Кроме того, законодательство Российской
Федерации, в отличие от других
государств, не проводит различий
между гражданами РФ в зависимости
от способа приобретения ими
гражданства. Правом избирать
и быть избранным на равных
основаниях обладают как граждане
РФ по рождению, так и натурализованные
граждане, т.е. те лица, кто приобрел
гражданство РФ в установленном
законодательством порядке. В
США же, например, пассивным избирательным
правом на выборах президента
могут обладать только граждане
по рождению, а на парламентских
выборах натурализованный гражданин
получает право быть избранным
в Палату представителей Конгресса
только спустя 7 лет после приобретения
американского гражданства, а
членом Сената - спустя 9 лет.
Требование быть “свободным”
означает, что в выборах не
участвуют лица, находящиеся в
местах лишения свободы по
вступившему в законную силу
приговору суда. Последнее обстоятельство
весьма существенно. Нахождение
лица в следственном изоляторе
или изоляторе временного содержания,
задержание или арест по подозрению
в совершении преступления не
является законным основанием
для ограничения избирательных
прав. Лица, находящиеся под стражей,
до вступления в законную силу
приговора суда с точки зрения
избирательного законодательства
считаются “свободными”, а значит
могут избирать и быть избранными.
Не могут избирать и быть
избранными душевнобольные лица,
находящиеся на лечении в психиатрической
больнице, признанные судом недееспособными.
Все вышесказанное однако не означает,
что все свободные и дееспособные граждане
действительно наделяются избирательными
правами и получают право участвовать
в выборах. В действительности избирательный
корпус значительно уже, поскольку законодательством
устанавливаются и иные требования (цензы),
которым должно удовлетворять лицо, чтобы
получить право избирать или быть избранным.
Для пассивного избирательного права
устанавливаются, как правило, более жесткие
требования.
Наиболее распространенным и
вполне оправданным с точки
зрения здравого смысла является
возрастной ценз, т.е. признание
за лицом избирательных прав
по достижении им определенного
возраста, позволяющего осознавать
свои гражданские обязанности
и разумно высказываться по
политическим вопросам.
Для активного избирательного
права в России, как и большинстве
других стран, возрастной ценз
- 18 лет. Это означает, что гражданин
получает право участвовать в
голосовании, если на день выборов
ему исполнилось 18 лет.
Для пассивного избирательного
права устанавливается более
высокий возрастной ценз. Так,
быть избранным Президентом РФ
может лишь лицо, достигшее 35 лет
( к примеру, в Германии для избрания Президентом
установлен возрастной ценз 40 лет, в Италии
- 50). Также более высоким, по сравнению
с активным избирательным правом, является
возрастной ценз для пассивного избирательного
права на выборах в парламент. Так, для
избрания депутатом Государственной Думы
Федерального Собрания РФ установлен
возрастной ценз в 21 год ( для примера,
депутатом Палаты представителей Конгресса
США может быть лицо, достигшее 25 лет, сенатором
- достигшее 30 лет).
Довольно распространенным в
мировой практике является и
ценз оседлости. Суть его состоит
в том, что за лицом признаются
его избирательные права только
в том случае, если оно проживет
в данной стране или в данной
местности определенное время.
Так, чтобы получить право быть
избранным Президентом РФ, необходимо
постоянно проживать в Российской
Федерации не менее 10 лет (в
США, например, - не менее 14 лет).
Практика зарубежных государств
знает примеры существования
и других избирательных цензов
- образовательный ценз и ценз
грамотности ( Индия, Бразилия), моральные
цензы (требование вести хороший образ
жизни, не злоупотреблять наркотиками
и т.п. - Исландия, Мексика, Нидерланды).
Провозглашение принципа всеобщности
выборов может остаться фикцией,
если не предусмотрена система
гарантий, обеспечивающих гражданам
реальную возможность реализации
их избирательных прав. К гарантиям
всеобщего избирательного права
по российскому законодательству
можно отнести:
- проведение выборов в нерабочий
день;
- размещение избирательных участков
в местах, максимально доступных
и удобных для населения;
- установление достаточной продолжительности
времени для голосования ( с 8 до
22 часов);
- включение в списки избирателей
всех граждан, обладающих избирательными
правами, в том числе и граждан,
проживающих за границей;
- предоставление возможности досрочного
голосования для тех избирателей,
кто в день выборов будет
находиться вне места своего
постоянного жительства;
- предоставление возможности голосования
на дому для тех избирателей,
кто по состоянию здоровья
не может прибыть на избирательный
участок;
-
финансирование основной части
расходов по выборам из государственного
бюджета;
- установление мер административной
и уголовной ответственности
в отношении лиц, препятствующих
путем насилия, обмана, угроз,
подлога или иным способом
свободному осуществлению гражданином
его избирательных прав.
Равное
избирательное право.
Суть принципа равного избирательного
права состоит в том, что
все граждане участвуют в выборах
на равных основаниях.
Следует заметить, что принцип
равенства относится как к
активному, так и пассивному
избирательному праву. Равенство
активного избирательного права
прежде всего означает, что каждому избирателю
предоставляется столько же голосов на
конкретных выборах, сколько и любому
другому избирателю, независимо от имущественного
положения, социального происхождения
и т.п. В чистом виде этот принцип выражается
в формуле: ”Один человек - один голос”.
