Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 14:06, курсовая работа
Земля по праву является важнейшим для человечества объектом материального мира. Не будь земли - не было бы и человечества со всеми его проблемами. Человек изобретет невиданные ранее средства, которые постепенно устаревают, но на их смену придут еще более гениально придуманные средства, которые тоже будут морально устаревать и заменяться новыми изобретениями. Однако землю нельзя придумать или изобрести – она статична и ее морально не состарит никакой промежуток времени.
Адекватным ценности земли, как объекту правовых отношений, должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природному объекту.
Земля в условиях исключительной государственной собственности была полностью изъята из гражданского оборота и любые сделки с ней карались по закону. Принятые в 1990 г. в РСФСР законы, направленные на реформирование земельных отношений, ввели одновременно и право собственности на землю, и право пожизненного наследуемого владения. Сохранился и ранее существовавший титул – право землепользования (право постоянного (бессрочного) и временного пользования землей). Таким образом, Россия оказалась едва ли на первом месте в мире по числу оснований прав на землю.
Длившийся в течении 7 лет процесс обсуждения и принятия Земельного кодекса РФ не привел к надлежащему урегулированию земельных отношений.
Проблема участия земли в гражданском обороте приобрела чрезмерную остроту вследствие того, что она напрямую связана с утверждением частной собственности на землю, с пределами распоряжения ею. С одной стороны, представляется очевидным, что переход к полноценному рынку невозможен без вовлечения в гражданский оборот земли как важнейшего объекта недвижимости, а с другой, неадекватная современной обстановке политизация земельных отношений и прежде всего их ядра – частной собственности и земельного оборота, взрывая столь бурные общественные эмоции, препятствуя эффективному урегулированию соответствующих проблем.
Целью данной работы является раскрытие природы вещных прав на землю, а также особенности их правового регулирования.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что она содержит положения, регулирующие отношения в сфере землевладения и землепользования и позволяет более широко раскрыть такие понятия как частная и совместная собственность, аренда, пользование, а также определить пробелы в земельном и гражданском законодательстве.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Право собственности на землю…………………………………….5
1.1. Государственная собственность на землю…………………………………5
1.2. Муниципальная собственность на землю……………………………..…10
1.3. Частная собственность на земельные участки……………………………12
1.4. Общая собственность на земельные участки………………………….…19
Глава 2. Иные вещные права на землю……………………………………21
2.1. Право пожизненного наследуемого владения…………………………..21
2.2. Право постоянного (бессрочного) пользования…………………………23
2.3. Сервитут………………………………………………………………..…..25
2.4. Аренда земельных участков……………………………………………….29
2.5. Безвозмездное срочное пользование земельными участками………….36
Заключение………………………………………………………………….….39
Список используемой литературы……………………………………………41
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Право собственности на землю…………………………………….5
1.1. Государственная
собственность на землю……………………
1.2. Муниципальная
собственность на землю……………………
1.3. Частная собственность на земельные участки……………………………12
1.4. Общая собственность
на земельные участки…………………………
Глава 2. Иные вещные права на землю……………………………………21
2.1. Право пожизненного
наследуемого владения………………………
2.2. Право постоянного
(бессрочного) пользования……………
2.3. Сервитут…………………………………………………………
2.4. Аренда земельных участков……………………………………………….29
2.5. Безвозмездное
срочное пользование
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………41
Введение
Земля по праву является важнейшим для человечества объектом материального мира. Не будь земли - не было бы и человечества со всеми его проблемами. Человек изобретет невиданные ранее средства, которые постепенно устаревают, но на их смену придут еще более гениально придуманные средства, которые тоже будут морально устаревать и заменяться новыми изобретениями. Однако землю нельзя придумать или изобрести – она статична и ее морально не состарит никакой промежуток времени.
Адекватным ценности земли, как объекту правовых отношений, должно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному или природному объекту.
Земля в условиях исключительной государственной собственности была полностью изъята из гражданского оборота и любые сделки с ней карались по закону. Принятые в 1990 г. в РСФСР законы, направленные на реформирование земельных отношений, ввели одновременно и право собственности на землю, и право пожизненного наследуемого владения. Сохранился и ранее существовавший титул – право землепользования (право постоянного (бессрочного) и временного пользования землей). Таким образом, Россия оказалась едва ли на первом месте в мире по числу оснований прав на землю.
