Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 18:25, реферат
В данной работе предпринята попытка в рамках предмета данной дисциплины дать характеристику правоохранительным органам, судебной власти и правосудия. Поскольку целью работы является обобщающая характеристика проблемы, отдельных глав, посвященных конкретным правоохранительным органам (милиция, налоговая полиция, прокуратура, адвокатура, иерархия судов и т. д.), автором не предусмотрено. Эти вопросы рассматриваются в комплексе.
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы правоохранительных органов и организации судебной власти в РФ.
Введение.
1. Понятие правоохранительной деятельности, система правоохранительных органов РФ.
2. Судебная система
3. Система, структура и организация деятельности прокуратуры РФ.
4.ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
5. Органы внутренних дел. Милиция как один из органов МВД.
6. Органы юстиции Российской Федерации.
7. Адвокатура в РФ. Деятельность адвокатуры по оказанию помощи населению, предприятиям и организациям.
Заключение.
Список использованной литературы
Содердание.
Введение.
1. Понятие правоохранительной деятельности, система правоохранительных органов РФ.
2. Судебная система
3. Система, структура
и организация деятельности
4.ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
5. Органы внутренних дел. Милиция как один из органов МВД.
6. Органы юстиции Российской Федерации.
7. Адвокатура в РФ. Деятельность адвокатуры по оказанию помощи населению, предприятиям и организациям.
Заключение.
Список использованной
литературы
Введение.
Правоохранительные органы - одна из вводных
дисциплин, дающая исходные сведения о
правоохранительной деятельности. Предметом
дисциплины являются сведения о государственных
органах, выполняющих правоохранительную
деятельность, также о некоторых негосударственных
образованиях, призванных содействовать
в такого рода деятельности. Среди этих
сведений центральное место занимают
те, которые дают представление не только
о правоохранительной деятельности в
целом, но и о конкретных ее направлениях
(функциях), а равно о построении соответствующих
органов, их структуре, взаимосвязи, полномочиях
и задачах.
В данной работе предпринята попытка в
рамках предмета данной дисциплины дать
характеристику правоохранительным органам,
судебной власти и правосудия. Поскольку
целью работы является обобщающая характеристика
проблемы, отдельных глав, посвященных
конкретным правоохранительным органам
(милиция, налоговая полиция, прокуратура,
адвокатура, иерархия судов и т. д.), автором
не предусмотрено. Эти вопросы рассматриваются
в комплексе.
Настоящая работа представляет собой
описание и анализ действующего законодательства
Российской Федерации, определяющего
статус, функции, сущность, роль, место
и принципы правоохранительных органов
и организации судебной власти в РФ.
1.
Понятие правоохранительной
деятельности, система
правоохранительных
органов РФ.
Правоохранительная деятельность государства - одна из важнейших его функций. Именно на государственные органы возлагается обязанность защищать общество в целом и каждого отдельного человека от внутренних и внешних противоправных посягательств на жизнь, мирное созидательство, обладание материальными и интеллектуальными средствами. Эту задачу выполняют все государственные органы, каждый в своих сферах деятельности и своими специфическими методами.
Прежде всего, огромное значение для налаживания действительной безопасности и правопорядка в стране имеет деятельность Президента РФ, которого Конституция РФ называет гарантом прав и свобод человека и гражданина и возлагает на него важнейшую ответственность по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России (ст. 80).
Этим вопросам посвящены многие указы Президента РФ, среди которых можно назвать:
Указ об утверждении Положения о Совете безопасности Российской Федерации (1999 г. с изменениями 2000 г.);
Указ о Государственном Совете Российской Федерации (2000 г.);
Указ о дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации (2000 г.);
Указ о некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов (2001 г.);
Указ
о вопросах Федеральной службы безопасности
Российской Федерации (2001 г.) и т.д.
Органы законодательной власти (прежде всего, Федеральное Собрание РФ) должны обеспечить своевременную разработку и принятие соответствующих законов, которые своими правовыми нормами охраняют и защищают законные права граждан, их объединений и организаций, способствуют укреплению государства и консолидации общества.
Именно законодательное регулирование обеспечивает балансированность интересов личности, общества и государства, защиту прав и свобод человека и гражданина как часть концепций государственной безопасности Российской Федерации. Среди многих важных законов, принятых в последние годы, можно указать следующие федеральные законы:
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (1997 г. с изменениями 2001 г.);
"О свободе совести и религиозных объединениях" (1997 г.);
"О политических партиях" (2001 г.);
"О
внесении дополнений в Федеральный закон
"Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации"".
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. возлагает на исполнительные органы главную ответственность за организацию и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и правопорядок в государстве.
Правительством РФ, в частности, были приняты следующие постановления:
"О Государственном комитете по охране окружающей среды" 1999 г.;
"Об организации ведомственной охраны" 2000 г.;
"О государственном контроле за охраной атмосферного воздуха" 2001г.;
"О государственном предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах" 2001 г.;
"О
первоочередных мерах по улучшению положения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" 2001 г..
Постоянное внимание
Президента, парламента и Правительства
уделяется и такому важному подразделению
государства, как милиция, управление
которой осуществляет министерство
внутренних дел. В 2001 г. в Закон "О милиции"
были внесены поправки, касающиеся изменения
порядка формирования органов внутренних
дел.
2. Судебная система
Один
из двух основных компонентов судебной
власти состоит в том, что ее осуществление
доверяется только специально учреждаемым
государственным органам — судам, которые
отличаются от органов, выполняющих законодательные
и исполнительные функции. Такое отличие
выражается не только в специфике судебных
полномочий, о которых говорилось в предыдущем
параграфе данной главы, но и а порядке
формирования судов.
