Избирательное
законодательство обширно по своему
составу. Его можно различать
как по уровню нормативного регулирования
выборов, так и по уровню органов,
выборы в которые регулируются соответствующим
законодательством.
По уровню нормативного регулирования
законодательство о выборах подразделяется
на федеральное избирательное
законодательство и законодательство
субъектов Российской Федерации.
По уровню органов, порядок
формирования которых регулируется
соответствующими правовыми нормами,
следует различать законодательство
о выборах в федеральные органы
государственной власти, законодательство
о выборах в органы государственной
власти субъектов Российской
Федерации, законодательство о
выборах в органы местного
самоуправления.
Первая классификация (по уровню
нормативного регулирования) представляется
предпочтительней в рамках данной
работы, поскольку она более проста
для понимания, позволяет начертить
целостную картину избирательного
законодательства без ненужных
повторов и избежать возможной
ошибки у неискушенного в правовой
материи читателя о наличии
местного законодательства о
выборах ( если следовать строго логике
подразделения законодательства на законодательство
о выборах в федеральные органы, органы
субъектов федерации и органы местного
самоуправления, может сложиться ошибочное
мнение о наличии федерального избирательного
законодательства, законодательства субъектов
федерации и избирательного законодательства
органов местного самоуправления, в то
время как на самом деле выборы в органы
местного самоуправления регулируются
прежде всего законодательством субъектов
федерации).
Таким образом, подразделение избирательного
законодательства на федеральное и субъектов
федерации позволяет охватить всю совокупность
законодательных актов, регулирующих
порядок проведения выборов в органы государственной
власти всех уровней и органы местного
самоуправления.
В рамках данной работы нет возможности,
да и необходимости, перечислить и охарактеризовать
все нормативные акты, составляющие избирательное
законодательство, а потому остановимся
лишь на наиболее важных, знать которые
должны не только юристы и люди, непосредственно
связанные с организацией и проведением
выборов, но и обычные граждане для понимания
своих избирательных прав и роли в избирательном
процессе.
Федеральное
законодательство о выборах.
Следует сразу оговориться, что
к избирательному законодательству
мы будем относить не только
специальные нормативные акты, посвященные
выборам в конкретные органы
государственной власти, но и
акты, регулирующие избирательные
права граждан, принципы избирательного
права, а также отдельные вопросы
и стадии избирательного процесса.
К федеральному законодательству
о выборах относятся прежде всего
Конституция РФ; федеральные законы, принимаемые
Федеральным Собранием РФ; указы Президента
РФ; акты Центральной избирательной комиссии.
Конституция
РФ. Конституция является Основным
законом страны, обладающим высшей
юридической силой. Ни один закон
либо другой нормативный акт, кем
бы они не принимались, не могут противоречить
Конституции. Конституция регулирует
наиболее важные аспекты жизни общества,
но не детально и всесторонне, а как
бы закрепляя основные принципы, политику
государства по тем или иным вопросам,
а нормы текущего законодательства
уже детально регулируют соответствующие
общественные отношения, строго и неукоснительно
руководствуясь нормами и принципами
Конституции.
Конституция РФ является базовым
законом для развития избирательного
законодательства. В Конституции,
прежде всего, закрепляется система
государственных органов, формируемых
на основе выборов ( органы государственной
власти и органы местного самоуправления),
а также провозглашаются основополагающие
принципы, на которых должно базироваться
избирательное законодательство; регулируются
основные вопросы, связанные с избранием
Президента РФ, Государственной Думы и
т.п.
В Конституции закреплено, что
свободные выборы (наряду с референдумом)
являются высшим непосредственным
выражением власти народа, а соответственно
определены избирательные права
российских граждан.
Немаловажным для развития института
избирательного права является
и проведенное в Конституции
разграничение компетенции между
Российской Федерацией и субъектами
Российской Федерации в сфере
избирательного законодательства.
Федеральные
законы. К федеральному избирательному
законодательству прежде всего следует
отнести Федеральный закон от 19 сентября
1997 года “Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации”. Данный
закон не только регулирует гарантии избирательных
прав граждан, но и конкретизирует сами
эти права. Кроме того, в законе фактически
сформулирована четкая и логически выстроенная
схема избирательного процесса, всех его
стадий, а также система гарантий, обеспечивающих
соблюдение на каждой стадии принципов
избирательного права и законных прав
и интересов граждан. Изучив этот закон,
любой гражданин будет иметь ясное представление
о том, что такое выборы, какими правами
он обладает как избиратель, как он может
реализовать свое право быть избранным
в те или иные органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
как он может защитить свои избирательные
права в случае их нарушения и т.д.
К федеральным избирательным
законам следует также отнести
Федеральный закон от 17 мая 1995
года “О выборах Президента
Российской Федерации” и Федеральный
закон от 21 июня 1995 года “О выборах
депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской
Федерации”, которыми регулируется
порядок подготовки и проведения
соответствующих выборов: порядок
регистрации избирателей; порядок
выдвижения кандидатов и основные
требования, предъявляемые к кандидату
и процедуре его выдвижения; виды
избирательных округов и избирательных
комиссий; вид избирательной системы,
по которой определяется победитель
на выборах; и т.д.
К федеральным избирательным
законам можно отнести и те
законы, которые в целом посвящены
регулированию других общественных
отношений, но имеют нормы,
касающиеся отдельных институтов
избирательного права, например,
Федеральные законы: “Об общественных
объединениях”, “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации” и
др.
