Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ теоретических вопросов, связанных с описанием понятия и конституционно-правового статуса общественных объединений, их форм и видов, организации деятельности, прав, обязанностей и ответственности.
Правоспособность
общественного объединения как
юридического лица возникает с момента
государственной регистрации
Государственная регистрация как обязательное условие функционирования установлена только для политических общественных организаций. Другие виды общественных объединений вправе не регистрироваться в органах юстиции. Последствием этого будет только отсутствие прав юридического лица.
Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации.
Государственная регистрация межрегионального общественного объединения производится органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.
Круг оснований, по которым может быть отказано в регистрации общественного объединения, ограничен ст. 23 ФЗ "Об общественных объединениях":
- если
устав общественного
- если
не представлен полный
- если
ранее зарегистрировано
- если
органом, регистрирующим
- если
название общественного
Так, Конституционным Судом РФ от 15 декабря 2004 г. рассматривалось дело "О проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях". Поводом к рассмотрению дела явились запрос Коптевского районного суда города Москвы, жалобы общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А. Савина .7
После вступления Федерального закона "О политических партиях" в силу съезд общероссийской общественной политической организации "Православная партия России" принял решение о преобразовании в политическую партию "Православная партия России". Гражданка Н.Е. Илюхина - член данной организации, полагая, что решение съезда в части сохранения наименования "Православная партия России" противоречит предписаниям пункта 3 статьи 9 названного Федерального закона и тем самым препятствует регистрации этой организации в качестве политической партии, обратилась в Коптевский районный суд города Москвы с жалобой, в которой просила отменить указанное решение. Придя к выводу о том, что в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации положений пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" имеется неопределенность, Коптевский районный суд города Москвы определением от 11 июля 2002 года производство по делу приостановил и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке их конституционности. Одновременно в Конституционный Суд Российской Федерации обратилась общероссийская общественная политическая организация "Православная партия России" с жалобой на нарушение теми же законоположениями, подлежащими применению в деле по жалобе Н.Е. Илюхиной, конституционного права граждан на объединение.
Конституционный Суд Российской Федерации установил: Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона от 11 июля 2001 года "О политических партиях" не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, т.е. указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.
Статья 30 Конституции Российской Федерации непосредственно не закрепляет право граждан на объединение в политические партии, однако, по ее смыслу во взаимосвязи со статьями 1, 13, 15 (часть 4), 17 и 32 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации названное право, включающее право создания политической партии и право участия в ее деятельности, является неотъемлемой частью права каждого на объединение, а свобода деятельности политических партий как общественных объединений гарантируется. Возможность для граждан свободно объединиться в политическую партию, образовать партию как юридическое лицо, с тем, чтобы действовать коллективно в области реализации и защиты своих политических интересов, - одна из необходимых и наиболее важных составляющих права на объединение, без чего данное право лишалось бы смысла. Поэтому Конституция Российской Федерации защищает не только свободу деятельности политических партий, но и свободу их создания.
Вместе
с тем Конституция Российской
Федерации запрещает создание и
деятельность политических партий, цели
или действия которых направлены
на насильственное изменение основ
конституционного строя и нарушение
целостности Российской Федерации,
подрыв безопасности государства, создание
вооруженных формирований, разжигание
социальной, расовой, национальной и
религиозной розни (статья 13, часть
5), и допускает возможность
Таким образом, законодатель вправе урегулировать - на основе Конституции Российской Федерации и с учетом положений международно-правовых актов, участницей которых является Российская Федерация, - правовой статус политических партий, в том числе условия и порядок их создания, принципы деятельности, права и обязанности, установить необходимые ограничении.
Федеральный
закон "О политических партиях",
который устанавливает правовой
статус политических партий на основе
Конституции Российской Федерации,
конкретизируя положения ее статей
1 (часть 1), 3 (часть 2), 13 (часть 3) и 30 (часть
1), определяет политическую партию как
общественное объединение, созданное
в целях участия граждан
В отличие
от политических партий религиозные
объединения, как следует из статей
28 и 30 Конституции Российской Федерации,
создаются с целью реализации
свободы вероисповедания, права
каждого объединяться с другими
для исповедания определенной религии,
что предполагает и возможность
совершения в соответствии с избранными
убеждениями религиозных
В силу
статьи 14 Конституции Российской Федерации
во взаимосвязи с ее статьями 11, 12
и 13 и в соответствии с конкретизирующими
их положениями статьи 4 Федерального
закона "О свободе совести и
о религиозных объединениях" конституционный
принцип светского государства
и отделения религиозных
Таким
образом, в Российской Федерации
как демократическом и светском
государстве религиозное
В Российской
Федерации как
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79, 100 и 104 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:
Признать
не противоречащим Конституции Российской
Федерации пункт 3 статьи 9 Федерального
закона "О политических партиях"
в части, не допускающей создание
политических партий по признакам национальной
или религиозной
Порядок реорганизации и ликвидации определяется в ст.ст. 25, 26 ФЗ "Об общественных объединениях".
Реорганизация
общественного объединения
Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ликвидация
общественного объединения
Решение
о ликвидации общественного объединения,
являющегося юридическим лицом,
направляется в орган, зарегистрировавший
общественное объединение, для исключения
указанного объединения из единого
государственного реестра юридических
лиц. Государственная регистрация
общественного объединения в
связи с его ликвидацией
5.Политические партии
Партии - весьма своеобразный феномен политической жизни. Они непосредственно связаны с интересами той или иной социально-классовой общности, этнических или религиозных образований.
По существу партии выполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов.
Такой процесс проходит в
Партии, как политический институт,
не только объективно
Политическая партия (от лат. "партио" - часть, дело) - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве.
Политическая партия - это часть
населения, класса, социального слоя
или слоев. Ее появление
В учебной, монографической,