Право государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования в курсовой работе рассмотрение проблем возникновения, использования, прекращение государственной собственностью в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассматривались общие положения о праве государственной собственности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.95 Кб (Скачать документ)

Цель государственной  политики в области приватизации – повышение эффективности  работы предприятий экономического комплекса  страны в целом, путем вовлечения в гражданский оборот  максимального  количества  объектов государственной  собственности, оптимизации  структуры  последней, контроля  за выполнением  собственниками приватизируемого имущества  своих обязательств; формирования и  развития  фондового рынка, в том  числе корпоративных ценных бумаг, обеспечения  поступлений в республиканский  и местные бюджеты  средств  от приватизации; усиления социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

В последнее время законодательство  о приватизации государственной  собственности подвергается определенным изменениям . при этом особую актуальность  приобретает Закон Республики Беларусь от 16.07.2010 №172 –З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон 172-З), которым в новой редакции изложен закон №2103-XII .

Основной целью изменения Закона №2103-XII , является дальнейшее совершенствование правоотношений в сфере приватизации, создание условий для привлечения инвестиций и функционирования рыночной экономики, принятия комплексного нормативно-правого акта по вопросам приватизации. Среди нововведений следует отметить изменение похода к определению приватизации. Так, согласно Закона №2103-XII  под приватизацией понимается продажа объектов приватизации субъектам приватизации в порядке на условиях, установленных Законом №2103-XII. Обращает на себя внимание то, что приватизация ограничена только продажей объектов приватизации, то есть возмездным отчуждением упомянутых объектов. По смыслу ныне действующей редакции Закона приватизация может осуществляться как путем продажи, так и путем безвозмездной передачи государственного имущества. Отметим, что целью безвозмездной передачи части государственной собственности является обеспечение социального равенства в процессе приватизации на этапе перехода к рыночной экономике. В новой редакции закона №2103-XII . так же указывается, что объекты, находящиеся только в собственности государства могут быть переданы  в безвозмездное пользование с сохранением его целевого использования ОАО, созданным в результате преобразования государственных унитарных предприятий. Так же, Закон о приватизации исключает такое понятие как разгосударствление. Под разгосударствлением понимается в настоящее время понимается передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в  том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем преобразования государственного предприятия в ОАО или внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставной фонд ОАО, создаваемого на базе арендного предприятия.

Вместе с тем, отказавшись  от понятия «разгосударствление», новая  редакция Закона №2103-XII   предусматривает, что его нормы регулируют отношения, не только возникающие при приватизации, но и касающиеся преобразования государственных предприятий в ОАО.

Следует обратить внимание на новые  принципы приватизации. Это приоритетность возмездных способов приватизации, ее плановость и системность, соблюдение законности на всех стадиях приватизации, гласность. Приватизация будет реализовываться  посредством формирования  плана  приватизации и плана преобразования государственных предприятий в  ОАО. В план приватизации объектов находящихся в республиканской собственности на 2008-2010 гг включены 519 унитарных предприятий, в том числе на 2008-176, на 2009-213, на 2010- 130 предприятий. Пополнить государственный бюджет в 2011 году планируется наиболее значимыми предприятиями, с которыми государство долго не могло расстаться (МАЗ, БелАЗ, Борисовский завод медпрепаратов, Новополоцкая Дружба всего - 151) Перечень объектов, находящихся в республиканской собственности, включенных в план приватизации на 2008-2010 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2008 г. № 1021 (изменения: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 1709), опубликован на сайте Госкомимущества — www.gki.gov.by на страничке «Государственная недвижимость: продажа, аренда» в разделе «Приватизация государственной собственности»).

Указ Президента Республики Беларусь 10.11.2008 №605 «О некоторых вопросах приватизации республиканских унитарных  предприятий Указ Президента Республики Беларусь» (далее – Указ №605) способствует привлечению солидных ресурсов на предприятия, которые не могут рассчитывать на них в статусе государственных. ОАО до принятия данного Указа теряло поддержку в виде льгот по налогам, таможенным платежам, судам и т.д., на данном этапе ОАО сохраняет государственную поддержку до тех пор, пока акции не выставлены  на продажу. Запрет на продажу акций на льготных условиях практически исключил участие в акционировании предприятий, граждан, которые могли бы конвертировать в акции предприятия свой трудовой стаж.

