Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:30, курс лекций
Субъекты маркетинговой деятельности. Система законодательных актов, регулирующих маркетинговую деятельность.
Правовые отношения субъектов с органами государственной власти и управления, права и обязанности участников отношений.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Составила:
Шевченко Ю.А. ст.преподаватель
кафедры маркетинга
и коммерции.
ТЕМА 1. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
Вопросы:
1.Субъекты маркетинговой деятельности.
2.Система законодательных актов, регулирующих маркетинговую деятельность.
3.Правовые
отношения субъектов с
Субъекты маркетинговой деятельности- это все участники данного процесса, т.е. российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Система законодательных актов, регулирующих маркетинговую деятельность:
1. Главный источник - Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), имеющий статус федерального закона (ФЗ), иногда именуемый «Экономической конституцией». ГК РФ содержит нормы, регулирующие элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере маркетинга.
2.
Следующая иерархическая
3. Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, акты других органов исполнительной власти). Данные нормативные документы должны соответствовать документам более высокого уровня, и не противоречить им. В качестве примера подзаконных актов можно привести:
Указ Президента РФ от 28.02.1995г. №221 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен, тарифов» (регулирует вопросы ценообразования), Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства РФ, и т. д.
4.Россия по своему государственному строю является федерацией, следовательно, помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих маркетинг, входят акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной. Пример: «Правила размещения средств наружной рекламы в г. Владивостоке».
5. Корпоративные (локальные) нормативные акты. Они регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются учредителями. Цель – закрепление в нормативной документации правил ведения маркетинговой деятельности в нормативных документах. Например, режима коммерческой тайны.
6. Кроме нормативных источников к источников маркетингового права следует отнести обычаи делового оборота, т.н. правила поведения не предусмотренные законодательством. Обычаи делового оборота используются только в тех случаях, когда в законодательном акте нет четкого указания норм поведения, т.е. обычай делового оборота заполняет пробелы в законодательстве.
Наряду
с внутренними законами и иными
правовыми актами источниками регулирования
служат общепринятые принципы и нормы
международного права и международные
договоры РФ.
Правовые отношения субъектов с органами государственной власти и управления, права и обязанности участников отношений.
Обязанностью субъектов маркетинговых отношений, является соблюдение Законов и нормативных актов, а также международных договоров принятых на территории РФ.
Органы государственной власти обязаны обеспечить для всех участников рынка равное соблюдение их прав и обязанностей и не допустить исключительного отношения к отдельным участником рынка. Вкратце, основные принципы организации деятельности органов государственной власти можно определить как:
-
федерализм, обеспечивающий единство
экономического пространства
- законность;
-
приоритет прав и свобод
- единство правовых и
- обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;
- создание условий для эффективного функционирования товарных рынков
-
недопущения создания
- недопущение ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями и т.д.
-
недопущение злоупотребления
ТЕМА 2. ДОГОВОР,ВНЕДОГОВОРНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, РАСЧЕТНЫЕ И КРЕДИТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
Вопросы:
1.Понятие сделки, договора, публичного договора. Внедоговорные обязательства.
2.
Система договорных отношений,
регулирующих маркетинговую
3.Расчетные
и кредитные отношения, виды
коммерческих расчетов.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
Сделки
совершаются устно или в
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, он может быть заключен только в письменной форме.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
К внедоговорным обязательствам, к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не правилами об отдельных видах договоров. Обязательства возникают из договора, вследствие, на например, причинения вреда , а также из иных оснований, указанных в ГК.
Обычаи делового оборота, т.н. правила поведения не договором тоже играют большую роль. Обычаи делового оборота используются только в тех случаях, когда в договоре нет четкого указания норм поведения, т.е. обычай делового оборота заполняет пробелы в договоре.
Система договорных отношений, регулирующих маркетинговую деятельность.
Информация — один из видов объектов гражданских прав предусмотренных ст. 128 ГК РФ. Однако в самом ГК РФ не содержится дефиниции понятия «информация» и предусмотрев защита только для более узкого объекта данного вида — служебной и коммерческой тайны. Согласно ст. 2 Закона под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактам событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Подчеркнем, что объектом правоотношений Закон определил только документированную информацию (документы) составляющую информационные ресурсы. Правовой режим информационных ресурсов представляет систему правил, определяющих:
1)
порядок документирования
2)
собственника данного вида
3)
категорию информации по
4)
порядок пользования
5)
порядок правовой охраны
Юридическое оформление процесса получения, использования, охраны и распространения информации требует заключения договоров. Правовыми формами информационного обеспечения маркетинговой деятельности выступают:
1)
договор на проведение
2)
договор на оказание
3)
договор подписки на
4) договор о неразглашении конфиденциальной информации предприятия и др.
Ни в ГК РФ, ни в других нормативных правовых актах не содержится специальных норм, регулирующих договорные отношения, связанные с проведением маркетинговых исследований. Более того, современное отечественное гражданское законодательство даже не упоминает таких важнейших понятий в условиях рыночной экономики, как «маркетинг», «маркетинговые исследования», «маркетинговые обязательства». В то же время в условиях практически полного отсутствия специального нормативного регулирования договор становится главным средством организации отношений между предприятием и специализированной фирмой по поводу проведения ею маркетинговых исследований.
Не следует, однако, упускать из виду, что независимо от того, регулируется ли конкретный вид договора ГК РФ или другими законодательными актами, согласно ст. 421 ГК РФ, провозглашающей свободу договора, стороны вправе заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также такой, в котором содержатся элементы различных договоров. Посему тот факт, что в ГК РФ не нашел закрепления договор на выполнение маркетинговых исследований, разумеется, не означает, что сторонам, его заключившим, будет отказано в гражданско-правовой защите.
Расчетные и кредитные отношения, виды коммерческих расчетов
Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.
Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Информация о работе Правовые отношения субъектов с органами государственной власти и управления