Правовой статус государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание

Государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент государства. Закон «О государственной службе в Республики Беларусь» (14 июня 2003г.) определяет государственную службу следующим образом: «… это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов».

Содержание

Введение ………………………………………………………….……….. 2
Понятие и виды государственной службы. Классификация
государственных служащих ………………………….……..….…….. 4
Правовой статус государственного служащего ……..……..……10
Права государственного служащего .………………………. 10
Обязанности государственного служащего ……..………… 13
Ограничения и запреты, связанные с государственной
службой ……………………………………………….……… 16
Ответственность государственных служащих ..……………17

Виды взысканий сотрудников органов внутренних дел …….……… 21

Заключение …………………………………………………………..…… 25
Список использованных источников ……

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - Правовой статус гос служ.docx

— 61.27 Кб (Скачать документ)

       По  характеру должностных функций  служащие подразделяются на руководителей, специалистов (основной состав) и технических  исполнителей.

       К руководителям относятся служащие, которые определяют цели деятельности, принимают решения, подбирают и  расстанавливают кадры, координируют деятельность различных звеньев  аппарата управления и отдельных  работников, организуют контроль за выполнением  решений, ходом производственного  процесса, мобилизую коллективы на достижение высоких конечных результатов.

       Специалисты наделены полномочиями по осуществлению  функций, связанных с подготовкой  тех или иных управленческих решений, требующих специальных знаний или  выполнения профессиональной деятельности.

       К техническим исполнителям относятся  государственные служащие, деятельность которых не влечет юридических последствий. Они совершают материально-технические  операции, то есть обеспечивают служебную  деятельность руководителей, представителей административной власти, специалистов и других должностных лиц, создают  необходимые условия для выполнения ими служенных обязанностей.

       Служащие, относящиеся к вспомогательному персоналу, оформляют и хранят документы, выполняют статистические и счетные  операции и т.п. В их обязанности  может входить и совершение технических  операций, имеющих юридическое значение. Например, регистрация работников канцелярии поступающего в органы сообщения, заявления  или жалобы имеет юридическое  значение, так как со дня регистрации  исчисляются установленные законодательством  сроки их рассмотрения.

       По  признаку обладания полномочиями распорядительного (государственно-властного) характера  служащих подразделяют на два вида:

       - служащие, имеющие государственно-властные  полномочия;

       - служащие, не имеющие таковых  полномочий.

       В зависимости от особенностей полномочий среди этого вида служащих различают  должностных лиц и представителей власти.

       Должностными  лицами называются служащие, имеющие  право совершать служебные юридически значимые действия властного характера, то есть действия, влекущие за собой правовые последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

       Особую  категорию должностных лиц составляют представители административной (исполнительной) власти. К ним относятся должностные  лица, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять  юридически властные требования (давать обязательные для исполнения предписания, указания, распоряжения, принимать  решения) от имени государства, обязательные для исполнения гражданами, не находящимися в их служебном подчинении, должностными лицами или органами, организациями  независимо от формы собственности  и ведомственной подчиненности. 

       В случае необходимости они могут  применять меры административного  принуждения.

       К служащим, которые выполняют функции  по охране правопорядка и законности, относятся сотрудники милиции, следователи, прокуроры, судьи, представители различных  контрольно-надзорных служб (пожарного  надзора, санитарно-эпидемиологического  надзора и др.).

       Из  числа работников аппарата управления представителями власти являются члены  правительства, исполкомов, местных  Советов.

       Характер  служебных взаимоотношений между  государственными служащими является основанием для классификации служащих на начальников и подчиненных.

       Данная  классификация имеет важное значение для Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов государственной  безопасности, внутренних дел, организация  и деятельность которых основывается на принципах единоначалия и особой дисциплины. [4, с. 165-167]

       В целях определения соответствия служащих предъявляемым требованиям  уровня профессиональной подготовки правовой культуры, способности работать с  людьми проводится их аттестация. Она  может быть очередной и внеочередной. Очередная аттестация проводится через  определенные промежутки времени (как  правило, не чаще одного раза в два  года, но не реже 1 раза в 3-4 года).

       Порядок проведения аттестации регулируется нормами  ряда законов, положений о службе, специальными положениями об аттестации служащих. Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, формируемой  руководителем государственного органа. Главный итог аттестации – оценка работы служащего. При аттестации рассматриваются  вопросы о соответствии служащего  занимаемой должности, о возможности  продвижения по службе, о материальном стимулировании служебной деятельности. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение с учетом рекомендации аттестационной комиссии. Вопросы, связанные с проведением  аттестации, могут рассматриваться  вышестоящим государственным органом, а по инициативе не согласных с  ее результатами – в суде. [5, с.215-216]

       Согласно  ст.36 Закона Республики Беларусь «О государственной  службе в республике Беларусь» освобождаются  от прохождения аттестации государственные  служащие, пребывающие в данной должности  менее одного года, беременные женщины. Аттестации не подлежат государственные  служащие, имеющие высший класс государственного служащего, если иное не предусмотрено  законодательными актами, а также  занимающие должности путем избрания.   

