Правовой статус государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:43, курсовая работа

Описание

Государственная служба представляет собой необходимый и важный элемент государства. Закон «О государственной службе в Республики Беларусь» (14 июня 2003г.) определяет государственную службу следующим образом: «… это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов».

Содержание

Введение ………………………………………………………….……….. 2
Понятие и виды государственной службы. Классификация
государственных служащих ………………………….……..….…….. 4
Правовой статус государственного служащего ……..……..……10
Права государственного служащего .………………………. 10
Обязанности государственного служащего ……..………… 13
Ограничения и запреты, связанные с государственной
службой ……………………………………………….……… 16
Ответственность государственных служащих ..……………17

Виды взысканий сотрудников органов внутренних дел …….……… 21

Заключение …………………………………………………………..…… 25
Список использованных источников ……

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - Правовой статус гос служ.docx

— 61.27 Кб (Скачать документ)

       В законодательстве Республики Беларусь ограничения для государственных  служащих закреплены в ст.22 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь». [12, с. 73-77] 

    1. Ответственность государственных служащих

        

       За  неисполнение и недобросовестное исполнение служебных обязанностей, за поведение, которое порочит государственную  службу, за правонарушения (проступки, преступления), причинение вреда своей  незаконной деятельностью государственный  служащий несет ответственность.

       Государственные служащие могут привлекаться ко всем видам юридической ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданской.

       За  совершение уголовных преступлений и административных правонарушений они привлекаются, соответственно, к уголовной и административной ответственности на общих основаниях в соответствии с нормами соответствующих  кодексов.

       Материальная  ответственность государственных  служащих наступает за нанесение  ими имущественного ущерба органам  государственного управления при исполнении служебных обязанностей. Она реализуется  путем возмещения причиненного имущественного ущерба в добровольном или судебном порядке на основании решения  суда. Нормативно-правовой базой, регламентирующей этот вид юридической ответственности  государственных служащих, являются нормы трудового законодательства.

       Гражданско-правовую ответственность государственные  служащие несут в соответствии и по правилам, установленным ст.938-940 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Гражданско-правовая ответственность наступает за виновные действия, совершенные в процессе осуществления служебной деятельности, в виде возмещения вреда за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления. При этом вред возмещается соответственно за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы.

       Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь – за счет казны административно-территориальной единицы в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законодательством (п.1 ст.939 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

       В случае, когда в соответствии с  Гражданским кодексом и иными  актами законодательства причиненный  вред подлежит возмещению за счет казны  Республики Беларусь, казны административно-территориальной  единицы, от имени казны выступают  соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст. 125 Гражданского кодекса эта обязанность не возложена  на другой орган, юридическое лицо или  гражданина.

       Возмещение  вреда производится независимо от привлечения  государственного служащего к дисциплинарной, административной или уголовной  ответственности за деяния, повлекшие  причинение ущерба.

       Особенности или специфические черты дисциплинарной ответственности связаны с тем, что она возникает в сфере  трудовых отношений субъекта и связана  с выполнением им служебных функций. Основанием является, как правило, дисциплинарный (должностной) проступок. Конкретный перечень оснований дисциплинарных правонарушений не установлен (исключение составляют составы хищения и прогула). Ее субъектом является член трудового  коллектива, к которому предъявляются  требования по соблюдению трудовой дисциплины. Применяются особые дисциплинарные взыскания, в том числе морально-правового характера (замечание, выговор, лишение нагрудного значка и т.п.). Индивидуализированный, а не только персонифицированный характер применяемых санкций (к каждой из групп лиц – военнослужащие, прокуроры, судьи и др. – применяются индивидуальные санкции в особом порядке по своим основаниям). Дисциплинарная ответственность применяется в порядке служебного подчинения, в внесудебном порядке.

       Для отдельных категорий государственных  служащих (сотрудники министерства внутренних дел, комитета государственной безопасности, военнослужащих, работников органов  транспорта, прокуратуры) дисциплинарная ответственность устанавливается, в том числе, за нарушения, не связанные  с исполнением служебных обязанностей и нарушением трудовой дисциплина, а в связи с особым характером службы – также за административные и аморальные проступки.

       Дисциплинарная  ответственность различается по субъектному составу и источнику  правового регулирования. Согласно этому составу и источнику  она может быть общей (регламентируется Трудовым кодексом и Правилами внутреннего  трудового распорядка) – распространяется на всех служащих, за исключением тех, для которых введена специальная  дисциплинарная ответственность. Дисциплинарная ответственность может быть специальной. Она распространяется только на особых субъектов. Правом ее применения наделены особые должностные лица. Она регламентируется специальными нормативными актами, имеет  особый порядок и сроки применения, специальные меры дисциплинарных взысканий.

       Специальная ответственность в свою очередь  делится на:

       - ответственность государственных  служащих, осуществляющих управленческие  функции; 

       - ответственность по уставам о  дисциплине;

       - ответственность судей, прокуроров, иных работников по специальным  положениям;

       - ответственность лиц, занятых  в воинской внутренней и военизированной  службах. 

