Правовое регулирование избирательной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы — анализ понятия, категорий и норм, регламентирующих избирательную систему РФ.
Структура курсовой работы подчинена цели комплексного изложения логики становления и современного состояния развития избирательной системы Российской Федерации, а именно определены задачи:
- рассмотреть понятие, назначение и природу выборов Российской Федерации;
- проанализировать законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;
- выявить принципы избирательного права Российской Федерации;

Содержание

Введение_________________________________________________________________3
1. Понятие, назначение и природа выборов___________________________________5
2. Законодательство о выборах в федеральные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов________________________________________8
3. Принципы избирательного права_________________________________________12
4. Основные стадии избирательного процесса: федеральный уровень_____________19
Заключение______________________________________________________________30
Список используемой литературы_______________________

Работа состоит из  1 файл

Избирательная система.docx

— 63.20 Кб (Скачать документ)

 

   4.  Основные стадии  избирательного процесса: федеральный уровень

   Попытки сформулировать понятие российского  избирательного процесса уже неоднократно предпринимались в научной юридической  литературе. Однако четкое и однозначное  определение этого политико-правового  явления до сих пор не выработано, что нередко приводит исследователей данного института к самым  разнообразным оценкам образующих избирательный процесс признаков, вызывает его необоснованное отождествление с выборами, избирательными кампаниями и иными проявлениями электоральной  действительности. Думается, что во многом такое положение продиктовано некритическим использованием общего понятия юридической процессуальной формы, отсутствием единого методологического  подхода к оценке содержания и  видов юридического процесса. Среди  отличительных черт избирательного процесса называются его опора на основы конституционного строя Российской Федерации, юридическая нормированность действий участников процесса организации и проведения выборов, логическая последовательность образующих его стадий. Исходя из этих соображений, Е.Н.Хрусталев характеризует избирательный процесс как «урегулированную нормативно-правовыми актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса, состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера». 

   Избирательный процесс складывается из нескольких последовательных стадий:

   1. назначение выборов; 

   2. регистрация избирателей и составление  избирательных списков;

   3. образование избирательных округов  и избирательных участков;

   4. образование избирательных комиссий;

   5. выдвижение и регистрация кандидатов;

   6. предвыборная агитация и информирование  населения;

   7. голосование, подсчет голосов  и установление итогов голосования; 

   Назначение  выборов

   Это начальная стадия избирательного процесса, которая заключается в установлении даты голосования. Правом назначать  выборы обладают лишь уполномоченные на то законодательством органы или  должностные лица и в соответствии со сроками, установленными законодательством. Так, выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ; днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент; выборы в Государственную Думу назначаются Президентом РФ, в законодательные органы субъектов федерации - высшими законодательными (представительными) органами субъектов федерации, в органы местного самоуправления - главами местной администрации. О назначении выборов, уполномоченном на то органом издается соответствующий на то нормативный акт. С этого момента начинается избирательная компания.

   Конституция Российской Федерации закрепляет порядок  назначения выборов только в федеральные  органы государственной власти, порядок  назначения региональных и муниципальных  выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных  образований.  

   Регистрация избирателей и составление избирательных  списков

   Регистрация избирателей является необходимым  условием реализации гражданином своих  избирательных прав, поскольку участвовать  в голосовании могут лишь те лица, которые включены в списки избирателей. В списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Не включаются в списки избирателей граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах лишения  свободы по вступившему в законную силу приговора суда.

   Законодательством предусмотрены меры, обеспечивающие регистрацию и включение в  списки избирателей особых категорий  российских граждан, не имеющих возможности  зарегистрироваться в обычном порядке. К ним, в частности, относятся: 

   1. Военнослужащие

   2. Студенты и аспиранты

   3. Российские граждане, имеющие постоянное  место жительства за пределами  РФ или находящиеся в длительной  заграничной командировке.

   4. Избиратели, находящиеся в плавании  или на полярных станциях 

   В списках избирателей содержится только самая необходимая информация - фамилия, имя, отчество, год рождения (если избирателю исполняется 18 лет  в год проведения выборов, то и  дата рождения), адрес (место жительства) избирателя. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по адресам) по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией.

   Списки  избирателей подписываются председателем  и секретарем территориальной и  участковых избирательных комиссий и представляются для всеобщего  ознакомления и дополнительного  уточнения не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин вправе заявить о не включении его  в списки избирателей, а также  о любой ошибке или неточности в списке в участковую избирательную  комиссию. Избирательная комиссия обязана  в течение 24 часов (а в день голосования - в течении 2 часов) с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования устранить допущенные ошибки или неточности либо дать письменный ответ с указанием причин отказа. Если гражданин не согласен с решением участковой избирательной комиссии, он имеет право обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в 3-х дневный срок, а в день голосования - немедленно. 

   Образование избирательных округов и избирательных  участков

   Для проведения выборов образуются избирательные  округа. Избирательный округ - это  территориальная единица, объединяющая граждан для избрания депутатов  и выборных должностных лиц. Границы  избирательных округов, перечень входящих в каждый круг населенных пунктов (улиц, домов), количество избирателей в  каждом округе и т.д. утверждает соответствующий  представительный орган государственной  власти или орган местного самоуправления не позднее, чем за 60 дней до дня голосования. Виды округов, их число и размеры  зависят, прежде всего, от того, какие  выборы проводятся - президентские, парламентские  или муниципальные.

