Правовое регулирование защиты права на товарный знак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование вопросов правового регулирования защиты права на товарный знак.
В соответствии с поставленной целью в рамках работы должны быть решены следующие задачи:
1. Сформировать понятие товарного знака;
2. Определить признаки товарного знака;
3. Определить соотношение понятий «доменное имя» и «товарный знак»;
4. Рассмотреть особенности применения некоторых способов его защиты;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие, роль и место средств индивидуализации производимых товаров (работ, услуг) юридическими лицами в системе объектов интеллектуальной собственности 5
1.1. Понятие товарного знака и знака обслуживания 5
1.2. Товарный знак и знак обслуживания как результат интеллектуальной деятельности 11
Глава 2 Средства индивидуализации производимых юридическим лицом товаров, работ или услуг как объекты гражданских прав 21
2.2. Понятие и виды субъективных прав на товарный знак и знак обслужива-ния …………………………………………………………………………………45
2.3. Основания возникновения, содержание и защита исключительного права на товарный знак и знак обслуживания юридического лица…………………..67
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК32 - копия.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)


                                                                  

Содержание:

 

            Введение

В современную  эпоху, называемую «информационным  обществом», мы являемся свидетелями  закономерного и вполне ожидаемого бурного развития интеллектуальной деятельности человека, роль которой претерпела качественные изменения и сильно возросла.

Новые информационные технологии открывают практически  неограниченные и еще плохо изученные, не только в правовом, но и в философском смысле возможности. Они позволяют значительно шире и быстрее применять в общественной жизни новые результаты интеллектуальной деятельности. Главная особенность относительно нового информационного явления – сети Интернет состоит в его кажущейся свободе и анонимности. Он не имеет ни жестких государственных, ни временных рамок, развивается с огромной скоростью. Так, на сегодня в мире более 1 млрд. человек имеют доступ к Сети, а сайтов насчитывается около 100 млн. Все это порождает главную проблему современного Интернета – исключительную трудность его правового регулирования.

В условиях стремительно развивающегося информационного общества, рыночной экономики и значительной реформации гражданского законодательства вопросы защиты на товарный знак требуют своевременного и серьезного переосмысления.

Тема защиты права на товарный знак имеет достаточно высокий уровень разработки в рамках научной литературы. Внимание исследователей привлекают в основном вопросы практической реализации нормативных положений в данной сфере. Однако сегодня стоит уделять больше внимание изучению общетеоретических положений, характеризующих особенности защиты права на товарный знак как особой гражданско-правовой категории.

Предметом данной работы является защита права на товарный знак как особая гражданско-правовая категория, в рамках которой определяются понятие товарного знака, его признаки, соотношение понятий «доменное имя» и «товарный знак», особенности применения некоторых способов его защиты.

Объектом работы выступают гражданско-правовые отношения, складывающиеся по поводу осуществления защиты права на товарный знак.

Целью работы является исследование вопросов правового регулирования защиты права на товарный знак.

В соответствии с поставленной целью в рамках работы должны быть решены следующие задачи:

1. Сформировать  понятие товарного знака;

2. Определить  признаки товарного знака;

3. Определить  соотношение понятий «доменное  имя» и «товарный знак»; 

4. Рассмотреть  особенности применения некоторых  способов его защиты;

Структура работы построена в соответствии с поставленными задачами и включает введение, две главы, заключение.

Рассуждения и  выводы в рамках данной работы основываются на изучении действующего законодательства и научной литературы по данной теме.

Нормативную базу исследования составили такие правовые акты, как: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»,и другие правовые акты.

Научную базу составили  работы таких авторов, как: Сергеев  А. П.1, Рабец А. П.2, Павлов А.А.3 и др.

Методологическую  основу исследования наряду с общенаучными методами познания (анализ и синтез и др.) составили специальные методы, среди которых: сравнительно-правовой, формально-юридический методы, а  также метод системного анализа юридических явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Глава 1. Понятие и признаки товарного знака

                                1.1. Понятие товарного знака

Появление первых признаков интеллектуальной деятельности берет свое начало с момента появления разумных существ. В экономическом обороте результаты интеллектуальной деятельности начинают участвовать с конца XVIII века. Впервые упоминание об интеллектуальной собственности появилось во французском законодательстве эпохи Великой французской революции. В это время господствовала теория естественного права, суть которой состояла в том, что все произведенное человеком, будь то материальные объекты или результаты творческого труда, признавалось его собственностью. Поэтому создатель результатов творческого труда имел исключительное право распоряжаться ими.

 В дальнейшем  бурное развитие промышленного  производства и сельского хозяйства,  а также рост международной  торговли и обмена между странами  потребовали более высокой степени  правового регулирования международных отношений в сфере интеллектуальной собственности.

 В результате  этого, во многих странах мира  стали появляться международные договоры, касающиеся защиты основных видов интеллектуальной собственности.

 Так, 20 марта  1883 года в Париже была принята "Конвенция по охране промышленной собственности". Следующими документами в системе защиты интеллектуальной собственности были "Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений" от 9 сентября 1886 года,  "Соглашение о международной регистрации знаков" от 14 апреля 1891 года.

Понятие "интеллектуальная собственность" впервые было введено "Конвенцией, учреждающей всемирную  организацию интеллектуальной собственности",  подписанной в Стокгольме 14 июля 1967 года и измененную 2 октября 1979 года.4

 В ст. 2 Стокгольмской  Конвенции закреплено, что  "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к:

- литературным, художественным и научным произведениям, 

- исполнительской  деятельности артистов, звукозаписи,  радио и телевизионным передачам,

- изобретениям  во всех областях человеческой  деятельности,

- научным открытиям, 

- промышленным  образцам,   

- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным  наименованиям и коммерческим обозначениям,

- защите против  недобросовестной конкуренции,

а также все  другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.5

На сегодняшний  день российское законодательство закрепляет институт интеллектуальной собственности.  В соответствии со ст. 1225 ГК РФ интеллектуальная собственности рассматривается как совокупность результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий), которым предоставляется правовая охрана.

