Право государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования в курсовой работе рассмотрение проблем возникновения, использования, прекращение государственной собственностью в Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассматривались общие положения о праве государственной собственности.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 72.95 Кб (Скачать документ)

Намерением достичь наибольшего  экономического эффекта от их использования  продиктованы изменения отношений  собственности на природные ресурсы. Однако расширение сферы частной  собственности на природные ресурсы  нуждается в глубоком анализе  возможных негативных экономических, экологических последствий. Решение  вопроса об отнесении природных  объектов к объектам частной собственности  возможно в том случае, когда прибыль, доход от использования объекта  прежде всего зависят от наиболее эффективного и рационального его  использования. Данная зависимость  наблюдается при использовании  земли.

Что касается других объектов природных ресурсов (вод, недр, лесов), то передача их в частную собственность  неоправданна (по крайней мере сегодня, когда механизм государственного контроля является недейственным), хотя использование этих объектов частными лицами в режиме иных прав не исключается (например, на условиях аренды).

Наряду с категорией "исключительная государственная собственность" имеет место и другая категория  объектов государственной собственности, отнесенных к "неотъемлемому достоянию  народов". По мнению некоторых ученых, имущество, объявленное достоянием народов, является разновидностью объектов, составляющих исключительную государственную собственность.

Согласно точке зрения других ученых, категория "достояние  народов" употребляется по отношению  к имуществу, установление права  собственности на которое вообще невозможно (оно не может быть объектом права собственности). Государство  как юридический собственник (фактическим  собственником является народ) в  отношении имущества, объявленного достоянием народа, обладает лишь компетенцией управления в общенародных интересах, использования в ограниченных пределах и передачи в ограниченное пользование  другим лицам (юридическим или физическим).

Иными словами, на правомочие распоряжаться этим имуществом налагаются строжайшие запреты. Право распоряжаться  имуществом, объявленным достоянием народов, настолько ограничено, что  позволяет сравнить его с правомочиями распоряжения в иных ограниченных вещных правах. Отсюда делается вывод о  том, что данное имущество не имеет  собственника. Оно находится в  ведении избранных народом органов  государственной власти.

Собственность, принадлежащая  республиканским юридическим лицам, отражается  в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, Положение о котором утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2006 № 1687. Ведение реестра осуществляется Фондом государственного имущества Госкомимущества, областными и Минским городским территориальными фондами государственного имущества.

Особенностью коммунальной собственностью является, то что в  коммунальной собственности может  находиться любое имущество, за исключением  того, которое  может находиться только в собственности Республики Беларусь. К объектам права коммунальной собственности относиться имущество  органов власти и управления административно-территориальных  единиц, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство, предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, учреждения образования, культуры, здравоохранения  и иное имущество.

Законодательство Республики Беларусь не определяет порядка распределения  иных, кроме средств местного бюджета  и имущества государственных  органов соответствующей административно-территориальной  единицы, объектов права коммунальной собственности между административно-территориальными единицами различных уровней (область, район, город и т.д). [17, с.741].

В настоящее время даже в отраслях, традиционно входивших  в состав государственного сектора, прослеживаются тенденции к дерегулированию, т.е. ослаблению прямого государственного регулирования, постепенной  передачи государственных предприятий в  частное управление и т.д.

Использование всей совокупности объектов государственной собственности  в национальных интересах является целью управления государственной собственностью. Эта цель предполагает иерархическое построение подцелей более низкого порядка, а также воздействие и на частную форму собственности для обеспечения общих условий устойчивого развития экономики страны.

Традиционно к объектам государственной  собственности относятся государственные  резервы топлива, сырья и продовольствия. Они обеспечивают национальную безопасность страны и способствуют экономической  стабильности.

В числе задач, которые  надо решать  в целях обеспечения  сохранности , развития, эффективного функционирования  и использования  всей совокупности объектов государственной  собственности, необходимо выделить  достаточно важную для нашей республики задачу, как классификация объектов государственной собственности.  В качестве критерия выбран функциональный подход  с целью выделения однотипных групп объектов. В соответствии с  указанным критерием объекты  государственной собственности  можно разделить на три группы:

- объекты, предназначенные  для выполнения общегосударственных  задач;

- объекты обеспечивающие  поддержание и развитие экономического  потенциала страны;

- объекты, через которые  государство берет на себя  функции проведения централизованной  социально-экономической политики  и социальной защиты населения. [18, с.97]

На основании Закона №169-З  В Республике Беларусь владение и пользование объектами, находящимися только  в собственности государства, осуществляется   уполномоченными на то государственными органами или государственными юридическим лицами. К этой группе объектов отнесены 41 группа имущества.