   Следует различать одномандатные и многомандатные избирательные округа. Одномандатным (униноминальным) является округ, в  котором избирается один депутат, не зависимо от числа кандидатов, претендующих на это единственное депутатское  место. Так, на выборах в Государственную  Думу РФ образуется 225 одномандатных  избирательных округов. В многомандатном (полиноминальном) избирательном округе одновременно избирается несколько  депутатов, при этом число выдвинутых кандидатов превышает число распределяемых депутатских мест, а избиратель за каждого из избираемых депутатов  голосует персонально.

   Избирательные округа в РФ образуются на основе данных о численности зарегистрированных избирателей. Для соблюдения принципа равенства выборов избирательные  округа должны быть равными по числу  избирателей. Для определения нормы  представительства от избирательного округа общее число зарегистрированных избирателей делится на число  округов, которые необходимо образовать на данных выборах. Однако таким образом определяется лишь исходная средняя норма представительства избирателей на избирательный округ, поскольку, во-первых, образование абсолютно равных избирательных округов практически невозможно; во-вторых, при проведении федеральных выборов бывает целесообразно и даже необходимо отказаться от применения установленной нормы представительства избирательных округов.

   Для проведения голосования и подсчета голосов на территории избирательного округа образуются избирательные участки. Для избирательных участков федеральным  законодателем установлена предельно  допустимая норма численности избирателей - не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке. Основным критерием  образования избирательных участков является максимальная приближенность их к избирателям. Поскольку голосование  проводится только на избирательных  участках, при их образовании необходимо обеспечить полный охват избирателей, предоставить реальную возможность  всем категориям избирателей реализовать  свой избирательные права. Так, избирательные  участки могут также образовываться: 

   1. В местах временного пребывания  избирателей (больницах, санаториях); на судах, находящихся в день  голосования в плавании;

   2. В воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районов;

   3. Для избирателей, проживающих  на территории иностранного государства,  избирательные участки образуются  руководителями дипломатических  представительств, консульских учреждений  на территории страны их пребывания;  

   Избирательные участки образуются главой муниципального образования и публикуются им (с указанием границ и номеров  участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений  для голосования) не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 

   Формирование  избирательных комиссий

   Основную  организационную работу по проведению выборов выполняют избирательные  комиссии. В зависимости от конкретных выборов - федеральных, региональных или  муниципальных - образуются соответствующие  избирательные комиссии. В соответствии с законодательством в РФ действуют  следующие избирательные комиссии: 

   1. Центральная избирательная комиссия  РФ;

   2. Избирательные комиссии субъектов  РФ;

   3. Окружные избирательные комиссии;

   4. Территориальные (районные, городские  и др.) избирательные комиссии;

   5. Участковые избирательные комиссии; 

   Полномочия  и порядок деятельности избирательных  комиссий определяется соответствующими правовыми актами федерального, регионального  или муниципального уровня. На избирательные  комиссии возлагается обязанность  по обеспечению, реализации и защите избирательных прав граждан, по осуществлению, подготовке и проведению выборов.

   Работа  избирательных комиссий строится на принципах коллегиальности и  гласности. Избирательные комиссии (кроме участковых) действуют, как  правило, на постоянной основе и срок их полномочий определяется сроком полномочий того выборного органа, подготовку и проведение выборов в который  они обеспечивают. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования  результатов выборов.

   Формирование  избирательных комиссий осуществляется на основе широкого привлечения органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, избирательных  объединений, общественных организаций, собраний граждан по месту жительства, работы, учебы и т.д. Серьезное  внимание уделяется профессиональной подготовке членов и работников аппарата избирательных комиссий, прежде всего  уровню их правовой культуры. Так, Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года одобрена “Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации”, в рамках которой, в частности, предусмотрено периодическое проведение интенсивных курсов повышения квалификации, правового обучения организаторов избирательного процесса, к каковым, прежде всего, относятся руководители, члены и работники аппарата избирательных комиссий. Для членов же Центральной избирательной комиссии уже в законодательстве предусмотрены требования профессиональной пригодности - они должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. 

   Выдвижение  и регистрация кандидатов

   Это одна из важнейших стадий избирательного процесса, поскольку именно здесь  определяется будущий персональных состав выборного органа.

   Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и блокам, а также лицам в  порядке самовыдвижения с последующем сбором подписей в поддержку или внесением избирательного залога Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 4-е изд. и доп. - М.: Норма, 2004..

   Выдвижение  кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного  заявления о согласии, баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера, занимаемая должность, сведения о судимостях, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения, и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или  с замещением иной выборной должности. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию.

   В поддержку кандидатов (списков кандидатов) собираются подписи избирателей  в порядке и количестве определяемых законодательством. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации  кандидатов не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Федеральным законом, законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что  по усмотрению кандидата его регистрация  производится соответствующей избирательной  комиссией не на основании представленных подписей избирателей, а на основании  внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом избирательного залога. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования  менее установленного числа голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании, избирательный залог  перечисляется в доход соответствующего бюджета.

Информация о работе Правовое регулирование избирательной системы