября 2006 №643 редакции Указа  от 06 октября 2008 № 545 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный  ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр  правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011

13

О некоторых вопросах приватизации республиканских унитарных предприятий  Указ Президента Республики Беларусь 10.11.2008 №605 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО  «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011

14

О государственном казначействе в  Республике Беларусь от 16 декабря 1993 в  редакции Постановления Совета Министров  Республики Беларусь от 10 февраля 2009 №183// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011

15

О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 09.2006 №575 от 18 июня 2009 №323 в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 2010 №1329 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Мн., 2011

16

Витушко, В.А. Гражданское право: учебник. В 2 ч./ В.А.Витушко. – Минск: Белорусская  наука, 2007. –Ч.1. – 553с.

17

Каравай, А.В. Гражданское право: учебник. В 3 Т./ Том 1. Гражданское право: учебник/ А.В. Каравай и др. под ред.В.Ф.Чигира.-Минск: Амалфея, 2008 - 864с.

18

Игнатова Т.В., Сидельникова А.П. Управление государственной собственностью. Ростов – на-Дону: Издательство СКАС, 2008

19

Федоренчик, Е.Л. Особенности процесса разгосударствления и приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь// Экономический  бюллетень НИЭИ Министерства экономики  Республики Беларусь. -2010. - №7.-С.23-29.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Объекты государственной  собственности



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Право государственной собственности