Правовое регулирование избирательной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы — анализ понятия, категорий и норм, регламентирующих избирательную систему РФ.
Структура курсовой работы подчинена цели комплексного изложения логики становления и современного состояния развития избирательной системы Российской Федерации, а именно определены задачи:
- рассмотреть понятие, назначение и природу выборов Российской Федерации;
- проанализировать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;
- выявить принципы избирательного права Российской Федерации;

Содержание

Введение_________________________________________________________________3
1. Понятие, назначение и природа выборов___________________________________5
2. Законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов________________________________________8
3. Принципы избирательного права_________________________________________12
4. Основные стадии избирательного процесса: федеральный уровень_____________19
Заключение______________________________________________________________30
Список используемой литературы_______________________

Работа состоит из  1 файл

Избирательная система.docx

— 63.20 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, законодательство Российской  Федерации, в отличие от других  государств, не проводит различий  между гражданами РФ в зависимости  от способа приобретения ими  гражданства. Правом избирать  и быть избранным на равных  основаниях обладают как граждане  РФ по рождению, так и натурализованные  граждане, т.е. те лица, кто приобрел  гражданство РФ в установленном  законодательством порядке. В  США же, например, пассивным избирательным  правом на выборах президента  могут обладать только граждане  по рождению, а на парламентских  выборах натурализованный гражданин  получает право быть избранным  в Палату представителей Конгресса  только спустя 7 лет после приобретения  американского гражданства, а  членом Сената - спустя 9 лет. 

     Требование быть “свободным”  означает, что в выборах не  участвуют лица, находящиеся в  местах лишения свободы по  вступившему в законную силу  приговору суда. Последнее обстоятельство  весьма существенно. Нахождение  лица в следственном изоляторе  или изоляторе временного содержания, задержание или арест по подозрению  в совершении преступления не  является законным основанием  для ограничения избирательных  прав. Лица, находящиеся под стражей,  до вступления в законную силу  приговора суда с точки зрения  избирательного законодательства  считаются “свободными”, а значит могут избирать и быть избранными.

     Не могут избирать и быть  избранными душевнобольные лица, находящиеся на лечении в психиатрической больнице, признанные судом недееспособными.

     Все вышесказанное однако не означает, что все свободные и дееспособные граждане действительно наделяются избирательными правами и получают право участвовать в выборах. В действительности избирательный корпус значительно уже, поскольку законодательством устанавливаются и иные требования (цензы), которым должно удовлетворять лицо, чтобы получить право избирать или быть избранным. Для пассивного избирательного права устанавливаются, как правило, более жесткие требования.

     Наиболее распространенным и  вполне оправданным с точки  зрения здравого смысла является  возрастной ценз, т.е. признание  за лицом избирательных прав  по достижении им определенного  возраста, позволяющего осознавать  свои гражданские обязанности  и разумно высказываться по  политическим вопросам.

     Для активного избирательного  права в России, как и большинстве  других стран, возрастной ценз - 18 лет. Это означает, что гражданин  получает право участвовать в  голосовании, если на день выборов  ему исполнилось 18 лет. 

     Для пассивного избирательного  права устанавливается более  высокий возрастной ценз. Так,  быть избранным Президентом РФ  может лишь лицо, достигшее 35 лет  ( к примеру, в Германии для избрания Президентом установлен возрастной ценз 40 лет, в Италии - 50). Также более высоким, по сравнению с активным избирательным правом, является возрастной ценз для пассивного избирательного права на выборах в парламент. Так, для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ установлен возрастной ценз в 21 год ( для примера, депутатом Палаты представителей Конгресса США может быть лицо, достигшее 25 лет, сенатором - достигшее 30 лет).

     Довольно распространенным в  мировой практике является и  ценз оседлости. Суть его состоит  в том, что за лицом признаются  его избирательные права только  в том случае, если оно проживет  в данной стране или в данной  местности определенное время.  Так, чтобы получить право быть  избранным Президентом РФ, необходимо  постоянно проживать в Российской  Федерации не менее 10 лет (в  США, например, - не менее 14 лет).

     Практика зарубежных государств  знает примеры существования  и других избирательных цензов - образовательный ценз и ценз  грамотности ( Индия, Бразилия), моральные цензы (требование вести хороший образ жизни, не злоупотреблять наркотиками и т.п. - Исландия, Мексика, Нидерланды).

     Провозглашение принципа всеобщности  выборов может остаться фикцией,  если не предусмотрена система  гарантий, обеспечивающих гражданам  реальную возможность реализации  их избирательных прав. К гарантиям  всеобщего избирательного права  по российскому законодательству  можно отнести:  

    - проведение выборов в нерабочий  день;

    - размещение избирательных участков  в местах, максимально доступных  и удобных для населения; 

    - установление достаточной продолжительности  времени для голосования ( с 8 до 22 часов);

    - включение в списки избирателей  всех граждан, обладающих избирательными  правами, в том числе и граждан,  проживающих за границей;

    - предоставление возможности досрочного  голосования для тех избирателей,  кто в день выборов будет  находиться вне места своего  постоянного жительства;

    - предоставление возможности голосования  на дому для тех избирателей,  кто по состоянию здоровья  не может прибыть на избирательный  участок; 

   - финансирование основной части  расходов по выборам из государственного  бюджета; 

    - установление мер административной  и уголовной ответственности  в отношении лиц, препятствующих  путем насилия, обмана, угроз,  подлога или иным способом  свободному осуществлению гражданином  его избирательных прав.  

