Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 18:25, реферат
В данной работе предпринята попытка в рамках предмета данной дисциплины дать характеристику правоохранительным органам, судебной власти и правосудия. Поскольку целью работы является обобщающая характеристика проблемы, отдельных глав, посвященных конкретным правоохранительным органам (милиция, налоговая полиция, прокуратура, адвокатура, иерархия судов и т. д.), автором не предусмотрено. Эти вопросы рассматриваются в комплексе.
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы правоохранительных органов и организации судебной власти в РФ.
Введение.
1. Понятие правоохранительной деятельности, система правоохранительных органов РФ.
2. Судебная система
3. Система, структура и организация деятельности прокуратуры РФ.
4.ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
5. Органы внутренних дел. Милиция как один из органов МВД.
6. Органы юстиции Российской Федерации.
7. Адвокатура в РФ. Деятельность адвокатуры по оказанию помощи населению, предприятиям и организациям.
Заключение.
Список использованной литературы
Из приведенных конституционных положений
и положений названных законодательных
актов можно сделать по крайней мере два
вывода. Они говорят, во-первых, о том, что
правосудие должно осуществляться только
судебными органами, уполномоченными
на это, а равно на выполнение каких-то
иных полномочий, образующих судебную
власть. Никакие другие государственные
органы или негосударственные образования,
даже те, в наименовании которых присутствуют
слова “суд” или “судебный” (например,
третейский суд, Международный коммерческий
арбитражный суд. Судебная палата по информационным
спорам), не относятся к числу органов
судебной власти, реализующих указанные
выше полномочия — правосудие, конституционный
контроль, обеспечение исполнения судебных
и других решений и т.д. Предписания названных
актов говорят, во-вторых, о том, что всю
совокупность судов следовало бы сгруппировать
в три подсистемы (блока). В одну из них
входит Конституционный Суд РФ, в другую
— Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции,
в отношении которых он осуществляет судебный
надзор, а в третью— Высший Арбитражный
Суд РФ и поднадзорные ему суды.
Наибольшее количество судов входит во второй блок. В ст. 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. К ним наряду с Верховным Судом РФ причисляются Верховные суды республик, краевые, областные, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) народные суды (см. сноску на с. 85). В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Часто их называют общими или гражданскими судами. Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды. Их не относят к числу общих (гражданских) судов, поскольку им подведомственны, как будет подробно показано ниже, только такие дела, которые так или иначе затрагивают интересы военнослужащих, Вооруженных Сил и других воинских структур. Это специализированные суды, состоящие из военных судов гарнизонов, соединений, флотилий, армий, округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск, а также Военной коллегии — одного из основных подразделений Верховного Суда РФ.
В третий блок включены федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации (арбитражныесуды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, и автономных округов). Возглавляет этот блок Высший Арбитражный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ занимает обособленное
положение в российской судебной системе.
По сказанному в ст. 125 Конституции РФ видно,
что у этого суда свои специфические задачи
и что он, как отмечено выше, не осуществляет
надзора ни за какими федеральными судебными
органами. Он также не надзирает ни в коей
мере за конституционными судами и подобными
органами субъектов Федерации. Такой вид
судебная система приобрела сравнительно
недавно. До этого после судебной реформы,
состоявшейся в 1922-1924 годах, она выглядела
значительно проще: в нее входили только
гражданские (общие) суды трех уровней
(народные суды, суды среднего звена и
Верховный Суд РСФСР). 15 декабря 1990 года
Съезд народных депутатов РСФСР принял
решение об образовании Конституционного
Суда РСФСР, а 24 мая 1991 года — арбитражных
судов. 28 декабря 1991 года принято Постановление
Президиума Верховного Совета РСФСР “О
военно-судебных органах, дислоцированных
на территории РСФСР”, в соответствии
с которым эти органы, бывшие до тех пор
судами Союза ССР, перешли под юрисдикцию
России. Другими словами, в нынешнем виде
российская судебная система в целом существует
с начала 1992 года, хотя в нее и внесены
некоторые уточнения (подвергнуты корректировке
наименования некоторых судов, а также
структура подсистемы арбитражных судов).
При освоении материала об устройстве судебных систем вообще, а не только российской, нужно иметь четкое представление о некоторых общих понятиях. К понятиям такого рода относятся прежде всего понятия “звено судебной системы” и “судебная инстанция”.
Звеном судебной системы считаются суды,
наделенные однородными полномочиями.
По этому признаку общие суды подразделяются
на суды трех звеньев (уровней):
· основное звено— районные (городские, межмуниципальные) народные суды;
· среднее звено — Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские в Москве и Санкт-Петербурге суды, суды автономной области и автономных округов;
· высшее звено
— Верховный Суд РФ.
Подобным образом подразделяются военные суды:
· основное звено — суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;
· среднее, звено — суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск;
· высшее звено
— Военная коллегия Верховного суда
РФ.
С 1 июля 1995 года стала трехзвенной и подсистема арбитражных судов (до этого момента она была двухзвенной). В ее состав входят:
· основное звено — арбитражные суды субъектов Российской федерации (они перечислены выше в данном параграфе учебника) ;
· среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять) ;
· высшее звено
— Высший Арбитражный Суд РФ.
Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение) , выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).
Судом первой инстанции называют суд,
который уполномочен принимать решение
по существу тех вопросов, которые являются
основными для данного дела. По уголовным
делам это вопросы о виновности или невиновности
подсудимого в совершении преступления
и о применении или неприменении уголовного
наказания, конкретной его меры. По гражданским
делам существо дела обычно составляет
вопрос о доказанности или недоказанности
предъявленного иска и о тех юридических
последствиях, которые должны наступить.
В отношении гражданских и уголовных дел
судами первой инстанций могут быть почти
все суды в пределах предоставленных им
законом полномочий. Исключение составляют
федеральные арбитражные суды округов:
им не дано право быть судами первой инстанции.
Содержание компетенции всех судов первой
инстанции более или менее четко определено
в действующем законодательстве.
Суд второй (кассационной) инстанции призван
проверять законность и обоснованность
приговоров и других судебных решений,
не вступивших в законную силу. В системе
общих и военных судов в этом качестве
могут выступать все суды, кроме судов
основного звена. В подсистеме арбитражных
судов функции кассационных инстанций
выполняют федеральные арбитражные суды
округов (как будет показано ниже, в главе
IX учебника, данная функция этих судов
отличается существенным своеобразием).
В общих судах среднего и высшего уровня
образуются кассационные коллегии. Проверку
законности приговоров, вынесенных с участием
присяжных и не вступивших в законную
силу, осуществляет кассационная палата,
образуемая в составе Судебной коллегии
по уголовным делам Верховного Суда РФ.
Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. Им обозначаются подразделения судов, наделенные правом проверять законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В системе общих судов в таком качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также коллегии и Президиум Верховного Суда РФ. Для военных судов такой инстанцией могут быть суды среднего звена (в их составе президиумов нет). Военная коллегия Верховного Суда РФ, а для арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. После принятия Закона об арбитражных судах 28 апреля 1995 года российской судебной системе вновь стал известен термин “апелляционная инстанция”. Пока что такого рода инстанции есть в подсистеме арбитражных судов. По закону под ними понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, какая-то из сторон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое, решение. Такую функцию могут выполнять только арбитражные суды субъектов Российской Федерации в отношении решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции.
Вышестоящей инстанцией или вышестоящим
судом обычно называют суды, занимающие
более высокую ступень по отношению к
данному суду. Пользуются также весьма
созвучным термином “высшая судебная
инстанция”. Этот термин является синонимом
наименований Верховного Суда РФ или Высшего
Арбитражного Суда РФ.
3. Система, структура и организация деятельности прокуратуры РФ.
Основными нормативно–правовыми актами, где описана система, структура и порядок образования органов прокуратуры являются Конституция РФ (ст. 129) и Закон о прокуратуре ст. 129 КРФ гласит:
"1.Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2.Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
3.Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
4.Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
5.Полномочия, организация и порядок деятельности
прокуратуры Российской Федерации определяются
федеральным законом ".
В ст. 11 Закона о прокуратуре говорится:
"1.Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральная прокуратура Российской Федерации,
прокуратуры субъектов Российской Федерации,
приравненные к ним прокуратуры, научные
и образовательные учреждения имеют в
оперативном управлении объекты социально
- бытового и хозяйственного назначения.
2.Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
3.Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются ".
В основе
построения системы прокурорских органов
лежит административное и национально-государственное
устройство, установленное Конституцией
Российской Федерации, в соответствии
с которым в каждом из субъектов Российской
Федерации имеется соответствующая прокуратура.
Так, в прокураторах субъектов Федерации действуют сообразно административно - территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В городах — столицах республик, краевых и областных центрах — образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное деление и образованы административные округа, образуются прокуратуры административных округов, которым придается статус прокуратур городских районов. В некоторых республиках, краях, областях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.
Территориальные прокуратуры организованы
в соответствии с административно-
— прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
— прокуратуры
городов, районов;
Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Например, в Москве средним звеном являются прокуратуры административных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. Существуют так называемые специализированные прокуратуры.
В число специализированных прокуратур, входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, входят военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за Наблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно - территориальных образованиях и на режимных объектах.
Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.
Во главе военных прокуратур стоит Главная военная прокуратура, входящая на правах структурного подразделения в Генеральную прокуратуру.
Структуру военной прокуратуры составляют
Главная военная прокуратура, прокуратуры
военных округов, групп войск, флотов,
прокуратура Ракетных войск стратегического
назначения, прокуратура Федеральной
пограничной службы Российской Федерации
и Прокуратуры других войск, приравненные
к прокуратурам субъектов Российской
Федерации, прокуратуры гарнизонов, объединений
и соединений, приравненные к прокуратурам
городов и районов.
Возглавляет органы военной прокуратуры
заместитель Генерального прокурора Российской
Федерации — Главный военный прокурор.
В систему специализированных прокуратур,
осуществляющих надзор за исполнением
законов в закрытых административно-