В новой редакции Закона №2103-XII уделено значительное внимание порядку проведения аукционов и конкурсов. При этом механизм проведения торгов  стал более открытым  и прозрачным, что позволит  увеличить приток инвестиций в реальный сектор экономики.

Среди иных изменений немаловажным является  указание на то, что Президентом Республики Беларусь  могут устанавливаться иные порядок проведения и способы и условия приватизации, чем те, которые установлены в новой редакции Закона №2103-XII. Кроме того, в случая, установленных Президентом Республики Беларусь, может осуществляться продажа объекта приватизации без аукциона (конкурса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1.Концессиональный договор.

В истории Беларуси как  самостоятельного  суверенного государства  объекты, находящиеся  только в собственности государства  регулировались Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 №156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства» (далее Закон №156-З), который утратил силу принятием Закона №169 –З.  разработка и принятия этого закона осуществлялась практически одновременно с Законом 172-З, поскольку они взаимосвязаны между собой самым тесным образом. Ведь приватизировать можно только то, что не запрещено к приватизации. Поэтому, если Закон №172-З определяет объекты приватизации, способы  и процедуры  проведения приватизационных сделок, то Закон №169-З – в первую очередь те объекты, которые могут находиться  только в собственности государства, другими словами, Закон №169-9-З  из общей совокупность объектов, находящихся в государственной собственности, выделяет те, которые не могут быть  объектом приватизации и не подлежат приватизации. Основными приоритетами при разработке Закона 169-З, являлись: создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, совершенствование  законодательства с учетом потребностей экономики страны, принятие комплексного нормативного правого акта. При этом Закон 169-З учитывает наработанный в нашей стране  опыт, изменившееся в мире и в стране экономические условия, совершенствование национального  экономического законодательства. Из преамбулы его следует, что он направлен на защиту общегосударственных интересов в целях обеспечения  территориальной целостности государства, национальной, экономической  и энергетической безопасности, социальной защищенности населения, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, сохранения историко – культурного наследия. Исходя из этой цели Закон *-169-З предусматривает два самостоятельных, взаимосвязанных между собой предмета правого регулирования, которые заявлены уже непосредственно в его наименовании.

- объекты , находящиеся  только в собственности государства;

- виды деятельности, на  осуществление которых распространяется  исключительное право государства.

Мировой практикой форм государственно-частного сотрудничества, как концессии и особые экономические зоны. В чем их суть? В том, что частный капитал, вступая в них, с одной стороны, инвестирует развитие крупных объектов государственной собственности, с другой стороны, сам концессионер берет на себя управление, то есть те функции, которые должен выполнять государственный человек. И государство от этого только выигрывает. Оно получает концессионную плату, объект работает и т.д. Выгода обоюдная. По мнению В.Кошкина, для крупных инфраструктурных объектов концессии очень важны, и они должны применяться, как это происходит во всем мире. Формой такого партнерства являются и свободные экономические зоны (СЭЗ), когда государство предоставляет частному сектору определенные льготы для осуществления своей деятельности. К началу 2006 года в 120 странах мира насчитывалось около 3-х тысяч особых экономических зон, которые обеспечивали рабочими местами около 50 миллионов человек. В наших условиях, главная задача, которую призваны решить свободные экономические зоны, - перевод экономики Республики Беларусь на инновационный путь развития.

Сравнивая перечень  объектов  ст.7 Закона 169-З с перечнем  объектов, определяемых Законом №156-З, можно  сделать вывод о существенном сокращении числа объектов, находящихся  только в собственности государства. Представляется, что такое решение  подчинено общей стратегии  либерализации  экономике, осуществляемой в нашей  стране. Поскольку объекты, находящиеся  только в собственности государства, не подлежат приватизации (эта норма  действует, если иное не установлено  законами или актами Президента Республики Беларусь), отчуждение таких объектов может осуществляться в пределах коммунальной и (или) республиканской  собственности. Данные объекты не могут быть предметом залога, доверительного управления, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных законами или актами Президента Республики Беларусь, объекты, находящиеся только в собственности государства могут  передаваться негосударственным  организациям, иностранным государствам, международным организациям, физическим лицам в аренду без права выкупа или в безвозмедное пользование. Такие объекты могут быть предоставлены в концессию.

