Правовой статус государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание

Государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент государства. Закон «О государственной службе в Республики Беларусь» (14 июня 2003г.) определяет государственную службу следующим образом: «… это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов».

Содержание

Введение ………………………………………………………….……….. 2
Понятие и виды государственной службы. Классификация
государственных служащих ………………………….……..….…….. 4
Правовой статус государственного служащего ……..……..……10
Права государственного служащего .………………………. 10
Обязанности государственного служащего ……..………… 13
Ограничения и запреты, связанные с государственной
службой ……………………………………………….……… 16
Ответственность государственных служащих ..……………17

Виды взысканий сотрудников органов внутренних дел …….……… 21

Заключение …………………………………………………………..…… 25
Список использованных источников ……

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - Правовой статус гос служ.docx

— 61.27 Кб (Скачать документ)

       - уважение личного достоинства,  справедливое и уважительное  отношение к себе со стороны  руководителей, иных должностных лиц и граждан;

       - свободу объединений, за исключением  случаев, предусмотренных Конституцией  Республики Беларусь;

       - здоровые и безопасные условия  труда; 

       - государственное социальное страхование,  пенсионное обеспечение и др.

       Сотрудникам некоторых органов государственного управления предоставлены дополнительные личные права и гарантии в связи  со сложностями и особенностями  их профессиональной деятельности, призваны заинтересовать их в ее осуществлении. Например, сотрудники милиции имеют  право на обязательное государственное  страхование и возмещение ущерба в случае их гибели или увечья, обеспечение  жилой площадью не позднее шести  месяцев с момента вступления в должность, постановку телефона в  течение года со дня подачи заявления  и предоставления детям мест в  детских дошкольных учреждениях  в течение трех месяцев со дня  подачи заявления и др.  

       Государственным служащим могут быть предоставлены  дополнительные права и льготы в  индивидуальном порядке по согласованию с нанимателем, что устанавливается  индивидуальным трудовым договором (контрактом). [8, с.12-14] 

    1. Обязанности государственного служащего

        

       Кроме общеправового статуса государственные  служащие обладают служебным, административно-правовым статусом. Возложение на служащих должностных  обязанностей и наделение их соответствующими правами производятся в целях  успешного осуществления функций  в соответствии с занимаемой должностью.

       Специальные обязанности и права государственных  служащих являются производными от  правового положения органа, в  котором они состоят на службе, от занимаемой служащим государственной  должности. Служащий выполняет обязанности  и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности. Специальные права и обязанности предусматриваются в законах, подзаконных актах (уставах, положениях, должностных инструкциях и других нормативно-правовых актах). [8, с.15]

       Общие обязанности государственных служащих носят универсальный характер. Общие  для всех государственных служащих обязанности нашли правовое закрепление  в ст.21 Закона. К ним относятся:

       - поддерживать конституционный строй  Республики Беларусь, обеспечивать  неукоснительное соблюдение норм  Конституции Республики Беларусь  и иных актов законодательства;

       - исполнять служебные обязанности  в пределах полномочий, предоставленных  ему законодательством; 

       - соблюдать ограничения, связанные  с государственной службой, установленные  Конституцией Республики Беларусь, Законом и иными законодательными  актами;

       - обеспечивать соблюдение и защиту  прав и законных интересов  физических и юридических лиц; 

       - исполнять в установленном законодательством  порядке приказы, распоряжения  руководителей, изданные в пределах  их компетенции; 

       - соблюдать культуру общения, другие  нормы служебной этики; 

       - не допускать действий и поступков,  порочащих государственную службу  и несовместимых с занятием  государственной должности; 

       - соблюдать установленные в государственном  органе регламент, правила внутреннего  трудового распорядка, должностные  положения и инструкции, порядок  работы со служебной информацией; 

       - в пределах своих должностных  полномочий своевременно и   объективно рассматривать обращения  граждан и юридических лиц  и разрешать их в порядке,  установленном законодательством; 

       - сохранять, не распространять  доверенные ему государственные  секреты, в том числе после  прекращения государственной службы  в течение срока, установленного законодательством;

       - не разглашать полученные при  исполнении служебных обязанностей  сведения, затрагивающие личную  жизнь, честь и достоинство  граждан, и не требовать от  них предоставления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных  законодательными актами;

       - поддерживать необходимый уровень  квалификации для эффективного  исполнения своих служебных обязанностей.

       Практически все из перечисленных обязанностей закрепляются в специальном законодательстве, но с учетом специфики места службы (органы милиции, суда, прокуратуры). [9, с.85-89]

       Немаловажным  фактором в сфере деятельности государственных  служащих является и поведение их вне службы. Аморальное поведение, особенно служащих системы правоохранительных органов, образования, здравоохранения  и некоторых других, может стать  не только основанием для увольнения, но и нанести значительный ущерб  системе государственной службы. В связи с этим дополнительной их обязанностью можно считать поддержание  авторитета служащего государственного аппарата.

       Государственные служащие в процессе своей деятельности, прежде всего, должны руководствоваться принципами законности и соблюдать положения Конституции Республики Беларусь, законов и иных подзаконных актов. Эта обязанность – есть принцип работы всех государственных органов и государственных служащих. Поэтому она занимает главенствующее место в общем перечне обязанностей.

