Правовой статус государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание

Государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент государства. Закон «О государственной службе в Республики Беларусь» (14 июня 2003г.) определяет государственную службу следующим образом: «… это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов».

Содержание

Введение ………………………………………………………….……….. 2
Понятие и виды государственной службы. Классификация
государственных служащих ………………………….……..….…….. 4
Правовой статус государственного служащего ……..……..……10
Права государственного служащего .………………………. 10
Обязанности государственного служащего ……..………… 13
Ограничения и запреты, связанные с государственной
службой ……………………………………………….……… 16
Ответственность государственных служащих ..……………17

Виды взысканий сотрудников органов внутренних дел …….……… 21

Заключение …………………………………………………………..…… 25
Список использованных источников ……

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - Правовой статус гос служ.docx

— 61.27 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

 
 
 
 

Введение  ………………………………………………………….……….. 2 

  1. Понятие и виды государственной службы. Классификация

    государственных служащих  ………………………….……..….…….. 4  

  1. Правовой статус государственного служащего ……..……..……10
    1. Права государственного служащего .………………………. 10
    2. Обязанности государственного служащего ……..………… 13
    3. Ограничения и запреты, связанные с государственной

                   службой ……………………………………………….……… 16

    1. Ответственность государственных служащих ..……………17
 
  1. Виды взысканий  сотрудников органов внутренних дел …….……… 21
 

Заключение  …………………………………………………………..…… 25 

Список  использованных источников …………………………………… 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Государство есть общее дело народа – этот тезис  получил международное правовое закрепление в Международном  пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. (ст. 25): «Каждый  гражданин должен иметь, без какой  бы то ни было дискриминации и без  необоснованных ограничений право  и возможность: а) принимать участие  в ведении государственных дел  как непосредственно, так и через  посредство свободно выбранных представителей; б) голосовать и быть избранным в  органы государственной власти; в) допускаться  в своей стране на общих условиях равенства к государственной  службе».

     Ведение государственных дел установлено  как общая для институтов выборной власти и государственной службы функция, на участие в исполнении которой имеет право каждый гражданин. При этом избранные лица, равным образом и государственные служащие, осуществляя функции по ведению  государственных дел, осуществляют не своё собственное, личное право, а  совокупное, точнее публичное право  всех граждан государства.

     Государственная служба представляет собой необходимый  и важный элемент государства. Закон  «О государственной службе в Республики Беларусь» (14 июня 2003г.) определяет государственную службу следующим образом: «… это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов».

     Государственное управление, которое приобретает  все большее значение для развития общества, обусловливает необходимость  притока в него лучших людей. Формирование государственной службы требует  выработки системы средств и  процедур, обеспечивающих постоянный социологический мониторинг, позволяющий  исключить субъективный подход к  её формированию.

     Принципиально важным является непрерывное развитие государственных служащих, обусловленное  темпами роста научного знания, динамикой  обновления технологий, информационным «взрывом» и т.д. Человек, чтобы  поспевать за временем (не отставать), должен всю свою жизнь напряженно развиваться в интеллектуальном отношении. Можно выделить, по меньшей  мере, три группы элементов, обеспечивающих это развитие:

  • формирующая роль коллектива государственного органа по месту службы (его повседневное социально-психологическое и профессиональное воздействие);
  • структура сквозного (от поступления до выхода в отставку) профессионального роста каждого государственного служащего;
  • общественное мнение об исполнении должностных функций и поведении государственных служащих.

     Объектом данной работы является правовой статус  государственных служащих по белорусскому законодательству.

     Цель работы заключается в том, чтобы показать развернутую картину представлений о государственной службе, ее принципах, охарактеризовать государственных служащих, их права, обязанности, гарантии и ограничения.

     При изучении данной темы основное значение имели источники, включенные в структуру  белорусского законодательства, регулирующие вопросы прохождения государственной службы. Это такие акты как: Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», «Об органах внутренних дел».

     Большой значимостью отличаются работы Маха И.И., Гавриленко Д.А., Гавриленко С.Д., Бахраха Д.Н., Старилова Ю.Н., в которых подробно рассмотрены общие вопросы прохождения государственной службы. Также источниками исследования послужили статьи современных специалистов, сфера научных интересов которых максимально приближена к знанию о государственной службе.  

     Перечисленные источники были в той или иной мере использованы при написании  курсовой работы.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, также включает в себя список использованных источников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 

       Государственная служба была, есть и будет одним  из основных институтов государства. Поэтому  изучение различных аспектов ее структуры  и функционирования весьма актуально.