Однако в некоторых странах
(например, на парламентских выборах
в Германии) каждому избирателю
предоставляется два голоса, поэтому
вышеприведенная формула в чистом
виде не действует, хотя принцип
равенства выборов не нарушается
- главное, чтобы у всех избирателей
голосов было поровну. Кроме
того, избиратель включается только
в один список избирателей и проголосовать
может именно по этому списку один раз
- о выдаче ему бюллетеня для голосования
(т.е. о предоставлении данному гражданину
возможности участвовать в голосовании)
ставится собственноручная подпись избирателя.
Принцип равенства выборов не
исчерпывается предоставлением
избирателям равного количества
голосов. Участие в выборах
на равных основаниях предполагает
также и равные для всех
избирателей возможности участия
на всех стадиях избирательного
процесса - выдвижение кандидатов
на выборную должность, ведение
предвыборной агитации и т.п.
С точки зрения пассивного
избирательного права равенство
выборов означает равноправие
кандидатов на выборную должность.
Принцип равенства должен соблюдаться
на всех ступенях избирательного
процесса - от предъявления одинаковых
требований для регистрации в
качестве кандидата до предоставления
равных возможностей контроля за
ходом голосования и подсчета голосов.
Непременным условием равных
выборов является и представление
кандидатами одинакового числа
избирателей. Это обеспечивается
образованием избирательных округов
с равным числом избирателей.
Кроме того, одно и то же
лицо не может быть зарегистрировано
кандидатом более чем в одном
одномандатном избирательном округе.
Таким образом, обеспечивается
равный “вес” мандатов.
Прямое
избирательное право.
Оно означает, что избиратели
имеют возможность прямо выразить
свое отношение к кандидатам
путем голосования, и итоги
именно этого голосования служат
основанием определения результатов
выборов. По российскому законодательству
депутаты законодательных (представительных)
органов государственной власти
федерации и субъектов федерации,
органов местного самоуправления,
Президент России и президенты
республик, главы администраций
избираются непосредственно избирателями.
Иными словами, при прямых выборах
между волеизъявлением избирателей
и определением победителя на
выборах нет промежуточных звеньев
в виде каких-либо органов или
групп лиц, опосредующих волю
избирателей. Голосование самих
избирателей является единственным
и окончательным основанием для
определения результатов выборов.
В зарубежных государствах помимо
прямых выборов достаточно широко
используется практика проведения
и непрямых выборов - многостепенных
или косвенных.
При многостепенных выборах воля
избирателей опосредуется постоянно
действующим представительным учреждением,
для которого избрание другого
органа или должностного лица
является лишь одним из полномочий,
входящих в его компетенцию.
Так, например, президенты Чехии,
Словакии, Венгрии избираются парламентами
этих стран, а президент Германии избирается
Федеральным собранием, которое состоит
из депутатов Бундестага и такого же числа
представителей законодательных органов
земель. Таким образом, избиратели, голосуя
на парламентских выборах за кандидатов
в депутаты парламента, как бы делегируют
им право от имени избирателей решать
все вопросы государственной жизни, входящие
в компетенцию парламента, в том числе
и избирать президента страны.
При косвенных выборах воля
избирателей опосредуется специальной
избирательной коллегией, которая
только для этого и создается.
Примером могут служить президентские
выборы в США, когда избиратели
выбирают выборщиков, а те уже
избирают президента.
Тайное
голосование.
Данный принцип избирательного
права означает такую процедуру
подачи голосов, которая исключает
наблюдение и контроль за волеизъявлением
избирателя. Тайное голосование может
проводиться как с помощью бюллетеней,
так и специальных машин для голосования.
Соблюдение тайны голосования обеспечивается
различными гарантиями:
- на бюллетенях не ставится
никаких пометок, которые позволяли
бы определить личность проголосовавшего;
- бюллетень опускается в ящик,
который опечатан и не может
быть вскрыт в течение всего
времени голосования;
-
в помещении для выборов отводится
особая комната или оборудуются
отдельные кабины, закрытые от
посторонних взоров, в которых
избиратели заполняют бюллетени
или манипулируют с машиной
для голосования;
- запрещается присутствие в комнате
(кабине) для голосования других
лиц, кроме голосующего;
- в случае досрочного голосования
после соблюдения процедуры тайного
заполнения бюллетеня избирателем,
избиратель сам вкладывает бюллетень
в конверт и заклеивает его,
а затем в его присутствии
на месте склейки ставятся
подписи самого избирателя и
двух членов комиссии и печать
избирательной комиссии; конверт вскрывается
только в день голосования в присутствии
членов комиссии и наблюдателей и, с соблюдением
тайны волеизъявления избирателя, бюллетень
опускается в урну для голосования;
- нарушение тайны голосования
членом избирательной комиссии
или другим должностным лицом
является преступлением и влечет
уголовную ответственность.
Помимо принципов всеобщего, равного,
прямого избирательного права
и тайны голосования в науке государственного
права России выделяют также принцип свободы
выборов, принцип участия общественности
в организации и проведении выборов, принцип
сочетания мажоритарной и пропорциональной
избирательных систем; принцип гласности
и др.