Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:33, шпаргалка
9. Лица, участвующие в деле о банкротстве. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве, достаточно широк. К ним относятся:
- должник-гражданин или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
- конкурсный кредитор;
- арбитражный управляющий (в зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) - временный, административный, внешний или конкурсный управляющий);
1. Законодательство о несостоятельности (банкротстве), его роль и значение в системе законодательства Российской Федерации.
2. Основные этапы развития института несостоятельности (банкротства) в России.
3. Основные черты и тенденции развития современного российского законодательства о несостоятельности (банкротства).
4. Определение несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ и его правовое значение. Основные цели и задачи института несостоятельности (банкротства).
5. Критерии и признаки несостоятельности (банкротства) и их правовое значение.
6. Понятие денежного обязательства и его правовое значение в отношениях несостоятельности (банкротства).
7. Порядок возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде. Требования к заявлению конкурсного кредитора и к заявлению уполномоченного органа.
8. Рассмотрение обоснованности заявления о признании должника банкротом. Оставление без движения и возвращение заявления о признании должника банкротом.
9. Лица, участвующие в деле о банкротстве. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
10. Собрание кредиторов. Правовой статус и особенности правового положения.
11. Комитет кредиторов. Правовой статус и особенности правового положения.
12. Реестр требований кредиторов и его правовое значение.
13. Кредиторы: понятие, классификации.
14. Особенности правового положения конкурсных кредиторов.
15. Особенности правового положения уполномоченных органов.
16. Правовое положение арбитражного управляющего.
17. Правовой статус саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
18. Учредители (участники) должника в деле о несостоятельности (банкротстве).
19. Наблюдение как процедура несостоятельности (банкротства).
20. Порядок введения наблюдения и последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения. Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения.
21. Порядок созыва и компетенция первого собрания кредиторов. Решение первого собрания кредиторов о процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
22. Финансовое оздоровление как процедура несостоятельности (банкротства).
23. Правовое значение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Содержание этих актов и их юридическое значение. Порядок утверждения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
24. Правовое положение субъектов соглашения об обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Порядок внесения изменений в график погашения задолженности.
43. Внешнее управление как процедура несостоятельности (банкротства). Изменения в правовом режиме должника при внешнем управлении.
25. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
26. Правовое значение плана внешнего управления. Рассмотрение плана внешнего управления. Продление срока внешнего управления.
27. Меры по восстановлению платежеспособности должника.
28. Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего управляющего и утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего
29. Понятие конкурсного производства, порядок его введения и последствия открытия конкурсного производства.
30. Понятие и правовой режим конкурсной массы должника. Имущество не включаемое в конкурсную массу должника. Особенности правового режима объектов имущества, ограниченных в обороте и социально значимых объектов в конкурсном процессе.
31. Оценка имущества и особенности формирования конкурсной массы должника. Правовой режим счетов должника в ходе конкурсного производства.
32. Правовой режим очередности удовлетворения требований кредиторов. Порядок проведения расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства.
33. Правовой режим продажи имущества должника в ходе конкурсного производства.
34. Возможность перехода к внешнему управлению в ходе конкурсного производства.
35. Завершение конкурсного производства. Правовой режим имущества должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами.
36. Понятие мирового соглашения в конкурсном праве. Порядок принятия решений о заключении мирового соглашения со стороны кредиторов и со стороны должника. Условия мирового соглашения.
37. Правовое значение и содержание определения о мировом соглашении, выносимого арбитражным судом в деле о несостоятельности (банкротстве). Правовые последствия определения о мировом соглашении.
38. Форма мирового соглашения, принимаемого в деле о несостоятельности (банкротстве). Условия утверждения мирового соглашения по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица. Основания отказа в утверждении мирового соглашения арбитражным судом.
39. Банкротство ликвидируемого должника.
40. Банкротство отсутствующего должника.
Исторические
корни института
Анализируя основные положения Русской правды, необходимо отметить, что при определении банкротства Русская правда не склоняется ни к одному из критериев несостоятельности (неоплатности или неплатежеспособности), а говорит лишь о невозможности погашения должником требований кредиторов.
Законодателем того времени выделяются два вида несостоятельности, а именно:
- несчастная (невиновная) несостоятельность,
возникшая не по вине должника
(имела место в случае
- злонамеренная (виновная)
несостоятельность, которая
При этом как виновная, так и невиновная несостоятельность были видами коммерческой несостоятельности.
Интересен тот факт, что уже тогда появились "наметки" установления очередности удовлетворения требований кредиторов. ст. 55 Русской правды, говорит что требования князя удовлетворялись в первую очередь, затем удовлетворялись требования иностранных купцов и только после этого - требования соотечественников.
Подход к несостоятельности, обозначенный в Русской правде, сохранился и в более позднем российском законодательстве. Так, в Вексельном уставе 1729 г. понятие несостоятельности связывалось с процедурой акцепта векселя. "Когда приниматель векселя по слухам в народе банкрутом учинился (т.е. в неисправу и убожество впал) и за тем от биржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, то может подаватель чрез публичного нотариуса, а где оного нет, то в таможенном суде просить и взять от него добрых порук, хотя срок того векселя и не пришел; а ежели в поруках откажет, то надлежит за тем протестовать в недаче порук..."