В пункте 14 части  первой ст. 1225 ГК РФ в качестве объектов интеллектуальной собственности указаны товарные знаки и знаки обслуживания.

В литературе существовали различные подходы к определению  понятия товарного знака. Так, по мнению Шершеневича Г.Ф. «под именем товарного знака понимается тот знак, которым торговец отличает свои товары в отличие от товаров других лиц».6

Мамиофа И.Э.  полагал, что «товарным знаком является отражение в общественном сознании объективно существующей установленной связи между специфическими потребительскими свойствами товара определенного рода и характерной внешней чертой этого товара или его упаковки».7

Сергеев В.М. под  товарным знаком «обозначение, используемое в установленном порядке для маркировки определенных видов товаров с целью их рекламы и отличия от однородных товаров других предприятий».8

Понятие товарного  знака различалось и в зависимости  от этапа процесса становления отечественного законодательства по товарным знакам.

Так, в соответствии с «Правилами о товарных знаках» от 25 февраля 1896 г., товарными знаками определялись как «знаки, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковках и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев».9

Отметим, что  такое определение вполне приближено в части субъектов права на товарный знак к понятию товарного знака, закрепленному в современном российском законодательстве.

Постреволюционномму этапу развития отечественного законодательства свойственно ограниченность субъектного состава. Субъектом всегда выступали юридические лица. Так, в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 10 ноября 1922 г. под товарным знаком понимался знак, которым промышленные и торговые предприятия, как государственные, так и частные, могли внешне отметить свои товары при их выпуске или сбыте и пользоваться этим знаком на исключительном праве для отличия своих товаров от товаров других предприятий.10

В Законе РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", первоначально, под товарным знаком и знаком обслуживания понимались обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.11

 В соответствии  с изменениями от 24 декабря 2002 г. Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-I "О товарных знаках, знаках  обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", товарный знак и знак обслуживания определялись как обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.12

Таким образом,  по сравнению с предыдущими нормативными актами впервые в отечественном законодательстве о товарных знаках в число субъектов права на товарный знак были включены, помимо юридических лиц, и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В соответствии ч.1 ст. 1477 ГК РФ (введена в действие с 1 января 2008 г.), товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.13

В ч. 2 ст. 1477 ГК РФ закрепляется определение знака  обслуживания, под которым понимается обозначениям, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Таким образом, законодатель в новой четвертой  части ГК РФ отделил понятие товарного  знака от понятия знака обслуживания.

По нашему мнению, достоинством нового определения товарного знака является то, что в нем отражен главный признак охраноспособностии, так как только с момента официального признания обозначения товарным знаком можно говорить о нем как о самостоятельном объекте правовой охраны и, таким образом, правовая сущность данного обозначения как средства индивидуализации продукции участников гражданского оборота отражена в законодательстве более полно.

 По мнению  Сергеева В.М., на практике формальным  критерием для отнесения обозначения к товарным знакам или знакам обслуживания служит выбор конкретного класса Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ).14

Согласно Ниццкому соглашению о международной классификации товаров и услуг все возможные виды товаров относятся к классам с 1-го по 34-й, а услуг - с 35-го по 42-й.15

Действующим законодательством  для товарных знаков и знаков обслуживания установлен одинаковый правовой режим, что вытекает из п.2 ст. 1477 ГК РФ.

Как отмечает Рабец  А.П., главное отличие заключается в разном режиме использования товарных знаков и знаков обслуживания. Так, основной формой использования товарного знака считается его применение на товарах и (или) их упаковках. Лишь при наличии уважительных причин использованием может быть признано применение знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и т. д.,  но для знаков обслуживания, такое использование является основным. Это объясняется природой услуг, которые, в отличие от товаров, имеющих материальную форму, могут быть как материальными, т. е. получающими объективированное выражение в предмете природы либо в личности самого потребителя услуг, так и нематериальными, т. е. не получающими овеществленного выражения, отличного от самой деятельности, в которой они воплощены.16

В соответствии с МКТУ, можно заметить, что большинство  входящих в эти классы услуг носят нематериальный характер (например, класс 41-й - «обеспечение учебного процесса; развлечение»).17

Таким образом, в большинстве случаев услуги не могут быть носителями товарных знаков.

По мнению некоторых  авторов, определение товарного  знака должно содержать более  четкие указания на функции товарного знака. Так, А.П. Рабец замечает, что во всех нормативных актах, содержащих определение товарного знака, указания на рекламную функцию данного объекта отсутствовали.18 Вместе с тем значение рекламной функции товарного знака в настоящее время трудно переоценить. В условиях изобилия товаров разных производителей именно реклама облегчает для потребителя выбор товаров надлежащего качества. При этом использование товарных знаков напрямую связано с системой защиты прав потребителя от некачественных товаров и подделок. Завоевавший доверие товарный знак способствует продвижению на рынке любых товаров, маркированных данным знаком. Кроме того, продвижение товарного знака на рынке оказывает большое влияние на репутацию фирмы, а основным способом продвижения обозначения является реклама.

Данную позицию  поддерживают и материалы судебной практики. 19 Товарный знак, по сути, является связующим звеном между изготовителем и покупателем, промышленностью и торговлей, производством и потреблением, средства индивидуализации способствуют оборотоспособности товаров, обеспечивая тем самым функцию рекламы.

Информация о работе Правовое регулирование защиты права на товарный знак