Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ теоретических вопросов, связанных с описанием понятия и конституционно-правового статуса общественных объединений, их форм и видов, организации деятельности, прав, обязанностей и ответственности.
Введение
Принятие
Конституции Российской Федерации
на всенародном референдуме 12 декабря
1993 г. прервало развитие советского типа
организации государственной
Люди привыкли к свободе слова и совести, к многопартийности и открытости границ, к рыночным отношениям и судебной защите своих прав. В этом смысле Конституция вошла в жизнь каждого россиянина.
На сегодня в Российской Федерации зарегистрировано несколько тысяч общественных объединений, с помощью которых граждане выражают и осуществляют свои права.
Основа правового статуса общественных объединений закреплена Конституцией Российской Федерации (далее Конституция РФ), а именно в статьях 13 и 30 (далее ст. 13 и 30).
Более развернутая правовая регламентация общественных объединений содержится в Федеральном законе "Об общественных объединениях", также существуют специальные законы об отдельных видах общественных объединений: "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996г.; "О политических партиях РФ" от 11 июля 2001г. и другие.
Но, несмотря
на подробную законодательную
Исследование
правового регламентирования
Данная тема очень широко и разносторонне освещена в научной правовой литературе. Многие известные авторы, как Авакьян С.А., Калинин Н.И., Лапаева В.В. и другие, посвятили свои научные работы исследованию положения и развития общественных объединений в России, потому что интерес к данному правовому институту на протяжении еще многих лет будет возрастать и оставаться наиболее значимым.
Объектом работы является право граждан на объединение.
Предметом выступает исследование правовых актов, закрепляющих право граждан на объединение.
Целью
данной курсовой работы является комплексный
анализ теоретических вопросов, связанных
с описанием понятия и
Задачи:
- рассмотреть историю развития общественных объединений в России;
- определить
конституционно-правовой
- описать
понятие, организационно-
1.Право
на объединение
Для осуществления
жизненных целей и реализации
прав часто необходимо объединение
усилий, т. е. создание разного рода
союзов и организаций, способных
выявлять, выражать и представлять
коллективные интересы. Совокупность
этих объединений отражает способность
гражданского общества к самоорганизации,
т. е. к решению общественных проблем
без вмешательства
По своему
содержанию право на объединение
предусматривает возможность
1) Право
на объединение принадлежит
Проведение
реформ в политической системе затронуло
правовое положение коммунистической
партии. Президентом РФ были изданы
указы: "О приостановлении
Конституционный
Суд РФ в постановлении от 30 ноября
1992 г. по делу о проверке конституционности
отмеченных выше указов признал большинство
наиболее важных положений этих актов
конституционными. Он, в частности,
констатировал, что в августе-сентябре
1991 г. КПСС фактически распалась, что
роспуск руководящих
Данное
решение Конституционного Суда РФ не
перечеркнуло право граждан России
на создание коммунистической партии,
но ясно указало на то, что новая
коммунистическая партия, если она
будет создана, не может быть преемницей
старой, поскольку деятельность этой
старой компартии объявлена
2) Государство
гарантирует свободу
уставы принимаются ими самостоятельно и только регистрируются в Министерстве юстиции и его органах. Министерство контролирует законность целей и задач объединений, а финансовые органы - источники их доходов. Общественное объединение может быть ликвидировано только в двух случаях (и только по решению суда):
а) нарушение ч. 5 ст. 13 Конституции, иные уголовно наказуемые деяния;
б) повторное в течение года совершение действий, выходящих за пределы уставных целей и задач, или нарушение закона.
3) Никто
не может быть принужден к
вступлению в какое-либо
Федеральный закон об общественных объединениях (в редакции от 19 июля 1998 г.) устанавливает общие условия реализации гражданами права на объединение. Этим Законом регулируется порядок создания объединений, ответственность за злоупотребление этим правом.
Закон рассматривает общественное объединение как некоммерческое формирование в таких формах: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность . общественных объединений (и наоборот) не допускается. Законом установлены порядок создания (регистрации) общественных объединений, их права и обязанности, ответственность за нарушение законов об общественных объединениях.
Во всех развитых странах подробно регламентируются создание и деятельность политических партий. В Конституции РФ, как отмечалось, о них не упоминается. В соответствии с Законом о чрезвычайном положении их деятельность может быть приостановлена в условиях чрезвычайного положения.
Федеральным законом от 19 июля 1998 г., которым внесены изменения и дополнения в вышеназванный Закон, введено понятие политического общественного объединения, каковым признается общественное объединение (включая политические партии и движения), в уставе которого в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. На 25 декабря 1998 г. Министерством юстиции РФ было зарегистрировано 139 общероссийских политических общественных объединений (79 политических партий, из которых 44 были вправе выступать избирательными объединениями на парламентских выборах в 1999 г.).
Политическим общественным объединением не может быть признано:
• объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности;
• объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;
• объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);
• объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;
• объединение,
преследующее цели извлечения прибыли
посредством осуществления
• объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов;
• объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.
Установлено
также, что принадлежность общественного
объединения к политическим общественным
объединениям должна быть оговорена
в его уставе. Политическое общественное
объединение подлежит государственной
регистрации в обязательном порядке.
Отказ в государственной
не соответствует условиям, установленным федеральным законом. Политические общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.
Несколькими законами запрещается создание партийных организаций в государственных структурах - вооруженных силах, милиции, органах прокуратуры, высших учебных заведениях. Политические партии и движения не вправе создавать свои структуры по производственному принципу, т. е. на заводах, в учреждениях, компаниях и т. д. Однако пока отсутствует закон о политических партиях, который бы комплексно отрегулировал специфические вопросы, связанные с созданием и деятельностью партий.