       В процессе осуществления служебной  деятельности государственные служащие проводят в жизнь государственную  политику и реализуют государственные  интересы. Это является обязанностью государственных служащих, которая  прямо не закреплена в нормативных  актах, но вытекает из самой сущности государственной службы как основного  государственного и политического  института и назначения государственных  служащих. Государственные служащие необходимы для реализации государственных  функций. В связи с занимаемой должностью в государственных органах служащие должны ориентироваться на государственные интересы и претворять их в жизнь, а не опираться на личные интересы или интересы политический партий, общественных объединений. Для реализации государственной политики они наделяются полномочиями, выполняют требования руководства. Точное выполнение своих обязанностей и подчинение руководителю – главная задача деятельности государственных служащих.

       Выполнять обязанности служащий должен точно, добросовестно, профессионально. Для  этого он должен быть профессионально  подготовлен, обладать достаточной профессиональной компетенцией. Четкое знание своих обязанностей и прав, обязанностей и прав других лиц, представление об общем механизме деятельности государственных органов позволит эффективно осуществлять государственную службу. Поэтому целесообразно закрепить в законодательстве за государственными служащими обязанность по претворению в жизнь государственных интересов и политики государства.

       К государственным служащим предъявляют  высокие требования морально-этического характера. Деятельность государственного служащего связана с постоянным общением с людьми. Их поведение, моральный  облик, отношение к своему делу и  к людям формируют у окружающих отношение к государственным  органам, а в конечном итоге –  к государству. Поэтому государственный  служащий должен обладать высоким образовательным  и профессиональным уровнем, быть корректным, воспитанным, культурным, внимательным к людям и их проблемам, иметь  соответствующий моральный облик.

       Морально-этический  уровень государственного служащего  и его культура проявляются через  его отношение к людям. Каждый государственный служащий должен усвоить  норму Конституции Республики Беларусь, закрепленную в статье 2: «Человек, его  права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Государственный служащий служит не только государству, но и каждому его гражданину, входящему в него, а также любому человеку, обратившемуся к государственному служащему.

       В законодательстве не установлены служебно-этические  нормы, за исключением отдельных  случаев (например, в отношении судей, прокурорских работников). Морально-этические  нормы в основном определяются обычаями и зависят от общей культуры людей. Для государственных служащих установлена  специальная обязанность соблюдать  культуру общения. Следовательно, за нарушение  этой обязанности может следовать  юридическая ответственность. Аморальное поведение служащего накладывает  отпечаток на его служебную карьеру, не способствует профессиональному  росту. [10, с.23-26]

       Профессиональные  обязанности – это те обязанности, которые возложены на государственного служащего в связи с особенностями  его профессиональной деятельности. Они закрепляются в специальных  нормативных актах.

       Должностные обязанности связаны с занимаемыми  государственными служащими должностями  и отличаются по каждой должности. Даже у лиц, находящихся на равных должностях в одном органе, они могут быть различны. Они определяются положениями  о структурных подразделениях органа, служебными инструкциями, индивидуальными контрактами, приказами и распоряжением руководителя.

       При исполнении служебных обязанностей государственный служащий находится  под защитой государства. Никто, кроме уполномоченных на то должностных  лиц, не вправе вмешиваться в его  деятельность. [11, с.88-89] 
 

    1. Ограничения и запреты, связанные с государственной  службой
 

       Поступающий на государственную службу добровольно  принимает на себя установленные  законом запреты и ограничения. Они призваны обеспечивать высокий моральный облик государственного служащего, его политическую беспристрастность при исполнении служебных обязанностей, независимость, препятствовать злоупотреблениям, коррупции.

     Ряд запретов связан с социально-экономической  сферой. Государственному служащему  запрещается заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой. Он не вправе получать гонорары за выступления, интервью, публикации, если это делается при  исполнении государственной службы, заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе через доверенных лиц и для получения прибыли  без привлечения наемного труда), состоять членом управления коммерческой организации любой формы собственности  и организационно-правовой формы (например, кооператива). Он может состоять в  таком управляющем органе, только если это ему поручено по службе. Государственному служащему запрещено  участвовать в забастовках.

     Ряд запретов имеют целью пресечение коррупции. Государственный служащий не вправе быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в своем  государственном органе или в  том, который ему непосредственно  подчинен. Он обязан представлять данные о принадлежащей ему доле в  уставном капитале коммерческих предприятий. Ему запрещено получать вознаграждение (взятки, подарки, услуги, организацию  отдыха, оплату развлечений и др.) от физических или юридических лиц  в связи с исполнением должностных  обязанностей, в том числе и  после выхода на пенсию, выезжать в  служебные командировки за границу  за счет физических и юридических  лиц. При поступлении на государственную  службу, а затем ежегодно государственный  служащий представляет сведения о доходах  и имуществе.

     Существуют  и политические ограничения. Государственный  служащий должен быть политически нейтральным. Он не может состоять членом политических партий, использовать свое служебное положение в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций, не может их пропагандировать, заявлять о том или ином отношении к ним. Однако политические ограничения не относятся, как правило, к должностным лицам категории «А».

     Некоторые ограничения и требования имеют  преимущественно моральный характер. Своим поведением служащий не должен ронять собственное достоинство, порочить государственную службу, ибо это  отражается и на отношении граждан  к государству. Государственному служащему  запрещается использовать в неслужебных  целях средства материально-технического, финансового, информационного обеспечения (например, автомашину для поездок  членов семьи, служебный телефон  для звонков личного характера).

Информация о работе Правовой статус государственного служащего