Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа
В нашей республике в настоящее время осуществляются экономические реформы, результатом которых является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные). Развитие предпринимательства является непременным условием экономического роста в условиях трансформируемых экономик. Предпринимательские способности рассматриваются современными экономистами как один из факторов производства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Социально-экономическая характеристика предпринимательской деятельности 5
1.2 Особенности прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей 10
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 14
2.1 Система налогообложения – основа налогового законодательства 14
2.2 Налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства 23
3 ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 31
3.1 Содержание государственного регулирования индивидуального предпринимательства 31
3.2 Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
В свою очередь косвенные налоги в зависимости от объекта обложения подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы) и косвенные универсальные, которыми облагаются все (за исключением тех, на которые распространяются налоговые льготы) товары, работы, услуги (налог на добавленную стоимость).
По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.); налоги с юридических лиц (налог на прибыль, налог на игорный бизнес и др.); смешанные налоги, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижимость и др.). Возможно, более правильным было бы именовать налоги с юридических лиц налогами с предприятий и организаций, основываясь на том, что многие субъекты хозяйствования выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, например филиалы, представительства, обособленные структурные подразделения.
Наиболее важное значение для предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования имеет классификация налогов в зависимости от источника уплаты налоговых платежей и сборов.
По
данному классифицирующему
Налоги можно также классифицировать и по другим основаниям: времени действия, объекту налогообложения (налогооблагаемой базы), методу исчисления.
Налоги жестко закрепляются в законодательных актах в соответствии с их правовой конструкцией и четким определением каждого ее элемента. Нечеткость, неполнота или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов. Если законодатель не установит или не определит хотя бы один из элементов, то налогоплательщик получит право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом1.
Правовая конструкция любого налога в качестве обязательных составляющих содержит: субъект, объект, налоговую базу, единицу, ставку (норматив), налоговый период, сроки, порядок исчисления и уплаты налога. Эта часть правовой конструкции закрепляется в специальных налоговых законах в качестве необходимых элементов. Такие же элементы налога, как сумма (оклад), льготы, форма отчетности и ответственность, являются специфическими и устанавливаются в зависимости от конкретного вида платежа или в случае ненадлежащего исполнения плательщиками своих обязанностей. Необходимо отметить, что данная классификация элементов налога является условной.
В юридической и экономической литературе принято различать существенные и факультативные элементы налога. Те элементы, без которых налоговая обязанность и порядок ее исполнения не могут считаться определенными, называются существенными элементами налога. К факультативным относятся те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налоговой обязанности.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения (речь идет о существенных элементах налога):
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Субъектами (плательщиками) налогов являются юридические или физические лица, которые в соответствии с налоговым законодательством обязаны уплачивать налоги.
Важное значение для распределения налогового бремени имеет понятие «носитель налога», которое близко к понятию «субъект налогообложения». Носитель налога возникает и существует в связи с возможностью переложить на него тяжесть налогового бремени с субъекта налога. Носитель налога — это лицо, на которое в итоге ложится вся тяжесть уплаты налога. Например, предприятие, уплачивая акциз, налог на добавленную стоимость или иные косвенные налоги, включает их в цену продукции, уплачиваемую потребителем, компенсируя таким образом налоговые издержки юридического плательщика налога.
Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного нахождения (резидентства), в соответствии с которым различают два вида субъектов налога: физических лиц — резидентов и физических лиц, не относящихся к налоговым резидентам.
Налоговые резиденты — физические лица, фактически находящиеся на территории государства на протяжении определенного периода времени в календарном году. Налогообложению у них подлежат все доходы независимо от источника получения (полная налоговая обязанность).
Физические лица, не относящиеся к налоговым резидентам, обязаны уплачивать налоги только по доходам, полученным от источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).
Указанные
положения национального
Объект налогообложения — юридические факты (действия, события, состояния), обусловливающие в соответствии с нормами налогового права наступление определенных правовых последствий — обязанность субъекта уплатить налог. Объектами налогообложения, в частности, могут быть:
совершение
оборота по реализации товара (возмездно
или
безвозмездно);
ввоз товаров на территорию государства;
владение имуществом;
получение дохода;
выполнение работы (оказание услуги).
По каждому налогу устанавливается самостоятельный объект налогообложения, который, как правило, включается в название налога. При налогообложении прибыли предприятий, объединений, организаций объектом налогообложения является прибыль, при поимущественном налогообложении — имущество.
