Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:59, курсовая работа
В нашей республике в настоящее время осуществляются экономические реформы, результатом которых является становление и развитие новых экономических, финансовых, социальных и других отношений, базирующихся на формировании рыночной экономики, в которой ведущим субъектом хозяйствования являются предприниматели (коллективные и индивидуальные). Развитие предпринимательства является непременным условием экономического роста в условиях трансформируемых экономик. Предпринимательские способности рассматриваются современными экономистами как один из факторов производства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Социально-экономическая характеристика предпринимательской деятельности 5
1.2 Особенности прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей 10
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 14
2.1 Система налогообложения – основа налогового законодательства 14
2.2 Налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства 23
3 ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 31
3.1 Содержание государственного регулирования индивидуального предпринимательства 31
3.2 Прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
Задачи налогового контроля реализуются через его формы, виды и методы.
В зависимости от времени осуществления можно выделить следующие формы налогового контроля: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль осуществляется до совершения определенных хозяйственных операций и преследует цель предупреждения нарушений норм налогового права. Эта форма налогового контроля выражается, в частности, в регистрации налогоплательщиков (внесение их в Государственный реестр, присвоение учетного номера), проверке наличия документов, подтверждающих легальность происхождения товара.
Текущий (оперативный) налоговый контроль проводится в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиками. Данная форма контроля осуществляется в течение налогового периода в момент совершения или после завершения отдельных контролируемых операций (оприходование товарно-материальных ценностей и их списание, уплата косвенных налогов по тем или иным оборотам и др.). Главная задача текущего контроля состоит в выявлении и пресечении нарушений налогового законодательства, устранении их причин.
Последующий (периодический) налоговый контроль осуществляется после завершения плательщиками финансово-хозяйственных операций за определенный отчетный период (как правило, год). Последующий контроль проводится после анализа представленных отчетных финансовых документов с изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Задачами последующего контроля являются: выявление возможных арифметических ошибок в налоговых расчетах; выявление фактов нарушения законодательства о налогах и виновных в этом нарушении лиц; принятие мер к виновным по возмещению ущерба, причиненного государству; оказание помощи субъекту хозяйствования в устранении причин совершения выявленных правонарушений и повышении эффективности его финансово-хозяйственной деятельности.
По источникам получения информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов налоговый контроль можно разделить на два вида: документальный и фактический.
Документальный контроль — проверка данных, содержащихся в финансовых документах (отчетах, расчетах, приходно-расходных документах и др.).
Фактический контроль — проверка, проводимая путем пересчета наличных денежных средств, осмотра, обмера, обследования товарно-материальных ценностей и совершения других процессуальных действий.
Как правило, оба эти вида налогового контроля используются в сочетании друг с другом.
В рамках названных форм налоговый контроль осуществляется с использованием определенных методов.
Под методом налогового контроля понимается способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Налоговый контроль, как правило, осуществляется двумя основными методами — ревизией и проверкой. Общим (самым распространенным) методом налогового контроля является налоговая проверка, которая подразделяется на ряд разновидностей по различным основаниям.
Выбор той или иной разновидности налоговой проверки и инструментария ее проведения определяется ее целями и задачами.
Другим основным методом налогового контроля является ревизия, которая представляет собой детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта на предмет ее законности, целесообразности и эффективности. В правоприменительной практике инструментария налогового контроля ревизия используется намного реже, чем проверка, что объясняется рядом причин, и в частности большими затратами на ее проведение, а также тем, что, как правило, при проведении контрольных мероприятий возникает необходимость исследовать не все сферы, а лишь отдельные направления деятельности конкретного субъекта хозяйствования (например, полноту и своевременность уплаты налогов, соблюдение законодательства при проведении валютных операций и т.д.).
Налоговая проверка является основным методом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проконтролировать правильность уплаты налогов и сборов и исполнение налогоплательщиками других обязанностей, возложенных на них законодательством о налогах и сборах.
Очевидно, что не только результат налоговой проверки, соответствующие выводы и взаимные претензии сторон, но и сам ход ее проведения являются потенциально конфликтными. Поэтому необходимо максимально подробно регламентировать в законодательном порядке все процессуальные моменты, связанные с проведением налоговой проверки, оформлением ее результатов и выводов, возможностью их оспаривания, а также с разрешением споров и обжалованием действий участников.