       Под государственной службой в широком  смысле понимается трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных  функций в государственных органах  или организациях.

       В узком смысле под государственной  службой понимается выполнение работниками  служебных обязанностей  в органах  государственной власти (в государственном  аппарате), то есть как деятельность только служебного аппарата государственных  органов. В таком понимании государственная  служба есть деятельность административно-управленческого  персонала.

       В структуре государственной службы четко различают две группы отношений: во-первых, организации государственной  службы, ее подготовка и, во-вторых, служебная  деятельность, осуществление каждым служащим и всеми служащими вместе своих служебных полномочий. Следовательно, государственная служба органически  связана с государством, его ролью  и местом в жизни общества. Практически  сами задачи и функции государства  становятся при их реализации задачами и функциями государственных  служащих.

       Государственная служба выступает в качестве связующего звена между государством и гражданином. Среди основных задач государственной службы центральное место отводится защите прав и свобод человека и гражданина, созданию необходимых условий для развития личности, укреплению основ гражданского общества. Служба призвана выполнять роль действенного средства упорядочения деятельности государственного аппарата. 

       Таким образом, под государственной службой  понимается профессиональная деятельность граждан, выполняемая в государственных  органах, учреждениях и организациях, направленная на осуществление задач  и функций государства и отличающаяся по содержанию от труда рабочих. [1, с. 154-155]

       Государственной службе как одному из видов социальной службы присущи как общие служебные  признаки, так и специальные характеристики. К ним относятся: наличие государственно-правового  механизма обеспечения задач  и целей государственной службы; единая структура органов государственного аппарата, их соподчиненность и иерархичность; публичность; профессионализм и  др.

       Важным  структурным элементом государственной  службы является должность. В самом общем виде государственная должность – это установленная компетентным государственным органом структурная единица, наделенная функциями и задачами государственного органа.

       Более полное понятие государственной  должности предлагается в Законе Республики Беларусь «О государственной  службе в Республике Беларусь». Согласно статье 4, это должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

       Государственная должность – явление избирательное, то есть не всякий гражданин может  занять любую должность. Занятие (получение) той или иной должности связано  с рядом условий: образование, опыт работы, квалификация, гражданство, в ряде случаев – состояние здоровья, возраст и др.

       Итак, государственная служба представляет собой вид социально значимой, профессиональной деятельности граждан, обладающих государственными должностями, регулируемой законодательством и  направленной    на выполнение государственных   задач   и   функций.  [2, с. 276-277]

       Государственная служба и ее содержание базируются на ряде принципов. Несмотря на некоторые  отличие в перечне этих принципов  у различных авторов, их, по мнению А.А. Гришковца, можно свести к двум основным: принципу служения государству  и принципу открытости и гласности  в осуществлении государственной  службы. 

       В процессе государственной службы реализуются  задачи и функции государственных  органов. Этот вид социальной деятельности носит государственно-властный характер и осуществляется гражданами, которые  именуются государственными служащими, то есть лицами, занимающими в установленном  порядке ту или иную должность  в государственном органе, организации.

       Вопросы, связанные с понятием государственных  служащих и их видами, всегда являлись благодатной почвой для дискуссий. Из анализа понятий можно выделить наличие следующих признаков  государственного служащего: гражданства; соответствующей профессиональной подготовки; государственной должности; денежного вознаграждения.

       По  сути, все эти признаки присутствуют и в понятии, предложенном белорусским  законодателем. Так, согласно ст.5 Закона «О государственной службе», государственным  служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном  законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. [3, с. 26]

       Государственные служащие играют весьма важную роль. В процессе осуществления своей деятельности они в рамках предоставленной им компетенции посредством осуществления возложенных на них функций реализуют государственную политику.

       Существуют  разные виды государственных служащих. При классификации служащих используют различные критерии:

       - по характеру выполняемой работы;

       - по органам, в которых они  работают;

       - по характеру их должностных  функций; 

       - по масштабу деятельности органов,  в которых они работают;

       - по характеру полномочий.

       По  характеру выполняемой работы служащих подразделяют на служащих государственных  органов, осуществляющих задачи и функции  государства (их труд имеет организационный, управленческий характер); служащих государственных  предприятий, учреждений, организаций, деятельность которых характеризуется  организацией, соответственно, производственных процессов, социально-культурной и  иной деятельности. Эта деятельность направлена на выполнение задач, возложенных  на соответствующие предприятия, учреждения, организации.

       По  органам, где работают, служащие подразделяются на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных и иных государственных  органов (Аппарата Президента Республики Беларусь).

Информация о работе Правовой статус государственного служащего