Правовой статус Индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа

Описание

В нашей республике в настоящее время осуществляются экономические реформы, результатом которых является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные). Развитие предпринимательства является непременным условием экономического роста в условиях трансформируемых экономик. Предпринимательские способности рассматриваются современными экономистами как один из факторов производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Социально-экономическая характеристика предпринимательской деятельности 5
1.2 Особенности прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей 10
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 14
2.1 Система налогообложения – основа налогового законодательства 14
2.2 Налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства 23
3 ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 31
3.1 Содержание государственного регулирования индивидуального предпринимательства 31
3.2 Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 261.00 Кб (Скачать документ)

2.1 Система налогообложения – основа  налогового  
законодательства

       Одной из ключевых задач нашего государства  на современном этапе его развития является преобразование экономики, адаптация к ней механизмов, созданных мировой практикой к началу XXI века. Важнейшим из них является налоговая система. Можно с уверенностью сказать, что до начала 90-х годов XX века кроме обложения личных доходов граждан и кооперации, играющей скромную роль в системе государственных финансов, у нас не существовало налоговой системы.

       Налоговые системы различных стран отличаются друг от друга набором налогов и иных платежей, их видами и структурой, способами взимания, налоговыми базами, ставками, льготами, полномочиями контролирующих органов в налоговой сфере. В связи с этим представляется проблематичным определить единую структуру (состав) налоговой системы.

       Налоговую систему можно представить как  совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

       Понятие «налоговая система» следует отличать от понятия «система налогов и сборов», под которой понимается совокупность налогов и других платежей, взимаемых на территории определенного государства, закрепленная в налоговом законодательстве.

       Современные налоговые системы характеризуются большими возможностями экономического воздействия на производство, его динамику и структуру. Они все более органично включаются в единую систему финансового регулирования воспроизводственных процессов.

       Мировая практика налогообложения выработала основополагающие принципы формирования налоговых систем, позволяющие добиваться наибольшей эффективности их функционирования.

       Принцип подвижности. В соответствии с данным принципом 
налоги и иные платежи могут быть изменены в сторону как увеличения, так и уменьшения или отменены в соответствии с возможностями государства на определенном этапе его развития. Воплощением данного принципа на практике являются многочисленные изменения в налоговом законодательстве, характерные для белорусской налоговой системы.

       Принцип всеобщности означает охват налогами всех субъектов, имеющих доходы, имущество или иные объекты налогообложения.

       Принцип однократности налогообложения  предусматривает, 
что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида 
только один раз за определенный налоговый период. Налоговое законодательство не содержит запрета на повторное и многократное 
налогообложение одного и того же объекта, если эти повторность и 
многократность возникали в результате обложения различными 
видами налогов или осуществлялись в разные периоды времени.

       Принцип обязательности предполагает неизбежность уплаты налога плательщиками, обеспечиваемой принудительной силой государства.

       Принцип стабильности означает устойчивость налогов  по видам и ставкам на протяжении длительного периода времени, как правило, до проведения налоговой реформы. Данный принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.

       Принцип социальной справедливости предполагает установление таких налоговых ставок и преференций, которые бы они ставили 
всех плательщиков в сравнительно одинаковые условия по выполнению финансовых обязательств перед государством и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные группы плательщиков (физических лиц).

       Принцип допустимости нижнего предела облагаемого дохода 
предусматривает, что налогами не должна изыматься та часть дохода, которая предназначена для замещения минимальных воспроизводственных потребностей плательщика.

       Принцип экономичности (эффективности) налогов, т.е. расходы по введению, сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

       Реализация  данных принципов в организации  налоговой системы позволит поддерживать заинтересованность плательщиков в приращении своих доходов и инвестировании сбережений в национальную экономику.

       Можно предложить следующее определение налогов: налоги — это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, установленные законодательством для организаций и физических лиц, взимаемые в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансирования общественных расходов.

       Данное  определение основано на трех составляющих:

       характер  изъятия — принудительный;

       основная цель изъятия — обеспечение (покрытие) общественных расходов;

       размер  изъятия — в соответствии с  возможностями каждого 
плательщика.

       Налоги  устанавливаются в одностороннем  порядке государством, которое вменяет в обязанность своим гражданам их уплату. Это не исключает предоставление налоговых преференций отдельным категориям плательщиков с учетом их финансового состояния и значимости хозяйственной деятельности для всего общества.

