Право граждан на объединение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является комплексный анализ теоретических вопросов, связанных с описанием понятия и конституционно-правового статуса общественных объединений, их форм и видов, организации деятельности, прав, обязанностей и ответственности.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ!!!!.docx

— 59.78 Кб (Скачать документ)

Введение

Принятие  Конституции Российской Федерации  на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей  и ориентиров социально-политического  и экономического развития.

Люди  привыкли к свободе слова и  совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и  судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь  каждого россиянина.

На сегодня  в Российской Федерации зарегистрировано несколько тысяч общественных объединений, с помощью которых граждане выражают и осуществляют свои права.

Основа  правового статуса общественных объединений закреплена Конституцией Российской Федерации (далее Конституция  РФ), а именно в статьях 13 и 30 (далее  ст. 13 и 30).

Более развернутая правовая регламентация общественных объединений содержится в Федеральном законе "Об общественных объединениях", также существуют специальные законы об отдельных видах общественных объединений: "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996г.; "О политических партиях РФ" от 11 июля 2001г. и другие.

Но, несмотря на подробную законодательную регламентацию  порядка создания, деятельности, ликвидации, прав и обязанностей членов общественных объединений, данные отношения вызывают не мало сложностей, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика.

Исследование  правового регламентирования общественных объединений является наиболее важным и актуальным.

Данная  тема очень широко и разносторонне  освещена в научной правовой литературе. Многие известные авторы, как Авакьян С.А., Калинин Н.И., Лапаева В.В. и другие, посвятили свои научные работы исследованию положения и развития общественных объединений в России, потому что интерес к данному правовому институту на протяжении еще многих лет будет возрастать и оставаться наиболее значимым.

Объектом  работы является право граждан на объединение.

Предметом выступает исследование правовых актов, закрепляющих право граждан на объединение.

Целью данной курсовой работы является комплексный  анализ теоретических вопросов, связанных  с описанием понятия и конституционно-правового  статуса общественных объединений, их форм и видов, организации деятельности, прав, обязанностей и ответственности.

Задачи:

- рассмотреть  историю развития общественных  объединений в России;

- определить  конституционно-правовой статус  права граждан на объединение;

- описать  понятие, организационно-правовые  формы и виды, порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных  объединений, а также их права,  обязанности и ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Право на объединение 

Для осуществления  жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение  усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций, способных  выявлять, выражать и представлять коллективные интересы. Совокупность этих объединений отражает способность  гражданского общества к самоорганизации, т. е. к решению общественных проблем  без вмешательства государственной  власти. Столь важная социально-политическая роль объединений, а также объективная  возможность и опасность использования  их в антиобщественных целях вызывают необходимость правового закрепления  отношений, складывающихся между объединениями  и государством. Конституции всех стран мира, как и международно-правовые акты, включают соответствующие принципы и порядок.

По своему содержанию право на объединение  предусматривает возможность создания общественных, т. е. негосударственных, объединений, а именно: политических партий, профсоюзов, предпринимательских  союзов и других общественных организаций. Каждый человек вправе не только создавать эти общественные объединения вместе с другими людьми, но и вступать в уже созданные, участвовать в их деятельности, а также беспрепятственно выходить из них. Конституция РФ устанавливает только три положения, связанные с реализацией этого права.

1) Право  на объединение принадлежит каждому  человеку. Следовательно, граждане  и не граждане, законно находящиеся  на территории Российской Федерации,  обладают правом вступать в  политические партии, профсоюзы  и другие общественные организации,  поскольку Конституция РФ не  предусматривает возможность ограничения  в данном праве каких-либо лиц  на основе закона (за исключением  иностранцев в соответствии со  ст. 62). Однако Международный пакт  о гражданских и политических  правах (ч. 2 ст. 22) все Же предусматривает возможность законных ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции. В соответствии с этой нормой правомерна норма действующего Федерального закона о статусе военнослужащего от 27 мая 1998 г., согласно которой военнослужащие могут состоять только в тех общественных объединениях, которые не преследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении военной службы. Сохраняет силу также положение действующего законодательства, исключающего возможность вступления иностранцев в политические партии, хотя в то же время допускается создание в стране отделений общественных объединений иностранных государств. В соответствии со ст. 119 Конституции РФ находится Федеральный закон о статусе судей, по которому судьям запрещено принадлежать к политическим партиям. Федеральным законом о прокуратуре 1995 г. также ограничено такое право для прокуроров.

