Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа
Государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент государства. Закон «О государственной службе в Республики Беларусь» (14 июня 2003г.) определяет государственную службу следующим образом: «… это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов».
Введение ………………………………………………………….……….. 2
Понятие и виды государственной службы. Классификация
государственных служащих ………………………….……..….…….. 4
Правовой статус государственного служащего ……..……..……10
Права государственного служащего .………………………. 10
Обязанности государственного служащего ……..………… 13
Ограничения и запреты, связанные с государственной
службой ……………………………………………….……… 16
Ответственность государственных служащих ..……………17
Виды взысканий сотрудников органов внутренних дел …….……… 21
Заключение …………………………………………………………..…… 25
Список использованных источников ……
По характеру должностных функций служащие подразделяются на руководителей, специалистов (основной состав) и технических исполнителей.
К
руководителям относятся
Специалисты наделены полномочиями по осуществлению функций, связанных с подготовкой тех или иных управленческих решений, требующих специальных знаний или выполнения профессиональной деятельности.
К
техническим исполнителям относятся
государственные служащие, деятельность
которых не влечет юридических последствий.
Они совершают материально-
Служащие,
относящиеся к вспомогательному
персоналу, оформляют и хранят документы,
выполняют статистические и счетные
операции и т.п. В их обязанности
может входить и совершение технических
операций, имеющих юридическое значение.
Например, регистрация работников канцелярии
поступающего в органы сообщения, заявления
или жалобы имеет юридическое
значение, так как со дня регистрации
исчисляются установленные
По признаку обладания полномочиями распорядительного (государственно-властного) характера служащих подразделяют на два вида:
-
служащие, имеющие государственно-
- служащие, не имеющие таковых полномочий.
В
зависимости от особенностей полномочий
среди этого вида служащих различают
должностных лиц и
Должностными
лицами называются служащие, имеющие
право совершать служебные
Особую
категорию должностных лиц
В случае необходимости они могут применять меры административного принуждения.
К служащим, которые выполняют функции по охране правопорядка и законности, относятся сотрудники милиции, следователи, прокуроры, судьи, представители различных контрольно-надзорных служб (пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора и др.).
Из числа работников аппарата управления представителями власти являются члены правительства, исполкомов, местных Советов.
Характер
служебных взаимоотношений
Данная классификация имеет важное значение для Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов государственной безопасности, внутренних дел, организация и деятельность которых основывается на принципах единоначалия и особой дисциплины. [4, с. 165-167]
В целях определения соответствия служащих предъявляемым требованиям уровня профессиональной подготовки правовой культуры, способности работать с людьми проводится их аттестация. Она может быть очередной и внеочередной. Очередная аттестация проводится через определенные промежутки времени (как правило, не чаще одного раза в два года, но не реже 1 раза в 3-4 года).
Порядок
проведения аттестации регулируется нормами
ряда законов, положений о службе,
специальными положениями об аттестации
служащих. Аттестация осуществляется
аттестационной комиссией, формируемой
руководителем государственного органа.
Главный итог аттестации – оценка
работы служащего. При аттестации рассматриваются
вопросы о соответствии служащего
занимаемой должности, о возможности
продвижения по службе, о материальном
стимулировании служебной деятельности.
По результатам аттестации руководитель
органа принимает решение с учетом
рекомендации аттестационной комиссии.
Вопросы, связанные с проведением
аттестации, могут рассматриваться
вышестоящим государственным
Согласно ст.36 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в республике Беларусь» освобождаются от прохождения аттестации государственные служащие, пребывающие в данной должности менее одного года, беременные женщины. Аттестации не подлежат государственные служащие, имеющие высший класс государственного служащего, если иное не предусмотрено законодательными актами, а также занимающие должности путем избрания.
Таким образом, государственная служба должна олицетворять собой единство элементов двух групп. С одной стороны – системы правовых институтов, определяющих порядок формирования и реализации целей и функций государства и применения государственной власти. А с другой, – совокупности людей, специально подготовленных и профессионально занятых в госаппарате для воплощения социальной роли государства.
Такое
единство придает государственной
службе параметры социального
Государственная
служба имеет многоцелевой функционально-деятельностный
характер, что позволяет обеспечивать
исполнение всего объема полномочий
структур государственного аппарата и
является основанием для её структурной
дифференциации и специализации
по видам профессиональной государственно-служебной
деятельности. [6, с.16-18]
2.ПРАВОВОЙ СТАТУС
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
2.1. Права
государственного служащего
Важнейшим
элементом института
Содержанием
правового положения
Государственные
служащие призваны осуществлять свою
деятельность в интересах государства.
Для этого они в первую очередь
наделяются обязанностями. Для эффективной
реализации обязанностей им предоставляются
права. Поэтому можно констатировать,
что права государственных
Права государственных служащих делятся на две большие группы. В первую группу включаются права, непосредственно связанные с осуществлением ими государственной службы и предоставленные им для успешной реализации служебных обязанностей. Они называются правомочиями (полномочиями). Вторая группа прав предоставляется государственным служащим для того, чтобы заинтересовать их в эффективном осуществлении службы. Они связаны с их организационным и материальным обеспечением, отдыхом, защитой, чаще носят социально-экономический характер и поэтому называются личными. Основные права государственных служащих закреплены в статье 20 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».
Права, также как и обязанности, могут быть общими и специальными (профессиональными и должностными). К общим служебным правам относятся следующие:
Специальные
права предоставляются
Специальными дополнительными правомочиями по осуществлению процесса управления людьми наделяются все руководители органов государственного управления. Они закрепляются как в Трудовом кодексе Республики Беларусь, специальных нормативных актах, так и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).
Личные права государственных служащих также могут быть общими и специальными. К общим для всех государственных служащих можно отнести следующие, закрепленные в ст.20 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»:
-
письменное закрепление своих
служебных обязанностей и
-
повышение квалификации и
- повышение в должности, классе государственного служащего;
-
заработную плату и
-
получение вознаграждений за
публикации и выступления,
-
ознакомление с материалами
- проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
Информация о работе Правовой статус государственного служащего