Особенности выполняемых функций требуют, чтобы суды формировались и действовали с соблюдением специальных правил — правил, которые коренным образом отличались бы от тех, что установлены для законодательных и исполнительных органов.
В последующих главах еще будет детально
освещен порядок формирования судов. Здесь
достаточно отметить, что в настоящее
время суды всех видов и уровней образуются
с соблюдением установленной законом
процедуры. Реализация ее призвана обеспечить
беспристрастный отбор судей, способных
профессионально грамотно и честно рассматривать
и разрешать отнесенные к их ведению дела.
Достижению данной цели призвано содействовать,
в частности, установление системы гарантий,
предупреждающих проникновение в судейский
корпус некомпетентных и безнравственных
людей. Такие “защитные средства” характерны
для органов судебной власти. Для формирования
органов законодательной и исполнительной
властей закон не устанавливает детальных
правил. Скажем, официально установленный
перечень требований к кандидатам в депутаты
Федерального Собрания или местных представительных
органов значительно скромнее, чем тот,
что существует для кандидатов на судейские
должности. К кандидатам на те или иные
(даже самые высокие) должности в исполнительных
органах закон тоже не предъявляет жестких
требований. От судей же требуется высокий
уровень подготовки и компетентность,
поскольку судебные ошибки чреваты рчень
серьезными, порой необратимыми последствиями
для жизни, здоровья, свободы, прав и охраняемых
законом интересов конкретных людей.
Существенным моментом, характеризующим построение органов судебной власти, является обеспечение их независимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (со стороны вышестоящих инстанций и судебного начальства). Этого не скажешь о законодательных и исполнительных органах. Особенно последних, где субординация, подчинение вышестоящих нижестоящим, обязательность указаний руководства считаются явлением вполне нормальным. Не предусматриваются какие-то особые меры, ограждающие законодателей (членов представительных органов) от влияния извне, поскольку сделать это практически невозможно. Данная категория людей в своей деятельности обязана руководствоваться внешними факторами, учитывать требования социальных и политических сил (партий, общественных объединений и т.д.).
Сказанное, однако, не означает, что существует непроходимая пропасть между, с одной стороны, судебной, а с другой — законодательной и исполнительной властями, их органами. При всей их обособленности имеется немало точек соприкосновения между ними. Например, органы законодательной (представительной) власти издают законы, обязательные для исполнения всеми, в том числе судами, утверждают финансирование судов, размеры оплаты труда судей и других судебных работников. Органы судебной власти, со своей стороны, могут влиять, используя предоставленные им полномочия, на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а решение исполнительного органа — незаконным. И это влечет за собой неприменение закона, обязывает соответствующие органы отказаться от реализации незаконного решения, рассмотреть вопрос вновь или пересмотреть данное решение. пецифика суда как органа судебной власти состоит также в том, что для его деятельности установлены особые правила, процедуры. Эти процедуры, отражающие общечеловеческий опыт, жестко лимитируют все, что должно происходить в суде при рассмотрении им подведомственного вопроса. Основная их цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Краеугольным камнем всех судебных процедур являются гласность, коллегиальность (с некоторыми исключениями) , возможность участия представителей народа в вынесении решений, равноправие сторон, участвующих в разбирательстве дел, и ряд других, о которых речь будет ниже. Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила принятия решений и т.д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая характерна для судебных процедур.
К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства. К ним относятся:
· конституционное судопроизводство;
· гражданское судопроизводство;
· арбитражное судопроизводство;
· уголовное судопроизводство;
· административное
судопроизводство.
Каждое из этих судопроизводств регламентируется 'достаточно подробным законодательным актом — Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП. Изучению названных видов судопроизводства и законодательных актов, регламентирующих их, посвящены специальные учебные дисциплины, преподаваемые на старших курсах юридических вузов.
Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Основополагающим актом, определяющим
в общих Чертах суть российской судебной
системы, является Конституция РФ, в ст.
118 которой, в частности, сказано:
“I.
Правосудие в Российской
Федерации осуществляется
только судом...
3.
Судебная система
Российской Федерации
устанавливается
Конституцией Российской
федерации и федеральным
конституционным законом.
Создание чрезвычайных
судов не допускается”.
Для уяснения сложившейся к настоящему
времени судебной системы важное значение
имеют также положения ст. 125-127 Конституции
РФ. Они четко определяют место, занимаемое
высшими судами в судебной системе в целом,
а вместе с этим и место всех других подчиненных
им судов. В первой из этих статей определен
статус Конституционного Суда РФ и сформулированы
его задачи и цели как судебного органа,
призванного контролировать конституционность
законов и иных правовых актов. Этот суд
занимает особое место. Как будет видно
по материалу соответствующей главы учебника,
ему напрямую не подчиняются никакие суды,
в том числе конституционные суды и другие
подобные органы субъектов Федерации,
хотя его решения могут иметь существенное
значение для всех судов страны и тем самым
влиять в целом на судебную практику.
Что касается Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ, о которых говорится
в ст. 126 и 127, то им отведено несколько иное
место, У них есть свои подсистемы судов.
В отношении каждой из них они осуществляют
судебный надзор за их деятельностью и
дают им разъяснения по вопросам судебной
практики. В наши дни структура всей судебной
системы, в целом и ее подсистем может
быть определена на основе анализа не
только положений Конституции РФ, приведенных
выше, но и ряда других законодательных
актов: Закона о судоустройстве. Закона
об арбитражных судах, Положения о военных
трибуналах, а также некоторых постановлений
Верховного Совета РФ, касающихся реорганизации
военных судов.