Правовое регулирование защиты права на товарный знак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование вопросов правового регулирования защиты права на товарный знак.
В соответствии с поставленной целью в рамках работы должны быть решены следующие задачи:
1. Сформировать понятие товарного знака;
2. Определить признаки товарного знака;
3. Определить соотношение понятий «доменное имя» и «товарный знак»;
4. Рассмотреть особенности применения некоторых способов его защиты;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие, роль и место средств индивидуализации производимых товаров (работ, услуг) юридическими лицами в системе объектов интеллектуальной собственности 5
1.1. Понятие товарного знака и знака обслуживания 5
1.2. Товарный знак и знак обслуживания как результат интеллектуальной деятельности 11
Глава 2 Средства индивидуализации производимых юридическим лицом товаров, работ или услуг как объекты гражданских прав 21
2.2. Понятие и виды субъективных прав на товарный знак и знак обслужива-ния …………………………………………………………………………………45
2.3. Основания возникновения, содержание и защита исключительного права на товарный знак и знак обслуживания юридического лица…………………..67
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК32 - копия.doc

— 212.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, товарный знак (знак обслуживания) — это обозначение, удовлетворяющее предъявляемым законодательством требованиям новизны и различительного характера и зарегистрированное в установленном порядке с целью рекламы и индивидуализации товаров (услуг) конкретного юридического лица или физического лица - предпринимателя среди однородных товаров (услуг) других юридических лиц или физических лиц — предпринимателей.

Такую формулировку, на наш взгляд, законодателю следовало  бы включить в ст. 1477 ГК РФ, поскольку  от того, насколько четко и полно в законодательстве сформулированы понятие охраноспособности товарного знака, во многом зависит предоставление правовой охраны такому объекту, а в дальнейшем - защита прав владельцев товарных знаков.

 

                    1.2. Признаки товарного знака

Отметим, что рассматриваемому объекту интеллектуальной собственности предоставляется правовая охрана, если он отвечает ряду нормативно установленных критериев охраноспособности. Признаки товарного знака позволяют индивидуализировать товар и выделить его из массы подобных изделий, производимых другими изготовителями.

В качестве родового критерия товарного знака из легального определения данного объекта можно выделить условное обозначение. Условное обозначение является своего рода символом, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или  на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, и заменяет собой длинное и сложное название изготовителя товара.

По мнению Рабец  А.П., товарный знак есть условное обозначение в первую очередь потому, что он является чем-то извне приданным товару, а не составляет часть его самого. Поэтому товарным знаком не будет считаться помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара, указывающих на время, место его производства и т. д. Вместо таких сведений и употребляется условное обозначение, способное привлечь покупателей.20

Кроме того, товарный знак должен обладать новизной, выражающейся в отличии товарного знака от известных обозначений, вошедших в торговый оборот.

В литературе широко распространена точка зрения, предполагающая наличие критериев охраноспособности  товарного знака, в частности  критерия его новизны. Указанной точки зрения придерживаются Рабец А.П., Калятин В.О., Гришаев С.П.

 Требование  новизны заявленного обозначения выводится из перечня  оснований для отказа в регистрации, сформулированных в ст. 1483 ГК РФ.

 Так, Рабец  А.П. полагает, что «новыми будут  считаться такие условные обозначения, которые не являются тождественными или сходными до степени смешения:

- с товарными  знаками других лиц, заявленными  на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в РФ, в том числе в соответствии с международным договором РФ, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

- с товарными знаками других лиц, признанными в установленном порядке общеизвестными в РФ товарными знаками в отношении однородных товаров;

- с наименованиями  мест происхождения товаров, охраняемыми  в соответствии с законом РФ, кроме случаев, когда эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями»21

Калятин В.О. отмечает пять существенных особенностей критерия новизны:

- новизна ограничена  только территорией РФ;

- при оценке новизны учитываются только зарегистрированные знаки и поданные заявки;

- учет зарегистрированных  товарных знаков осуществляется  на текущий момент: если аналогичный товарный знак был зарегистрирован ранее, но в настоящее время его регистрация прекратилась, то любое иное лицо может зарегистрировать его на свое имя;