   Равное  избирательное право.  

     Суть принципа равного избирательного  права состоит в том, что  все граждане участвуют в выборах  на равных основаниях.

     Следует заметить, что принцип  равенства относится как к  активному, так и пассивному  избирательному праву. Равенство  активного избирательного права прежде всего означает, что каждому избирателю предоставляется столько же голосов на конкретных выборах, сколько и любому другому избирателю, независимо от имущественного положения, социального происхождения и т.п. В чистом виде этот принцип выражается в формуле: ”Один человек - один голос”.

     Однако в некоторых странах  (например, на парламентских выборах  в Германии) каждому избирателю  предоставляется два голоса, поэтому  вышеприведенная формула в чистом  виде не действует, хотя принцип  равенства выборов не нарушается - главное, чтобы у всех избирателей  голосов было поровну. Кроме  того, избиратель включается только  в один список избирателей и проголосовать может именно по этому списку один раз - о выдаче ему бюллетеня для голосования (т.е. о предоставлении данному гражданину возможности участвовать в голосовании) ставится собственноручная подпись избирателя.

     Принцип равенства выборов не  исчерпывается предоставлением  избирателям равного количества  голосов. Участие в выборах  на равных основаниях предполагает  также и равные для всех  избирателей возможности участия  на всех стадиях избирательного  процесса - выдвижение кандидатов  на выборную должность, ведение  предвыборной агитации и т.п. 

     С точки зрения пассивного  избирательного права равенство  выборов означает равноправие  кандидатов на выборную должность.  Принцип равенства должен соблюдаться  на всех ступенях избирательного  процесса - от предъявления одинаковых  требований для регистрации в  качестве кандидата до предоставления  равных возможностей контроля за ходом голосования и подсчета голосов.

     Непременным условием равных  выборов является и представление  кандидатами одинакового числа  избирателей. Это обеспечивается  образованием избирательных округов  с равным числом избирателей.  Кроме того, одно и то же  лицо не может быть зарегистрировано  кандидатом более чем в одном  одномандатном избирательном округе. Таким образом, обеспечивается  равный “вес” мандатов.  

   Прямое  избирательное право.  

     Оно означает, что избиратели  имеют возможность прямо выразить  свое отношение к кандидатам  путем голосования, и итоги  именно этого голосования служат  основанием определения результатов  выборов. По российскому законодательству  депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти  федерации и субъектов федерации,  органов местного самоуправления, Президент России и президенты  республик, главы администраций  избираются непосредственно избирателями. Иными словами, при прямых выборах  между волеизъявлением избирателей  и определением победителя на  выборах нет промежуточных звеньев  в виде каких-либо органов или  групп лиц, опосредующих волю  избирателей. Голосование самих  избирателей является единственным  и окончательным основанием для  определения результатов выборов. 

     В зарубежных государствах помимо  прямых выборов достаточно широко  используется практика проведения  и непрямых выборов - многостепенных  или косвенных. 

     При многостепенных выборах воля  избирателей опосредуется постоянно  действующим представительным учреждением,  для которого избрание другого  органа или должностного лица  является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию.  Так, например, президенты Чехии,  Словакии, Венгрии избираются парламентами  этих стран, а президент Германии избирается Федеральным собранием, которое состоит из депутатов Бундестага и такого же числа представителей законодательных органов земель. Таким образом, избиратели, голосуя на парламентских выборах за кандидатов в депутаты парламента, как бы делегируют им право от имени избирателей решать все вопросы государственной жизни, входящие в компетенцию парламента, в том числе и избирать президента страны.

     При косвенных выборах воля  избирателей опосредуется специальной  избирательной коллегией, которая  только для этого и создается.  Примером могут служить президентские  выборы в США, когда избиратели  выбирают выборщиков, а те уже  избирают президента.  

   Тайное  голосование.  

     Данный принцип избирательного  права означает такую процедуру  подачи голосов, которая исключает  наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя. Тайное голосование может проводиться как с помощью бюллетеней, так и специальных машин для голосования. Соблюдение тайны голосования обеспечивается различными гарантиями:

    - на бюллетенях не ставится  никаких пометок, которые позволяли  бы определить личность проголосовавшего;

    - бюллетень опускается в ящик, который опечатан и не может  быть вскрыт в течение всего  времени голосования; 

   - в помещении для выборов отводится  особая комната или оборудуются  отдельные кабины, закрытые от  посторонних взоров, в которых  избиратели заполняют бюллетени  или манипулируют с машиной  для голосования; 

    - запрещается присутствие в комнате  (кабине) для голосования других  лиц, кроме голосующего;

    - в случае досрочного голосования  после соблюдения процедуры тайного  заполнения бюллетеня избирателем,  избиратель сам вкладывает бюллетень  в конверт и заклеивает его,  а затем в его присутствии  на месте склейки ставятся  подписи самого избирателя и  двух членов комиссии и печать  избирательной комиссии; конверт вскрывается только в день голосования в присутствии членов комиссии и наблюдателей и, с соблюдением тайны волеизъявления избирателя, бюллетень опускается в урну для голосования;

    - нарушение тайны голосования  членом избирательной комиссии  или другим должностным лицом  является преступлением и влечет  уголовную ответственность. 

     Помимо принципов всеобщего, равного,  прямого избирательного права  и тайны голосования в науке государственного права России выделяют также принцип свободы выборов, принцип участия общественности в организации и проведении выборов, принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем; принцип гласности и др.

Информация о работе Правовое регулирование избирательной системы