     Таким образом, государственная служба должна олицетворять собой единство элементов  двух групп. С одной стороны –  системы правовых институтов, определяющих порядок формирования и реализации целей и функций государства  и применения государственной власти. А с другой, – совокупности людей, специально подготовленных и профессионально  занятых в госаппарате для  воплощения социальной роли государства.

     Такое единство придает государственной  службе параметры социального публично-правового  института, занимающего самостоятельное  место среди государственных, правовых и общественных институтов.

     Государственная служба имеет многоцелевой функционально-деятельностный характер, что позволяет обеспечивать исполнение всего объема полномочий структур государственного аппарата и  является основанием для её структурной  дифференциации и специализации  по видам  профессиональной государственно-служебной   деятельности.  [6, с.16-18]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО 

2.1. Права государственного служащего 

       Важнейшим элементом института государственной  службы является правовой статус государственного служащего. Именно поэтому он привлекает особое внимание не только законодателя, но и ученых-правоведов.

       Содержанием правового положения государственных  служащих является совокупность множества  их прав и обязанностей. Они представляют основной элемент структуры его  правового статуса среди других его элементов, таких, как задачи, функции по замещаемой должности, правовые формы деятельности и др. служебные  права и обязанности предоставлены  для осуществления служебной  деятельности. Подобные права и обязанности  многообразны. Их можно разделить  на общие, присущие всем государственным  служащим, и специальные, связанные  с особенностями службы в том  или ином органе (милиции, таможне  и т.п.) – так называемые профессиональные права и обязанности, или связанные  со спецификой занимаемой должности (руководитель, бухгалтер, юрисконсульт и др.) –  так называемые должностные.

       Государственные служащие призваны осуществлять свою деятельность в интересах государства. Для этого они в первую очередь  наделяются обязанностями. Для эффективной  реализации обязанностей им предоставляются  права. Поэтому можно констатировать, что права государственных служащих производны от их обязанностей, а обязанности  являются первичными по отношению к  правам.[7, с.341-345]

       Права государственных служащих делятся  на две большие группы. В первую группу включаются права, непосредственно  связанные с осуществлением ими  государственной службы и предоставленные  им для успешной реализации служебных  обязанностей. Они называются правомочиями (полномочиями). Вторая группа прав предоставляется  государственным служащим для того, чтобы заинтересовать их в эффективном  осуществлении службы. Они связаны  с их организационным и материальным обеспечением, отдыхом, защитой, чаще носят  социально-экономический характер и поэтому называются личными. Основные права государственных служащих закреплены в статье 20 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

       Права, также как и обязанности, могут  быть общими и специальными (профессиональными  и должностными). К общим служебным  правам относятся следующие:

  1. Право на реализацию обязанностей от имени государства. Это право, несмотря на отсутствие его правового закрепления, существует, так как государственные служащие наделены государственными полномочиями при исполнении своих служебных обязанностей, то есть они выступают не от своего имени, а от имени государства. Это право непосредственно реализуется при осуществлении таких двух нормативно закрепленных прав как помещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций и получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей (п.п.1.3, 1.4 ст.20 Закона). 
  2. Участие в служебных мероприятиях, разработке и принятии служебных решений (реализация этих полномочий возможна только в пределах должностных инструкций по занимаемой должности). Это право закреплено в п.1.2 ст.20 Закона. Оно также закрепляется в должностных инструкциях и активно реализуется на практике, ведь без его реализации невозможно добровольное исполнение служебных обязанностей.
  3. Запрашивать и получать в установленном порядке от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций информацию, необходимую для исполнения служебных обязанностей и др.   

       Специальные права предоставляются государственным  служащим для успешной реализации специальных  обязанностей. Специальные профессиональные права предоставлены, в частности, сотрудникам милиции, таможни, министерства по чрезвычайным ситуациям и т.п. в связи с особенностями их административно-правового статуса. Например, в соответствии с Законом  «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» сотрудники милиции наделяются дополнительными правами по применению в отношении граждан принудительных, предупредительных и пресекательных мер. В частности, они имеют право  на ношение и использование огнестрельного оружия, применение специальных средств, физической силы и др.

       Специальными  дополнительными правомочиями по осуществлению процесса управления людьми наделяются все руководители органов государственного управления. Они закрепляются как в Трудовом кодексе Республики Беларусь, специальных нормативных актах, так и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).

       Личные  права государственных служащих также могут быть общими и специальными. К общим для всех государственных  служащих можно отнести следующие, закрепленные в ст.20 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»:

       - письменное закрепление своих  служебных обязанностей и создание  надлежащих условий для их  исполнения;

       - повышение квалификации и переподготовку  за счет средств соответствующего  бюджета или иных предусмотренных  законодательством источников финансирования;

       - повышение в должности, классе  государственного служащего; 

       - заработную плату и дополнительное  стимулирование труда в порядке,  определяемом Законом, иными законодательными  актами;

       - получение вознаграждений за  публикации и выступления, связанные  с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых  Правительством Республики Беларусь  по согласованию с Президентом  Республики Беларусь;

       - ознакомление с материалами своего  личного  дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

       - проведение по его требованию  служебного расследования для  опровержения сведений, порочащих  его честь и достоинство; 

Информация о работе Правовой статус государственного служащего