Длившийся
в течении 7 лет процесс обсуждения
и принятия Земельного кодекса РФ не привел
к надлежащему урегулированию земельных
отношений.
Проблема участия земли в гражданском
обороте приобрела чрезмерную остроту
вследствие того, что она напрямую связана
с утверждением частной собственности
на землю, с пределами распоряжения ею.
С одной стороны, представляется очевидным,
что переход к полноценному рынку невозможен
без вовлечения в гражданский оборот земли
как важнейшего объекта недвижимости,
а с другой, неадекватная современной
обстановке политизация земельных отношений
и прежде всего их ядра – частной собственности
и земельного оборота, взрывая столь бурные
общественные эмоции, препятствуя эффективному
урегулированию соответствующих проблем.
Целью данной работы является раскрытие природы вещных прав на землю, а также особенности их правового регулирования.
Практическая
значимость данной работы состоит в
том, что она содержит положения,
регулирующие отношения в сфере
землевладения и
Глава 1. Право собственности на землю.
1.1. Государственная собственность на землю.
Действующее законодательство устанавливает, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ). Таким образом, установлена своего рода презумпция принадлежности земельных участков государству, если они не закреплены за указанными субъектами.
Государственная собственность делится на два вида: собственность Российской Федерации в целом (федеральная) и собственность ее субъектов (региональная). Традиционно в земельно-правовой литературе обращалось внимание на такую особенность субъекта государственной собственности: Российская Федерация (ее субъекты) является не только субъектом права собственности на землю, но и носителем права территориального верховенства как элемента принадлежащего ей суверенитета. В отличие от права собственности право территориального верховенства как пространственный предел политической власти распространяется на соответствующие территории в границах Российской Федерации (ее субъектов) независимо от того, в чьей собственности находится конкретный земельный участок на этой территории. Например, Российская Федерация реализует право территориального верховенства при установлении основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; ограничений прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков, а также ограничения оборотоспособности земельных участков; при изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков. Одновременно как собственник федеральных земель Российская Федерация наделена такими же правомочиями, что и другие собственники.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов Федерации, осуществляются соответственно Российской Федерацией и ее субъектами. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией.
В
федеральной собственности и
собственности субъектов
• которые признаны федеральной собственностью или собственностью субъектов Федерации федеральными законами;
•
которые приобретены Российской
Федерацией и ее субъектами по основаниям,
предусмотренным гражданским
•
право собственности Российской
Федерации и ее субъектов на которые
возникло при разграничении
Кроме
того, в собственности субъектов
федерации могут находиться не предоставленные
в частную собственность
• занятые недвижимым имуществом, находящимся в их собственности;
• предоставленные региональным органам государственной власти, государственным унитарным предприятиям и учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
•
отнесенные к землям особо охраняемых
природных территорий регионального
значения, землям лесного фонда, находящимся
в собственности субъектов
•
занятые приватизированным
Законодательством
установлен общий порядок разграничения
федеральных земель, земель субъектов
Федерации и муниципальных
Во-вторых, подготовленные и согласованные перечни земельных участков, на которые соответственно возникает право собственности у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, утверждаются Правительством РФ.
В-третьих, сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ.
В-четвертых,
право собственности Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных
образований регистрируется в соответствии
с федеральным
Согласно ст. 3 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» основанием для внесения в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право Собственности, является включение этих участков в состав:
• земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
•
земель сельскохозяйственного
• земель специального назначения; земель особо охраняемых территорий и объектов; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
• земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Основанием внесения в перечень земельных участков, право собственности на которые возникает у субъектов Российской Федерации, является включение этих участков в состав:
• земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
•
земель сельскохозяйственного
•
фонда перераспределения
• земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением отнесенных к федеральной собственности.
Включение в перечень земельных участков, право собственности на которые возникает у городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, — производится,, кроме того (в целях сохранения единства городского хозяйства), на основе отнесения участка к землям особо охраняемых природных территорий местного значения, землям водного фонда, занятым обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности.
Информация о работе Право собственности и другие вещные права на землю