       Установленные в одностороннем порядке и  взыскиваемые с использованием мер принуждения налоги являются обязательными платежами. Государственный механизм принуждения оказывает давление на налогоплательщиков, с тем чтобы обязать их внести налоги в доход государства. В то же время необходимо помнить, что налог не является наказанием налогоплательщика, поскольку обязанность уплаты налога не обусловлена его неправомерным поведением. Как правило, налогоплательщики своевременно и добровольно вносят причитающиеся суммы налогов, так как осознают неизбежность превращения потенциального принуждения в реальность.

       Вторая  составляющая определения налогов  указывает на цель этих денежных изъятий. Государство как выразитель воли и интересов своих граждан берет на себя обязанность обеспечить финансирование всех сфер общественной жизни — политической, экономической, духовной и др. Более надежного источника получения денежных средств для этих целей, чем налоги, не изобрел никто. Все другие источники, даже если они являются обязательными платежами, менее значимы по возможностям удовлетворения потребностей государства для покрытия общественных расходов.

       Наконец, третья составляющая характеристики налогов, тесно связанная с предыдущей, указывает на учет государством возможностей тех, у кого изымаются эти средства. Безусловное изъятие с перспективой опосредованного возврата необходимо осуществлять с учетом индивидуальных возможностей плательщиков, иначе предполагаемая цель может потерять смысл. Ведь именно в интересах всех участников формирования государственных (общественных) денежных фондов осуществляются расходы.

       Налоги  следует отличать от сборов и пошлин, при уплате которых всегда присутствуют специальная цель и соответствующие интересы. Взимание пошлины и сбора осуществляется, как правило, с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу получения каких-либо услуг. Налог же, уплачиваемый на основе безвозмездности, является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

       Налоги  как категория не только юридическая, но и экономическая выполняют определенные функции. Именно в этом проявляется их общественное назначение. Выделяют следующие основные функции налогов: фискальную, стимулирующую, социальную, распределительную и контрольную.

       Фискальная  функция является основной функцией налогов. Посредством ее удовлетворяются потребности общества в финансовых ресурсах, с помощью которых выполняются различные государственные программы. Для фискальной функции налогов характерна максимальная мобилизация финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней. Все остальные функции налогов являются производными от фискальной.

       С помощью стимулирующей функции  формируются различные противовесы (система льгот и освобождений) излишнему фискальному бремени посредством создания специальных механизмов взаимодействия корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Чрезмерное изъятие доходов у налогоплательщиков может привести к истощению основных фондов и вымыванию оборотных средств, экономическому застою и даже упадку. В то же время налоги не должны быть слишком низкими, так как это подрывает их финансовое назначение и не является стимулом для производителя к повышению рентабельности производства (достаточно и тех доходов, которые остаются в его распоряжении в результате заниженных изъятий).

       В социальной области налоги также  могут использоваться для общего воздействия на юридических и физических лиц в форме перераспределения общественных доходов между различными категориями населения. Подоходный налог с физических лиц уравнивает всех в правах и обязанностях финансирования общих расходов по признаку размера полученного дохода. Льготы по налогам для юридических лиц, производящих социально значимые товары, предполагают поддержку малоимущих граждан. Высокие ставки акцизов по спиртным напиткам и отсутствие таковых по безалкогольным способствует утверждению здорового образа жизни. Значительная же часть средств, поступивших по этому источнику в бюджет, используется на социальные нужды (выплаты пенсий, стипендий, заработной платы работникам бюджетных учреждений).

       Распределительная функция налогов проявляется через распределение и перераспределение национального дохода, доходов юридических и физических лиц на расширенное воспроизводство и в бюджеты различных уровней. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов и инвестиционных ресурсов.

       Благодаря контрольной функции оценивается  эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции во многом зависит от налоговой дисциплины (налогоплательщики своевременно и в полном объеме должны уплачивать установленные законодательством налоги).

       Реализация  всех вышеназванных функций в  их единстве обеспечивается наличием различных видов налогов, охватывающих широкий круг плательщиков.

       Деление налогов на определенные группы осуществляется в соответствии с объективными классифицирующими признаками.

       По  степени компетенции органов  государственной власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные налоги устанавливаются в законодательном порядке, действуют на всей территории государства. Местные налоги устанавливаются решениями местных органов власти в соответствии с законом и действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Суммы местных налогов полностью зачисляются в местные бюджеты.

       По  способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

       Прямые  налоги устанавливаются на доходы и  имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость и др.

       В свою очередь прямые налоги делятся  на личные и реальные.

       Личные  налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли), отражая при этом фактическую платежеспособность плательщика налога. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и др.

       Реальными налогами облагаются не действительные доходы, а предполагаемый средний  доход, получаемый от того или иного  объекта налогообложения.

       Косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость и др.

Информация о работе Правовой статус Индивидуального предпринимателя