Указы
Президента РФ. Характер указов, принимаемых
Президентом по вопросам, входящим
в сферу избирательного права, разнообразен.
В частности, можно выделить указы,
принимаемые Президентом в связи
с осуществлением им своих конституционных
полномочий. Так, например, в соответствии
со ст.84 Конституции РФ Президент
назначает выборы Государственной
Думы; реализуя это полномочие, Президент
принимает Указ “О назначении выборов
депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации нового
созыва” (от 14 июля 1995 г.).
Кроме того, Президент является
гарантом прав и свобод человека
и гражданина, в том числе избирательных
прав. Так, в целях обеспечения
конституционных прав и свобод
граждан Российской Федерации,
повышения правовой культуры
избирателей Президент принимает
Указ “О федеральной целевой
программе повышения правовой
культуры избирателей и организаторов
выборов в Российской Федерации”.
Акты
Центральной избирательной комиссии.
Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации своими актами
(постановлениями, положениями и
др.) регулирует отдельные вопросы
избирательного процесса. К ним, в
частности, можно отнести: Постановление
“О порядке представления сведений
об избирателях, проживающих за пределами
территории Российской Федерации или
находящихся в длительных заграничных
командировках”; Инструкция о порядке
формирования и расходования денежных
средств избирательных фондов кандидатов
в депутаты, избирательных объединений,
избирательных блоков по выборам депутатов
в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации; Положение
о порядке избрания Председателя, заместителя
Председателя и секретаря Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации;
и др.
Законодательство
субъектов Российской Федерации
о выборах.
Субъекты Российской Федерации
в пределах предоставленных им
Конституцией РФ и федеральными
законами полномочий сами разрабатывают
нормативные акты, регламентирующие
порядок выборов президентов
республик; губернаторов краев,
областей; органов законодательной
(представительной) власти и органов
местного самоуправления. Следует
однако оговориться, что при принятии
законов о выборах региональные законодатели
руководствуются соответствующими нормами
федерального законодательства, устанавливающего
как бы единые общие стандарты, обеспечивающие
необходимую степень единообразия правового
регулирования выборов на всей территории
Российской Федерации. К таким актам федерального
законодательства следует, в частности,
отнести утвержденные указами Президента
РФ от 27 и 29 октября 1993 г. Основные положения
о выборах в представительные органы государственной
власти края, области, города федерального
значения, автономной области, автономного
округа; Основные положения о выборах
в органы местного самоуправления; а также
федеральный закон об общих принципах
организации местного самоуправления.
3.
Принципы избирательного
права
Под
принципами избирательного права понимаются
основные начала, руководящие идеи,
лежащие в основе регламентации
всей совокупности общественных отношений,
складывающихся в процессе выборов.
Как мы уже ранее отмечали,
избирательное право может быть
объективным и субъективным. Говоря
о принципах избирательного права,
мы прежде всего имеем в виду именно субъективное
избирательное право, т.е. гарантированная
гражданину государством возможность
участвовать в выборах государственных
органов и органов местного самоуправления.
Следует различать активное и
пассивное субъективное избирательное
право.
Активное
избирательное право означает предоставленную
лицу возможность участвовать в
выборах в качестве избирателя, т.е.
право избирать (иногда активное избирательное
право определяют как “право голоса”).
Пассивное
избирательное право означает возможность
избираться и быть избранным.
Традиционным для мировой практики,
в том числе и российской, является
закрепление на высшем, конституционном,
уровне таких принципов, как
всеобщее, равное избирательное
право при тайном голосовании.
В связи с этим можно говорить,
что российское избирательное
законодательство строится в
соответствии с общепризнанными
нормами международного права
в области прав человека.
Так, во Всеобщей Декларации
прав человека, утвержденной Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, записано:
“Каждый человек имеет право
принимать участие в управлении
страной непосредственно или
через посредство свободно избранных
представителей. Воля народа должна
быть основой власти правительства;
эта воля должна находить себе
выражение в периодических и
несфальсифицированных выборах, которые
должны проводиться при всеобщем и равном
избирательном праве, путем тайного голосования
...”. Эти положения нашли свое подтверждение
и в других последующих международно-правовых
актах, как, например, в Международном
пакте о гражданских и политических правах,
принятом в 1966 году.
Рассмотрим более подробно, что
представляет собой каждый из
указанных принципов, что реально
он означает для любого российского
гражданина.
Всеобщее
избирательное право.
Сущность этого принципа заключается
в том, что государство предоставляет
избирательные права всем свободным
и дееспособным своим гражданам.
По законодательству Российской Федерации
гражданин имеет право избирать и быть
избранным независимо от пола, расы, национальности,
языка, социального происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным убеждениям (ст.4 п.2 Федерального
Закона “Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации”).
Из приведенного выше определения
сущности принципа всеобщего
избирательного права следует,
что для того, чтобы обладать
избирательным правом (как активным,
так и пассивным), лицо должно
быть “гражданином”, “свободным”
и “дееспособным”.
По общему правилу, действующему
во многих государствах, избирательными
правами наделяются только граждане
(подданные) данного государства,
иностранные граждане и лица
без гражданства к участию
в выборах не допускаются. В
России действует исключение
из общего правила - в соответствии
с международными договорами
Российской Федерации и соответствующими
им федеральными законами и
законами субъектов федерации
к участию в выборах в органы
местного самоуправления допускаются
иностранные граждане, постоянно
или преимущественно проживающие
на территории муниципального
образования, в котором проводятся
выборы.