Основными задачами, решаемыми налоговыми органами в ходе проведения проверки, являются:
проверка соблюдения субъектами предпринимательской деятельности, обязанными в соответствии с законодательством исчислять и уплачивать налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, законодательства о налогах и предпринимательстве;
проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов;
выявление,
пресечение и предотвращение правонарушений
в сфере законодательства о налогах
и предпринимательстве и
установление причин и условий, способствующих совершению нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве, выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности налогоплательщика в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы государственных налоговых органов;
принятие мер по обеспечению поступления в бюджет дополнительно начисленных в ходе проверок налогов, примененных к плательщику экономических санкций и наложенных на физических лиц административных штрафов;
осуществление контроля за другими вопросами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков в соответствии с законодательными и другими нормативными правовыми актами в пределах компетенции налоговых органов.
Проведению налоговой проверки предшествует подготовительная работа, в процессе которой проверяющие обязаны:
проанализировать представленные в налоговую инспекцию плательщиком налоговые расчеты и бухгалтерские балансы (отчеты), декларации с целью обнаружения несоответствия пропорций между взаимосвязанными видами налогов и объектами налогообложения, а также основными показателями финансово-хозяйственной деятельности плательщика (в том числе в динамике по отчетным периодам);
проверить обоснованность применения льгот по налогам и отсутствие арифметических ошибок в представленных плательщиком расчетах по налогам;
изучить нормативные документы по организации хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета, определению размеров объектов налогообложения и исчислению налогов, связанных с конкретной деятельностью проверяемого налогоплательщика, а также типичные ошибки, выявляемые налоговыми органами в данной отрасли народного хозяйства.
До проведения контрольных действий разрабатывается программа проверки, предусматривающая перечень вопросов, а также период финансово-хозяйственной деятельности, подлежащий проверке.
При проведении проверки по постановлению органа предварительного следствия или по определению (постановлению) суда конкретный перечень подлежащих проверке вопросов согласовывается с органом, назначившим проверку.
В день начала налоговой проверки проверяющие обязаны представиться руководителю, главному бухгалтеру предприятия (или лицам, их замещающим), индивидуальному предпринимателю, предъявить служебные удостоверения и предписание на проведение проверки и информировать о начале налоговой проверки. Одновременно определяются порядок и место проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для проведения проверки.
При необходимости плательщику (его представителям) разъясняются его права и обязанности.
При проведении проверок должностные лица налоговых органов обязаны:
строго руководствоваться законами, иными актами законодательства, а также принятыми в установленном порядке нормативными правовыми актами министерств и других органов государственного управления;
принимать в пределах своей компетенции необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, возмещению ущерба, причиненного государству, по привлечению к ответственности виновных лиц, применению санкций, предусмотренных законодательством;
требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве и контролировать исполнение этих требований;
не нарушать права и законные интересы налогоплательщика, быть вежливыми и корректными с налогоплательщиком или его представителями, не унижать их достоинства;
соблюдать конфиденциальность сведений о плательщике, его деятельности и результатах проведенной проверки.
Должностные
лица налоговых органов при
проверять денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, сметы, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, относящимся к их компетенции;
получать
от юридических и физических лиц
необходимые
сведения, справки, документы (копии с
них) о хозяйственной деятельности проверяемых
субъектов и физических лиц, а также проверять
наличные деньги в кассе и у подотчетных
лиц, ценные бумаги, материальные ценности
и другое имущество;
проверять в пределах своей компетенции достоверность данных, указанных в декларациях об источниках получения доходов, предъявляемых в установленном законодательством порядке;
требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого субъекта, других физических лиц по вопросам, возникающим в ходе налоговой проверки;
свободно
входить и с участием собственника
(его представителя либо уполномоченного
им лица) производить в соответствии с
законодательством обследование принадлежащих
юридическим и
физическим лицам любых производственных,
складских, торговых
и иных помещений, которые используются
или могут использовать
ся для извлечения доходов от предпринимательской
деятельности;
в
установленном порядке
получать
от налогоплательщиков справки и
копии документов по операциям и расчетам
с проверяемым субъектом, проводить
встречные проверки путем ознакомления
с подлинными документальными записями
в регистрах учета и получать объяснения
от
должностных лиц и иных работников, а также
физических лиц;
привлекать специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и выполненных работ, фактических затрат сырья и материалов, состояния зданий и сооружений, для обмеров объемов ремонтно-строительных работ и определения их качества, а также в других необходимых случаях;
в
случаях, предусмотренных
Информация о работе Правовой статус Индивидуального предпринимателя