Виды деятельности, на осуществление  которых распространяется исключительное право государства, могут осуществляться от имени государства уполномоченными  государственными органами и иными  государственными организациями. Кроме  того, реализация исключительного права  государства на осуществление отдельных  видов деятельности может осуществляться негосударственными организациями  физическими лицами на основании  актов Президента Республики Беларусь. При этом определяются условия и  порядок  предоставления права на реализацию, а так же  условия  и порядок реализации негосударственными  организациями, физическим лицами исключительного  права  государства на осуществление  отдельных видов деятельности. Данные виды могут осуществляться  также  национальными и иностранными инвесторами  на основе концессий.

Первый перечень концессионных  объектов в Беларуси утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 №44 «Об утверждении перечня объектов, предлагаемых в концессию» (далее – Указ №44). В официальном комментарии к указу говорится, что передача объектов в концессию позволит привлечь иностранные инвестиции, освоить месторождения полезных ископаемых и построить на их базе производственные мощности, создать новые рабочие места и обеспечить дополнительные заказы на производство машин и оборудования для отечественных производителей. Концессия — новый инвестиционный инструмент для Беларуси. Хотя, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 22 июня 2001 г. № 37-З: в редакции Закона Республики Беларусь от 9 ноября 2009 г (далее – Инвестиционный кодекс) предусматривал возможность передачи объектов в концессию, но до сих пор эта норма не работала. Теперь же, с принятием Указа № 44, специалисты Госкомимущества (ГКИ) занимаются подготовкой соответствующих концессионных договоров. В соответствии с Инвестиционным кодексом Беларуси, концессионные договоры могут быть трех видов.

· полный концессионный договор;

· концессионный договор  о разделе продукции;

· концессионный договор  об оказании услуг (выполнении работ).

 Однако наиболее приемлемыми  для разработки месторождений  полезных ископаемых являются  концессионные договоры о разделе продукции. ГКИ еще предстоит разработать условия сдачи объектов в концессию. Предполагается, что инвесторы для таких проектов будут привлекаться на конкурсной основе. В свою очередь, срок передачи объектов в концессию будет зависеть от многих условий. В любом случае, по каждому объекту будут предложены свои условия и разные сроки, они будут отработаны с учетом запасов полезных ископаемых, а также необходимости создания на той или иной площадке профильного производства и т. д. В целом же срок действия концессионных договоров может быть достаточно длительным, "порядка 45-50 лет, может быть, и 99 лет". Процедурные вопросы сдачи объектов в концессию потребуют от белорусских специалистов тщательной проработки, поскольку аналогичная практика в странах СНГ пока небольшая. Концессионные механизмы применяются в России, Украине (наиболее активно — в Казахстане.). К примеру, в Украине сданы в концессию автомобильные дороги. Сфера автодорог, придорожного сервиса в Беларуси также может рассматриваться в будущем как концессионные объекты, помимо этого, прорабатываются возможности передачи в концессию исторических памятников архитектуры Беларуси. На территории страны много старых замков, которые находятся в плохом состоянии. И чтобы привести эти объекты в порядок, к ним могут применяться концессионные механизмы.

Процесс приватизации в Республике Беларусь протекает не без проблем, к основным из которых можно отнести  отсутствие комплексности и системности  в теории и практике управления государственной  собственностью, непоследовательность принимаемых решений и управленческих мер тактического характера, ущербность инвестиционной составляющей процесса приватизации, отсутствие отлаженной системы гарантий и страхования  инвестиционной деятельности, несовершенство законодательного регулирования процесса приватизации. В то же время необходимо отметить, что существуют перспективы  совершенствования системы управления и приватизации государственной собственности, и, прежде всего, коммунальной, которые требуют проведения уже в ближайшем будущем следующих мероприятий: сплошной инвентаризации объектов государственной собственности, разработки и внедрения системы их учета, разграничения и оформления прав на них; разработки и упрощения порядка приватизации, принятия мер по обеспечению гарантии сохранности частной собственности и так далее.

Информация о работе Право государственной собственности