Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования в курсовой работе рассмотрение проблем возникновения, использования, прекращение государственной собственностью в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассматривались общие положения о праве государственной собственности.
Намерением достичь
Что касается других объектов природных ресурсов (вод, недр, лесов), то передача их в частную собственность неоправданна (по крайней мере сегодня, когда механизм государственного контроля является недейственным), хотя использование этих объектов частными лицами в режиме иных прав не исключается (например, на условиях аренды).
Наряду с категорией "исключительная государственная собственность" имеет место и другая категория объектов государственной собственности, отнесенных к "неотъемлемому достоянию народов". По мнению некоторых ученых, имущество, объявленное достоянием народов, является разновидностью объектов, составляющих исключительную государственную собственность.
Согласно точке зрения других ученых, категория "достояние народов" употребляется по отношению к имуществу, установление права собственности на которое вообще невозможно (оно не может быть объектом права собственности). Государство как юридический собственник (фактическим собственником является народ) в отношении имущества, объявленного достоянием народа, обладает лишь компетенцией управления в общенародных интересах, использования в ограниченных пределах и передачи в ограниченное пользование другим лицам (юридическим или физическим).
Иными словами, на правомочие
распоряжаться этим имуществом налагаются
строжайшие запреты. Право распоряжаться
имуществом, объявленным достоянием
народов, настолько ограничено, что
позволяет сравнить его с правомочиями
распоряжения в иных ограниченных вещных
правах. Отсюда делается вывод о
том, что данное имущество не имеет
собственника. Оно находится в
ведении избранных народом
Собственность, принадлежащая
республиканским юридическим
Особенностью коммунальной
собственностью является, то что в
коммунальной собственности может
находиться любое имущество, за исключением
того, которое может находиться
только в собственности Республики
Беларусь. К объектам права коммунальной
собственности относиться имущество
органов власти и управления административно-
Законодательство Республики
Беларусь не определяет порядка распределения
иных, кроме средств местного бюджета
и имущества государственных
органов соответствующей
В настоящее время даже в отраслях, традиционно входивших в состав государственного сектора, прослеживаются тенденции к дерегулированию, т.е. ослаблению прямого государственного регулирования, постепенной передачи государственных предприятий в частное управление и т.д.
Использование всей совокупности объектов государственной собственности в национальных интересах является целью управления государственной собственностью. Эта цель предполагает иерархическое построение подцелей более низкого порядка, а также воздействие и на частную форму собственности для обеспечения общих условий устойчивого развития экономики страны.
Традиционно к объектам государственной
собственности относятся
В числе задач, которые
надо решать в целях обеспечения
сохранности , развития, эффективного
функционирования и использования
всей совокупности объектов государственной
собственности, необходимо выделить
достаточно важную для нашей республики
задачу, как классификация объектов
государственной собственности.
- объекты, предназначенные
для выполнения
- объекты обеспечивающие
поддержание и развитие
- объекты, через которые
государство берет на себя
функции проведения
На основании Закона №169-З В Республике Беларусь владение и пользование объектами, находящимися только в собственности государства, осуществляется уполномоченными на то государственными органами или государственными юридическим лицами. К этой группе объектов отнесены 41 группа имущества.
На основе предложенной классификации
можно разделить
Политика страны в области управления государственным имуществом должна быть направлена на оптимизацию его структуры и создание условий для привлечения инвестиций, инновационного похода к распоряжению государственным имуществом при систематическом анализе деятельности государственных предприятий и принятия необходимых мер, в том числе и приватизационны
4.Особенности процесса разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.
В период перехода к рыночной
экономике государству отведена
особая роль. Прежде всего оно является
регулятором экономических отношений,
устанавливает в экономике «
На решение данной задачи направлены два закона Республики Беларусь, принятые в июне 2010 . Первый из них – Закон Республики Беларусь от 15.07.2010 №169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (далее – Закон №169-З). Второй – Закон Республики Беларусь от 16.07.2010 №172-З «О внесении изменений дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества » (далее - Закон №172-З)
Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является и необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств (к тому же совсем не универсальным) достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.
К главным целям приватизации, следует отнести:
- формировании новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики - это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений.
- создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
- формирование новых экономических
отношений, построенных на
многообразии форм собственности, самостоятельности
производителей товаров и услуг, достижение
оптимальной структуры форм собственности
как экономической базы социально ориентированного
рыночного хозяйства;
- развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
- сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
- уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);
- становление слоя частных собственников (среднего класса).
Конечной целью приватизации
является формирование эффективного рыночного
механизма управления производством,
основанного на конкуренции экономически
свободных
Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности, в которой должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.
Контроль за разработкой
и координацией программ приватизации
объектов государственной собственности
осуществляет в каждой стране определенный
государственный орган. К примеру,
в Республике Беларусь была разработана
Государственная программа
Гражданский кодекс не решает
вопросы разгосударствления и приватизации
государственного имущества. Он предусматривает
только, что разгосударствление и
приватизация осуществляются в порядке,
предусмотренном