Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:22, курсовая работа
Цель курсовой работы — анализ понятия, категорий и норм, регламентирующих избирательную систему РФ.
Структура курсовой работы подчинена цели комплексного изложения логики становления и современного состояния развития избирательной системы Российской Федерации, а именно определены задачи:
- рассмотреть понятие, назначение и природу выборов Российской Федерации;
- проанализировать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;
- выявить принципы избирательного права Российской Федерации;
Введение_________________________________________________________________3
1. Понятие, назначение и природа выборов___________________________________5
2. Законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов________________________________________8
3. Принципы избирательного права_________________________________________12
4. Основные стадии избирательного процесса: федеральный уровень_____________19
Заключение______________________________________________________________30
Список используемой литературы_______________________
4. Основные стадии избирательного процесса: федеральный уровень
Попытки
сформулировать понятие российского
избирательного процесса уже неоднократно
предпринимались в научной
Избирательный процесс складывается из нескольких последовательных стадий:
1. назначение выборов;
2.
регистрация избирателей и
3.
образование избирательных
4.
образование избирательных
5.
выдвижение и регистрация
6.
предвыборная агитация и
7.
голосование, подсчет голосов
и установление итогов
Назначение выборов
Это
начальная стадия избирательного процесса,
которая заключается в
Конституция
Российской Федерации закрепляет порядок
назначения выборов только в федеральные
органы государственной власти, порядок
назначения региональных и муниципальных
выборов закрепляется в конституциях
(уставах), законах субъектов Российской
Федерации, уставах муниципальных
образований.
Регистрация
избирателей и составление
Регистрация избирателей является необходимым условием реализации гражданином своих избирательных прав, поскольку участвовать в голосовании могут лишь те лица, которые включены в списки избирателей. В списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Не включаются в списки избирателей граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговора суда.
Законодательством
предусмотрены меры, обеспечивающие
регистрацию и включение в
списки избирателей особых категорий
российских граждан, не имеющих возможности
зарегистрироваться в обычном порядке.
К ним, в частности, относятся:
1. Военнослужащие
2. Студенты и аспиранты
3.
Российские граждане, имеющие постоянное
место жительства за пределами
РФ или находящиеся в
4.
Избиратели, находящиеся в плавании
или на полярных станциях
В списках избирателей содержится только самая необходимая информация - фамилия, имя, отчество, год рождения (если избирателю исполняется 18 лет в год проведения выборов, то и дата рождения), адрес (место жительства) избирателя. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по адресам) по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией.
Списки
избирателей подписываются
Образование
избирательных округов и
Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ - это территориальная единица, объединяющая граждан для избрания депутатов и выборных должностных лиц. Границы избирательных округов, перечень входящих в каждый круг населенных пунктов (улиц, домов), количество избирателей в каждом округе и т.д. утверждает соответствующий представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не позднее, чем за 60 дней до дня голосования. Виды округов, их число и размеры зависят, прежде всего, от того, какие выборы проводятся - президентские, парламентские или муниципальные.
Следует
различать одномандатные и
Избирательные
округа в РФ образуются на основе данных
о численности
Для
проведения голосования и подсчета
голосов на территории избирательного
округа образуются избирательные участки.
Для избирательных участков федеральным
законодателем установлена
1.
В местах временного
2. В воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районов;
3.
Для избирателей, проживающих
на территории иностранного
Избирательные
участки образуются главой муниципального
образования и публикуются им
(с указанием границ и номеров
участков, мест нахождения участковых
избирательных комиссий и помещений
для голосования) не позднее чем за
25 дней до дня голосования.
Формирование избирательных комиссий
Основную
организационную работу по проведению
выборов выполняют
1.
Центральная избирательная
2.
Избирательные комиссии
3.
Окружные избирательные
4. Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;
5.
Участковые избирательные
Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий определяется соответствующими правовыми актами федерального, регионального или муниципального уровня. На избирательные комиссии возлагается обязанность по обеспечению, реализации и защите избирательных прав граждан, по осуществлению, подготовке и проведению выборов.
Работа избирательных комиссий строится на принципах коллегиальности и гласности. Избирательные комиссии (кроме участковых) действуют, как правило, на постоянной основе и срок их полномочий определяется сроком полномочий того выборного органа, подготовку и проведение выборов в который они обеспечивают. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.
Формирование
избирательных комиссий осуществляется
на основе широкого привлечения органов
государственной власти и органов
местного самоуправления, избирательных
объединений, общественных организаций,
собраний граждан по месту жительства,
работы, учебы и т.д. Серьезное
внимание уделяется профессиональной
подготовке членов и работников аппарата
избирательных комиссий, прежде всего
уровню их правовой культуры. Так, Указом
Президента РФ от 28 февраля 1995 года одобрена
“Федеральная целевая программа повышения
правовой культуры избирателей и организаторов
выборов в Российской Федерации”, в рамках
которой, в частности, предусмотрено периодическое
проведение интенсивных курсов повышения
квалификации, правового обучения организаторов
избирательного процесса, к каковым, прежде
всего, относятся руководители, члены
и работники аппарата избирательных комиссий.
Для членов же Центральной избирательной
комиссии уже в законодательстве предусмотрены
требования профессиональной пригодности
- они должны иметь высшее юридическое
образование или ученую степень в области
права.
Выдвижение и регистрация кандидатов
Это одна из важнейших стадий избирательного процесса, поскольку именно здесь определяется будущий персональных состав выборного органа.
Право
выдвижения кандидатов (списков кандидатов)
принадлежит избирательным
Выдвижение
кандидата (списка кандидатов) возможно
при условии представления
В
поддержку кандидатов (списков кандидатов)
собираются подписи избирателей
в порядке и количестве определяемых
законодательством. Максимальное количество
подписей, необходимых для регистрации
кандидатов не может превышать 2% от
числа избирателей, зарегистрированных
на территории избирательного округа.
Федеральным законом, законом субъекта
РФ может быть предусмотрено, что
по усмотрению кандидата его регистрация
производится соответствующей избирательной
комиссией не на основании представленных
подписей избирателей, а на основании
внесенного в избирательную комиссию
этим кандидатом избирательного залога.
Если зарегистрированный кандидат не
избран и набрал по результатам голосования
менее установленного числа голосов
избирателей, принявших участие
в голосовании, избирательный залог
перечисляется в доход
Информация о работе Правовое регулирование избирательной системы