- требование  новизны является ограниченным: в расчет не принимаются обозначения, не охраняемые в данный момент времени;

- при оценке  новизны в расчет принимается  не только полное совпадение обозначений, но и их сходство до степени смешения.22

Гришаев С.П. под  новизной товарного знака понимает то, что «представленное для регистрации обозначение не должно быть сходным со знаками, ранее зарегистрированными или заявленными для маркировки подобного рода изделий».23

  Следует  заметить, что хотя новизна знака  и означает его неповторимость, но полностью не может обеспечивать выполнение им отличительной функции. Поэтому другим важным признаком товарного знака является его различительная способность.

В литературе под  различительной способностью товарного  знака понимается «способность идентифицировать товар определенного изготовителя, что позволяет потребителю распознавать этот знак, а соответственно и товар, среди других товарных знаков, используемых в отношении однородных изделий.24

Требование  различительного характера товарного  знака закреплено в ГК РФ в ст. 1483, и конкретизировано в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака (п. 2.3).25

Согласно указанным документам не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары, в том числе указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место, время, способ их производства или сбыта; представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Различительный  характер товарного знака может  быть связан с формой знака, т. е. допустимыми видами товарных обозначений, а также с его содержанием - смысловым характером обозначения. С точки зрения формы из-за отсутствия отличительных свойств не принимаются к регистрации обозначения в виде цифр, отдельных букв, не имеющих смыслового характера, линий, простых геометрических фигур, простых изображений товаров и их наименований и т. д. Кроме того, не обладают различительной способностью объемные обозначения, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением. Подобные символы, лишенные каких-либо индивидуальных черт, не способны выполнять функции разграничительного характера. Однако в ряде случаев возможны отступления от указанного правила: во-первых, когда обозначение широко и долго использовалось, в результате чего оно приобрело дополнительную различительную способность, став общеизвестным (например, ВMW)26

В литературе существуют разные точки зрения относительно различительной способности товарного знака. Одни ученые, например, Сергеев А. П. не выделяет данное требование среди других критериев охраноспособности товарного знака, полагая, по-видимому, что он поглощается признаком новизны.27 Другие авторы, например, Григорьев А. Н., наоборот, считают указанный критерий одним из наиболее важных28

По нашему мнению, признак различительного характера  товарного знака имеет право на самостоятельное существование наряду с другими критериями охраноспособности указанного объекта.

Кроме того, выделение  данного признака диктуется нормами  отечественного законодательства (ст. 1483 ГКРФ).

Следует, однако, заметить, что только с момента  официального признания обозначения товарным знаком можно говорить о нем как о самостоятельном объекте правовой охраны. Требование регистрации такого обозначения выводится из смысла положений сформулированных в ст. 1477, 1481 ГК РФ. Таким образом, главным критерием охраноспособности является его регистрация в установленном порядке. 

Таким образом, признаками товарного знака являются:

- условное обозначение;

- новизна;

- различительная  способность;

- регистрация  знака в установленном порядке.

Данные признаки, на наш взгляд, законодателю следовало  бы включить в определение товарного знака (знака обслуживания) ст. 1477 ГК РФ, поскольку от того, насколько четко и полно в законодательстве сформулированы понятие и признаки охраноспособности товарного знака, во многом зависит предоставление правовой охраны такому объекту, а в дальнейшем и защита прав владельцев товарных знаков.

 

      1.3 Соотношение понятий «доменное имя» и «товарный знак»

 Хотелось  бы выделить одну из наиболее  актуальных проблем в гражданском праве, которой озабочены не только юристы, ученые и специалисты в области права - проблему соотношения понятия «доменное имя» и «товарный знак». Сегодня она является актуальной, поскольку с развитием сети Интернет доменное имя в некоторых случаях перестало быть просто средством идентификации адреса компьютера, подключенного к сети Интернет, и нередко отождествляется с товарами и услугами, сферой и местом деятельности конкретных субъектов, использующих данный адрес, или с информацией, размещенной по этому адресу.