Понятие «объект налогообложения» граничит с термином «предмет налогообложения», который предопределяет объект налогообложения, но в то же время сам по себе не порождает никаких налоговых последствий. Предметом налогообложения являются реальные вещи (например, различные виды имущества), с наличием которых закон связывает возникновение налоговой обязанности. Для того чтобы предмет налогообложения стал объектом, необходимо определенное юридическое состояние субъекта налогообложения по отношению к предмету, которое (юридическое состояние) должно стать основанием для возникновения налоговых обязанностей. Объектом налогообложения является не сам предмет (признак физического характера), а право собственности на него (признак юридический). Например, объектом земельного налога является право собственности (временного владения, пользования) на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (предмет налогообложения).
С
элементом «объект
Единица налогообложения — величина, с которой соизмеряется объект (предмет) налога, та его часть, которая установлена в законе в качестве основы для расчета налоговых обязательств.
Ставка (норматив) налога — величина налога на единицу налогообложения. Существуют три основных вида налоговых ставок:
Твердые
(фиксированные) — устанавливаются
в абсолютной сумме на единицу или весь
объект (предмет) налогообложения
(например, единые ставки для субъектов
малого предпринимательства, перешедших
на упрощенную систему налогообложения)
Пропорциональные
— устанавливаются в процентном
отношении на единицу налогообложения
независимо от размера объекта (предмета)
налогообложения (например, по налогам
на доходы
и прибыль, на недвижимость).
Прогрессивные
— устанавливаются в процентном отношении
на единицу обложения по возрастающей
по мере роста дохода
(например, по подоходному налогу с физических
лиц).
Налоговый период — временной отрезок, в течение которого завершается процесс формирования объекта налогообложения (налоговой базы). Он служит для определения окончательных или промежуточных результатов экономической деятельности субъектов предпринимательства и может длиться от одного календарного месяца (подавляющее число налогов) до года (подоходный налог).
Необходимо отличать этот элемент налога от понятия «отчетный период». Под последним понимается отрезок времени, следующий за налоговым периодом, в течение которого подводятся итоги (окончательные или промежуточные) за соответствующий налоговый период. Плательщики представляют в налоговые органы документы, связанные с расчетом и уплатой налогов.
Важным (хотя и необязательным) элементом налога являются налоговые льготы, представляющие собой различного рода исключения из общего налогового режима в установленном законом порядке для отдельных категорий налогоплательщиков. Все они имеют одну цель — сокращение размера налогового обязательства или создание более выгодных условий для его выполнения отдельным налогоплательщиком.
Налоговые льготы могут также преследовать цель отсрочки или рассрочки налогового платежа (в том числе и финансовых санкций за нарушение налогового законодательства), что косвенно приводит к сокращению налоговых обязательств, так как отсрочка или рассрочка уплаты налогов в бюджет фактически является кредитом, предоставляемым на льготных условиях.
Наличие налогового контроля обусловлено тем, что налоговому праву присуща контрольная функция. Эффективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования любой налоговой системы. При его отсутствии или малой эффективности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы.
Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения с большой вероятностью будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению налогоплательщиками обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством.
Налоговый контроль -- регламентированная законодательством деятельность уполномоченных на то государством органов, обеспечивающая учет субъектов и объектов (предметов) налогообложения, правильность исчисления, своевременность и полноту внесения налогов и обязательных неналоговых платежей в централизованные денежные фонды государства.
Налоговый контроль осуществляется должностными лицами контролирующих органов в пределах предоставленных им полномочий с использованием специального инструментария: ведение Государственного реестра налогоплательщиков; опрос; истребование письменных объяснений по вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов; осмотр территории и помещений, которые могут использоваться для извлечения доходов, хранения объектов (предметов) налогообложения и др.
Сущность налогового контроля находит свое выражение в выполнении следующих задач:
ведение учета налогоплательщиков;
контроль за соблюдением налогового законодательства;
предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства;
привлечение
к ответственности лиц, виновных
в нарушении
налогового законодательства;
принятие мер по возмещению ущерба, нанесенного государству и налогоплательщикам неправомерными действиями субъектов налоговых правоотношений.
Информация о работе Правовой статус Индивидуального предпринимателя