Проведение  реформ в политической системе затронуло  правовое положение коммунистической партии. Президентом РФ были изданы указы: "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР" от 23 августа 1991 г,, "Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР" от 25 августа 1992 г., "О деятельности КПСС и КП РСФСР" от 6 ноября 1991 г., которые фактически запретили деятельность коммунистической партии и передали имущество партии государству.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 ноября 1992 г. по делу о проверке конституционности  отмеченных выше указов признал большинство  наиболее важных положений этих актов  конституционными. Он, в частности, констатировал, что в августе-сентябре 1991 г. КПСС фактически распалась, что  роспуск руководящих организационных  структур КПСС и КП РСФСР как ее составной части признается соответствующим  Конституции РФ, что КП РСФСР организационно не оформлена в качестве самостоятельной  политической партии. В то же время  Суд признал неконституционным  роспуск первичных организаций  КП РСФСР, образованных по территориальному принципу, на том основании, что они "сохраняли свой общественный характер и не подменяли государственные  структуры".

Данное  решение Конституционного Суда РФ не перечеркнуло право граждан России на создание коммунистической партии, но ясно указало на то, что новая  коммунистическая партия, если она  будет создана, не может быть преемницей старой, поскольку деятельность этой старой компартии объявлена неконституционной.

2) Государство  гарантирует свободу общественных  объединений. За исключением ограничений,  предусмотренных ч. 5 ст. 13 Конституции,  государство не вправе ограничивать  цели и задачи общественных  объединений, вмешиваться в их  внутреннюю деятельность. Объединения  создаются без предварительного  разрешения госорганов, а их

уставы  принимаются ими самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах. Министерство контролирует законность целей и  задач объединений, а финансовые органы - источники их доходов. Общественное объединение может быть ликвидировано  только в двух случаях (и только по решению суда):

а) нарушение  ч. 5 ст. 13 Конституции, иные уголовно наказуемые деяния;

б) повторное  в течение года совершение действий, выходящих за пределы уставных целей  и задач, или нарушение закона.

3) Никто  не может быть принужден к  вступлению в какое-либо объединение  или пребыванию в нем. Следовательно,  закон гарантирует добровольность  вступления в объединение и пребывания в нем, исключает какое-либо принуждение. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации и вообще служить основанием для ограничения прав и свобод человека.

Федеральный закон об общественных объединениях (в редакции от 19 июля 1998 г.) устанавливает общие условия реализации гражданами права на объединение. Этим Законом регулируется порядок создания объединений, ответственность за злоупотребление этим правом.

Закон рассматривает общественное объединение  как некоммерческое формирование в  таких формах: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение. Вмешательство  органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность . общественных объединений (и наоборот) не допускается. Законом установлены порядок создания (регистрации) общественных объединений, их права и обязанности, ответственность за нарушение законов об общественных объединениях.

Во всех развитых странах подробно регламентируются создание и деятельность политических партий. В Конституции РФ, как  отмечалось, о них не упоминается. В соответствии с Законом о  чрезвычайном положении их деятельность может быть приостановлена в условиях чрезвычайного положения.

Федеральным законом от 19 июля 1998 г., которым внесены  изменения и дополнения в вышеназванный  Закон, введено понятие политического  общественного объединения, каковым  признается общественное объединение (включая политические партии и движения), в уставе которого в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния  на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. На 25 декабря 1998 г. Министерством юстиции РФ было зарегистрировано 139 общероссийских политических общественных объединений (79 политических партий, из которых 44 были вправе выступать избирательными объединениями на парламентских выборах в 1999 г.).

Политическим  общественным объединением не может  быть признано:

• объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного  учреждения, органа общественной самодеятельности;

• объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к  нему в иной форме иностранных  граждан, иностранных или международных  организаций;

• объединение, устав которого предусматривает  членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);

• объединение, устав которого предусматривает  членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к  данным объединениям;

• объединение, преследующее цели извлечения прибыли  посредством осуществления предпринимательской  деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между  своими членами и (или) учредителями;

• объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов;

• объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.

Установлено также, что принадлежность общественного  объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена  в его уставе. Политическое общественное объединение подлежит государственной  регистрации в обязательном порядке. Отказ в государственной регистрации  общественного объединения, в том  числе в качестве политического  общественного объединения, а также  уклонение от такой регистрации  могут быть обжалованы в суд. Общественное объединение не может быть зарегистрировано в качестве политического общественного  объединения, если оно

не соответствует  условиям, установленным федеральным  законом. Политические общественные объединения  не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций  и граждан.

Несколькими законами запрещается создание партийных  организаций в государственных  структурах - вооруженных силах, милиции, органах прокуратуры, высших учебных  заведениях. Политические партии и  движения не вправе создавать свои структуры по производственному  принципу, т. е. на заводах, в учреждениях, компаниях и т. д. Однако пока отсутствует  закон о политических партиях, который  бы комплексно отрегулировал специфические  вопросы, связанные с созданием  и деятельностью партий.

Информация о работе Право граждан на объединение