После принятия Вексельного устава развитие института несостоятельности происходило путем появления прецедентов.
Важной вехой в развитии
института несостоятельности
Данный устав ввел множество новелл в институт банкротства. В Банкротском уставе виден переход законодателя к более современным понятиям критериев несостоятельности, отказ от категории неоплатности, свойственной Русской правде. Банкротом законодатель того времени признавал лицо, которое не могло сполна заплатить своих долгов.
Под несостоятельностью понималось такое имущественное положение лица (физического или юридического), при котором последнее не в состоянии удовлетворить требования своих кредиторов. Оно явилось следствием или очевидной недостаточности имущества, или стечения таких обстоятельств временного расстройства дел, которые дают основание предполагать недостаточность у должника средств и невозможность полной расплаты с кредиторами.
Банкротский устав выделяет три вида несостоятельности:
- несостоятельность несчастная,
которая может быть признана
лишь при наличии
- несостоятельность
- несостоятельность злостная,
иначе, злонамеренное
Важной новеллой в законодательстве о банкротстве явилось введение мер по обеспечению иска в отношении предполагаемого банкрота. Эти меры применялись как по отношению к личности самого должника, так и по отношению к его имуществу (арест имущества должника, выражающийся в опечатывании не только имущества должника, но и документации, связанной с его деятельностью).
После объявления о несостоятельности все имущество должника составляло конкурсную массу, за исключением имущества, сданного должнику на хранение, находящегося у должника по договору комиссии, относящегося к личным вещам и находящегося в залоге.
В 1832 г. был принят новый
Устав о несостоятельности. Однако
он оказался менее удачным, чем Банкротский
устав 1800 г. Так, новый устав установил
сложную систему родов и
Вместе с тем данный устав ввел ряд новелл по сравнению с ранее действовавшим законодательством. В частности, одним из способов наиболее эффективного удовлетворения интересов кредиторов стало выделение из общего числа кредиторов так называемых кураторов, руководивших работой общего собрания, а также выполнявших некоторые функции по управлению имуществом должника. За кураторами закреплялось право на признание недействительными сделок должника и отказ от исполнения текущих договоров.
Дальнейшая эволюция законодательства о банкротстве характеризуется выходом в свет ряда указов Сената. Так, Указом Сената 1806 г. устанавливался запрет выбора кураторов из посторонних лиц, т.е. лиц, не являющихся кредиторами должника. Указом Сената 1809 г. закреплялось положение, согласно которому конкурсное производство прекращалось при наличии у должника одного кредитора, но требования кредитора при этом удовлетворялись в порядке, предусмотренном указом.
В 1846 г. действие норм о торговой несостоятельности было распространено на дворянство.
В связи с
проведением судебной реформы и
появлением нескольких разновидностей
судов возникла потребность в
регламентации вопросов подсудности
дел о несостоятельности. Данные
вопросы нашли решение в Указе
Следует заметить, что на данном этапе развивались и другие категории института банкротства. В частности, достаточно четко были определены критерии разграничения торговой и неторговой несостоятельности, вытекающие из оснований их возникновения. В решении Сената 1899 г. было указано, что для признания несостоятельности торговой необходимо, чтобы хотя бы один долг происходил из торговли.
Происхождение
долга из торговли подразумевало
осуществление должником
Помимо этого был
Революция 1917 г. внесла коррективы в законотворческий процесс. Основные преобразования происходили в области государственного права. Тем не менее даже в реформировании правоотношений, регулируемых государственным правом, находили отражение вопросы несостоятельности. Так, например, в Положении о выборах в Учредительное собрание (2 октября 1917 г.) указывалось, что "права участия в выборах лишаются: ...3) несостоятельные должники, признанные на основании вступивших в законную силу судебных определений банкротами злонамеренными, - до истечения трех лет по таковом признании.
Следующим этапом в развитии института несостоятельности (банкротства) было принятие в 1922 г. Гражданского кодекса РСФСР, в 1923 г. - Гражданского процессуального кодекса РСФСР (в 1927 г. в него были введены соответствующие главы, предназначенные для регулирования вопросов несостоятельности)*(16). Законодателем были детально регламентированы отдельные положения, в частности, касающиеся условий признания сделок недействительными, правил зачета взаимных требований, отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров и т.д.*(17)
С 1930-х гг. в России правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировались. Официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности. Более того, в начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.
В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон о банкротстве 1992 г.), а затем в ст. 61 и 65 ГК РФ.
Между тем следует отметить, что с принятием первой части ГК РФ многие положения Закона о банкротстве 1992 г. устарели, что не могло, в свою очередь, не сказаться на правоприменительной практике: в 1993-1994 гг. федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве) широко не применялось. Так, достаточно сказать, что в 1994 г. во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными.
Таким образом, главными причинами
необходимости реформирования законодательства
о банкротстве явилось
Эти и многие другие обстоятельства
вызвали необходимость
Информация о работе Правовые проблемы несостоятельности (банкротства) юридических лиц