       К государственным служащим, являющимся таковыми по Закону «О государственной  службе в Республике Беларусь», применяется  дисциплинарная ответственность за виновное неисполнением или ненадлежащее исполнение ими служебных обязанностей. Согласно ст.57 Закона к государственным  служащим могут применяться следующие  меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение  в классе государственного служащего  на срок до шести месяцев, увольнение с занимаемой должности в соответствии с Законом, законодательством о труде и иными законодательными актами. Вместе с тем в силу предписаний п.2. ст.57 Закона к государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, которые могут быть предусмотрены дополнительно в отношении определенных категорий государственных служащих специальным законодательством.

       Есть  группы государственных служащих, которые  несут исключительно специальную  дисциплинарную ответственность. К  ним относятся прокурорские работники, военнослужащие, сотрудники органов  внутренних дел, таможни и др.

       Прокурорские  работники несут специальную дисциплинарную ответственность в соответствии с Положением о прохождении службы в органах прокуратуры за нарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прокурорского работника. Дисциплинарными взысканиями для них являются: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь», объявление неполного служебного соответствия, понижение в должности,  увольнение с лишением классного чина.

       Специальными нормативными актами предусмотрены специальные виды дисциплинарной ответственности, ее основания, особый порядок применения. [13, с.22-25]

       Поскольку действие норм, образующих правовой институт государственной службы, направлено, прежде всего, на установление правового статуса государственных служащих, то можно утверждать, что правовой статус государственных служащих является одним из основных компонентов правового института государственной службы. По общему определению, правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, юридически закрепляющих положение индивида в его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством. "Система прав и обязанностей, - пишет Г.В.Мальцев - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем.

       Таким образом, правовой статус (правовое положение) государственных служащих - это содержание государственно-служебных правоотношений, т.е. самая сущность этих правоотношений. С изменением государственно-служебных  правоотношений изменяется и правовой статус государственных служащих, например: увольнение, отставка служащего, утрата гражданства, выход на пенсию и т.д. 
 
 
 

  1. Виды  взысканий сотрудников

органов внутренних дел 

     Одним из наиболее широко применяемых видов  юридической ответственности является дисциплинарная ответственность. Она  связана с наличием трудовых отношений  работника с органом управления и служит цели обеспечения дисциплины труда.

     Основанием  дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, то есть виновное нарушение правил, обязанностей службы. Под нарушением дисциплины понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных  на него обязанностей. Противоправными  признаются такие действия (бездействие), которые не соответствуют требованиям  законодательства, либо прямо противоречат ему.

     Цели  дисциплинарной ответственности достигаются  с помощью применения различных  мер дисциплинарного воздействия  к нарушителям дисциплины, носящих  название дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные взыскания применяются, как правило, в порядке служебного подчинения, только определенным кругом субъектов  линейной власти, в пределах их компетенции  и установленного перечня таких  взысканий.[14, с.85-86]

     Нормативными  актами, которые регулирует этот вид  юридической ответственности, являются: Закон Республики Беларусь «Об органах  внутренних дел Республики Беларусь», Дисциплинарный устав органов внутренних дел Республики Беларусь, Положение  о прохождении службы в органах  внутренних дел и некоторые другие. Они устанавливают основания  ответственности, виды дисциплинарных взысканий, права органов исполнительной власти и руководителей по наложению  этих взысканий, а также порядок  их применения и обжалования с  учетом конкретных условий государственной  службы, службы во Внутренних Войсках  и органах внутренних дел.

     Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает строгое выполнение сотрудниками своих служебных обязанностей, установленных актами законодательства, в том числе настоящим Уставом, Присягой, а также условий заключенных с ними контрактов и приказов начальников.

     Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) считается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей, а также условий заключенного с ним контракта и приказов начальников. 
 

     Каждый  начальник несет персональную ответственность  за состояние служебной дисциплины среди подчиненных. Начальник, допустивший  сокрытие правонарушений, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством.

     К сотрудникам органов внутренних дел могут применяться следующие  дисциплинарные взыскания:

- замечание;

- выговор;

- строгий  выговор;

- лишение  нагрудного знака органа внутренних  дел;

- исключение  из Книги почета органа внутренних  дел;

- понижение  в специальном звании на одну  ступень;

- понижение  в должности;

- увольнение  из органов внутренних дел.

     При нарушении сотрудником органов  внутренних дел дисциплины начальник  должен выяснить причины и обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, его тяжесть и последствия  и в случае необходимости применить  к виновному сотруднику органов  внутренних дел дисциплинарное взыскание.

     Если  начальник признает предоставленные  ему права по применению дисциплинарных взысканий недостаточными, то он может  ходатайствовать о применении к  виновному дисциплинарного взыскания  вышестоящим начальником.

     Вышестоящий начальник имеет право отменить или изменить в пределах предоставленных  ему прав дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим начальником, если установит, что оно не соответствует  тяжести совершенного сотрудником  органов внутренних дел дисциплинарного  проступка. Применение более строгого дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос об отмене или изменении  дисциплинарного взыскания рассматривается  по жалобе сотрудника органов внутренних дел.

Информация о работе Правовой статус государственного служащего