На основе предложенной классификации  можно разделить государственную  собственность на две большие  группы: материальную и нематериальную. (Приложение 1).

Политика страны в области  управления государственным имуществом должна быть направлена на оптимизацию  его структуры и создание  условий  для привлечения инвестиций, инновационного похода  к распоряжению  государственным  имуществом при систематическом анализе деятельности государственных предприятий и принятия необходимых мер, в том числе и приватизационны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Особенности процесса разгосударствления  и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

В период перехода к рыночной экономике государству отведена особая роль. Прежде всего  оно является регулятором  экономических отношений, устанавливает в экономике «правила игры», которые должны принять все  остальные ее участники, и контролирует их выполнение. И здесь исключительно  важны рациональное соотношение  государственной и частной собственности, их взаимодействие и преобразование из одной формы в другую. Необходимость повышения эффективности экономики в целом, итогов деятельности каждого хозяйствующего субъекта в отдельности и увеличения притока прямых иностранных инвестиций предполагают  оптимизацию структуры государственной собственности (в первую очередь путем использования приватизационных механизмов).

На решение данной задачи направлены два закона Республики Беларусь, принятые в июне 2010 . Первый из них – Закон Республики Беларусь от 15.07.2010 №169-З «Об объектах, находящихся  только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется  исключительное право государства» (далее – Закон №169-З). Второй – Закон Республики Беларусь от 16.07.2010 №172-З «О внесении изменений дополнений в некоторые законы  Республики Беларусь  и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации  государственного имущества » (далее - Закон №172-З)

Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является и необходимость признания  того, что приватизация не может  быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним  из средств (к тому же совсем не универсальным) достижения множества разнообразных  целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными  и краткосрочными. И чрезвычайно  важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени  неотложности задач и не допустить  возникновения противоречий между  ними.

К главным целям приватизации, следует отнести:

- формировании новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики - это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений.

- создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;

- формирование новых экономических отношений, построенных на 
многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;

- развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;

- сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;

- уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);

- становление слоя частных собственников (среднего класса).

Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного  механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые  самостоятельно, с учетом социально-экономической  эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования  финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием  законов спроса и предложения.

Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия  в стране обоснованной программы  преобразования государственной собственности, в которой должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ  по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое  имущество, задачи органов государственной  власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.

Контроль за разработкой  и координацией программ приватизации объектов государственной собственности  осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана  Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным  имуществом и приватизации. В 2010 году создано Национальное агенство инвестиций и приватизации. Оно подчиняется Правительству и подконтрольно Наблюдательному совету, предсталяет интересы государства в области привлечения инвестиций  в Беларусь, в том числе при приватизации государственного имущества. Такой статус, как ожидается, позволит указанному агенству вести полноценную работу с органами государственного управления , обеспечить качественное и оперативное взаимодействие  инвесторов и региональных органов управления, стать «одним окном» для инвесторов независимо от их прихода в Беларусь, а также повысить эффективность приватизационных процессов в стране и привлечения инвестиции в экономику Республику Беларусь [19,с.26]. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь Программа приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности. Программы приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются органами приватизации местных Советов депутатов и утверждаются соответствующими Советами депутатов.

Гражданский кодекс не решает вопросы разгосударствления и приватизации государственного имущества. Он предусматривает  только, что разгосударствление и  приватизация осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством, и устанавливает соотношение  положений Гражданского кодекса и законодательства о разгосударствлении и приватизации. Приоритет предоставлен указанному законодательству. Положения Гражданского кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности в процессе разгосударствления и приватизации, применяются, если законодательством о разгосударствлении и приватизации не предусмотрено иное, т.е. субсидиарно. Гражданский кодекс предусматривает также, что разгосударствлению подлежит государственное имущество республиканской и коммуникационной собственности. Основу реформирования собственности в Республике Беларусь составляет ряд законодательных актов, сред которых Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 №3 «О приватизации  государственной собственности Республики Беларусь» от 20.03.1998 №3, Закон Республики Беларусь  от 16 апреля 1992 г. «О приватизации жилищного фонда в Республике, от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках», Государственная программа разгосударствления и приватизации, Концепция управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2010-2015 годы. Основные подходы к реформированию государственной собственности определил Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 №3 «О разгосударствлении и приватизации».

Информация о работе Право государственной собственности