Распространение информации о фирме, ее услугах в сети Интернет позволяет быстро, эффективно и при меньших, по сравнению с другими способами продвижения на рынке, затратах заявить о фирме, охватив основную часть потребителей, а также поддерживать постоянный спрос на ее предложения, обеспечивать оперативность получения информации и оказания услуг. Достижение данных целей стало возможным во многом благодаря тому, что на определенном этапе развития названной сети наряду с цифровой системой адресации (IP) в ней появилась словесно-цифровая система адресации (система доменных имен - DNS). Таким образом, присвоив IP-адресу уникальное имя, которое придумывает сам создатель сайта (доменное имя), можно привлечь внимание к себе. Для этого "название" сайта должно быть легко запоминающимся и несущим смысловую нагрузку, указывающим на характер информации на сайте (htpp://www.afisha.ru) или сходным (тождественным) с известными обозначениями, "раскрученными" средствами индивидуализации, в том числе и товарным знаком. Два принципа функционирования описываемой системы: уникальность доменного имени и его выраженность в словесной форме - стали причиной борьбы за доменные имена и "конфликтов" между доменными именами и другими средствами индивидуализации.29

Сегодня в юридической  литературе сложилось несколько  точек зрения относительно правовой природы доменного имени.

Первая точка  зрения, которой придерживаются, например, Серго А.Г., состоит в следующем: доменные имена являются новым средством  индивидуализации с особым правовым режимом.30 Данная позиция сначала нашла отражение в проекте четвертой части ГК РФ. Однако Государственная Дума РФ, приняв четвертую часть ГК РФ, в итоге исключила из нее § 5 гл. 76 "Право на доменное имя", а также убрала доменное имя из перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, поименованных в ст. 1225 ГК РФ.31

Вторая точка  зрения, которой придерживаются, например, Милютин З.Ю. 32, Нагорный Р.С.33, Рабец А.П.34 заключается в следующем: доменное имя не является самостоятельным средством индивидуализации, объектом интеллектуальной собственности и приравнивается к телефонному номеру или почтовому адресу. В частности, Рабец А.П. указывает на то, что доменное имя, в отличии от товарного знака, не имеет территориального предела действия, в отношении него не установлено каких либо требований закона относительно буквенного сочетания, никакой экспертизе наименования доменов не подвергаются.

Координационный центр национального домена RU, Региональный сетевой информационный центр (RU-CENTER) и Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей (РосНИИРОС), которые являются основными игроками рынка по распределению адресного пространства в российском сегменте сети  Интернет, в своем заключении по гл. 76 проекта четвертой части ГК РФ отметили, что нецелесообразно относить доменные имена к средствам индивидуализации в рамках института интеллектуальной собственности.35

В настоящее  время в российском законодательстве отсутствует легальное определение доменного имени. В пункте 1 ст. 1542 проекта четвертой части ГК РФ, которая в итоге не вошла в принятый текст четвертой части ГК РФ, доменное имя определялось как символьное обозначение, предназначенное для идентификации информационных ресурсов и адресации запросов в сети Интернет и зарегистрированное в реестре доменных имен в соответствии с общепринятым порядком и обычаями делового оборота.

В соответствии со ст. 1477 ГК РФ товарным знаком признается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Правила о товарных знаках применяются также к знакам обслуживания, т. е. к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Таким образом, российское законодательство разрешает регистрировать такие товарные знаки, как, например, "google.ru".

Согласно подпункту 5 пункта 2 ст. 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности, путем размещения товарного знака в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Важно отметить, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные доменному имени, права на которое возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. (подп. 3 п. 9 ст. 1483 ГК РФ). Таким образом, при включении в доменное имя обозначения, совпадающего или сходного до степени смешения с товарным знаком, будет являться нарушением в случае использования его в отношении товаров, входящих в классы, по которым товарный знак зарегистрирован.

Таким образом, по действующему российскому законодательству, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения  товара имеют приоритет перед  доменным именем, если последнее было зарегистрировано позже, чем какой-либо из объектов интеллектуальной собственности. В этом случае правообладатель указанных объектов может запретить использование своего знака в доменном имени.

Информация о работе Правовое регулирование защиты права на товарный знак