Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:33, шпаргалка
9. Лица, участвующие в деле о банкротстве. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве, достаточно широк. К ним относятся:
- должник-гражданин или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;
- конкурсный кредитор;
- арбитражный управляющий (в зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) - временный, административный, внешний или конкурсный управляющий);
1. Законодательство о несостоятельности (банкротстве), его роль и значение в системе законодательства Российской Федерации.
2. Основные этапы развития института несостоятельности (банкротства) в России.
3. Основные черты и тенденции развития современного российского законодательства о несостоятельности (банкротства).
4. Определение несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ и его правовое значение. Основные цели и задачи института несостоятельности (банкротства).
5. Критерии и признаки несостоятельности (банкротства) и их правовое значение.
6. Понятие денежного обязательства и его правовое значение в отношениях несостоятельности (банкротства).
7. Порядок возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде. Требования к заявлению конкурсного кредитора и к заявлению уполномоченного органа.
8. Рассмотрение обоснованности заявления о признании должника банкротом. Оставление без движения и возвращение заявления о признании должника банкротом.
9. Лица, участвующие в деле о банкротстве. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
10. Собрание кредиторов. Правовой статус и особенности правового положения.
11. Комитет кредиторов. Правовой статус и особенности правового положения.
12. Реестр требований кредиторов и его правовое значение.
13. Кредиторы: понятие, классификации.
14. Особенности правового положения конкурсных кредиторов.
15. Особенности правового положения уполномоченных органов.
16. Правовое положение арбитражного управляющего.
17. Правовой статус саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
18. Учредители (участники) должника в деле о несостоятельности (банкротстве).
19. Наблюдение как процедура несостоятельности (банкротства).
20. Порядок введения наблюдения и последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения. Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения.
21. Порядок созыва и компетенция первого собрания кредиторов. Решение первого собрания кредиторов о процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
22. Финансовое оздоровление как процедура несостоятельности (банкротства).
23. Правовое значение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. Содержание этих актов и их юридическое значение. Порядок утверждения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
24. Правовое положение субъектов соглашения об обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Порядок внесения изменений в график погашения задолженности.
43. Внешнее управление как процедура несостоятельности (банкротства). Изменения в правовом режиме должника при внешнем управлении.
25. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
26. Правовое значение плана внешнего управления. Рассмотрение плана внешнего управления. Продление срока внешнего управления.
27. Меры по восстановлению платежеспособности должника.
28. Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего управляющего и утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего
29. Понятие конкурсного производства, порядок его введения и последствия открытия конкурсного производства.
30. Понятие и правовой режим конкурсной массы должника. Имущество не включаемое в конкурсную массу должника. Особенности правового режима объектов имущества, ограниченных в обороте и социально значимых объектов в конкурсном процессе.
31. Оценка имущества и особенности формирования конкурсной массы должника. Правовой режим счетов должника в ходе конкурсного производства.
32. Правовой режим очередности удовлетворения требований кредиторов. Порядок проведения расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства.
33. Правовой режим продажи имущества должника в ходе конкурсного производства.
34. Возможность перехода к внешнему управлению в ходе конкурсного производства.
35. Завершение конкурсного производства. Правовой режим имущества должника, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами.
36. Понятие мирового соглашения в конкурсном праве. Порядок принятия решений о заключении мирового соглашения со стороны кредиторов и со стороны должника. Условия мирового соглашения.
37. Правовое значение и содержание определения о мировом соглашении, выносимого арбитражным судом в деле о несостоятельности (банкротстве). Правовые последствия определения о мировом соглашении.
38. Форма мирового соглашения, принимаемого в деле о несостоятельности (банкротстве). Условия утверждения мирового соглашения по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица. Основания отказа в утверждении мирового соглашения арбитражным судом.
39. Банкротство ликвидируемого должника.
40. Банкротство отсутствующего должника.
27. Меры по восстановлению платежеспособности должника.
Внешнее управление включает в себя комплекс различных мероприятий как финансово-экономического, так и организационного характера. В рамках внешнего управления могут осуществляться: перепрофилирование производства (комплекс мероприятий, направленных на изменение специализации (профиля) должника), закрытие нерентабельных производств, ликвидация дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования, исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьими лицами, продажа предприятия должника.
Восстановить
4.1. Продажа предприятия должника
Выбор той или иной меры по восстановлению платежеспособности должника зависит от различных факторов, в частности от особенностей правового статуса должника, специфики его финансово-хозяйственной деятельности, сроков реализации данной меры в рамках общих сроков внешнего управления и т.д. В число мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, законодатель включает продажу предприятия должника (ст. 110 Закона о банкротстве 2002 г.). Под предприятием должника понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, права на обозначения, индивидуализирующие должника, другие исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам). Более того, продажа предприятия по смыслу Закона о банкротстве 2002 г. рассматривается как продажа бизнеса должника.
Особенностью продажи
Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов, если иное не предусмотрено планом внешнего управления (например, в плане внешнего управления может быть установлено, что предприятие подлежит продаже без торгов по цене не ниже установленной планом внешнего управления).
По общему правилу продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона, однако возможны и исключения, например, продажа градообразующей организации производится путем проведения конкурса (ст. 175 Закона о банкротстве 2002 г.).
Условия и порядок проведения торгов
разрабатываются собранием или
комитетом кредиторов. Так, решением
этих органов устанавливается
- начальная цена определяется
в соответствии с отчетом
- начальная цена
- начальная цена не может
быть меньше минимальной цены
продажи предприятия,
Торги по общему правилу должны быть открытыми, если иное не предусмотрено законом. В частности, в силу абз. 2 п. 4 ст. 110 Закона о банкротстве 2002 г. на закрытых торгах продается предприятие, включающее в себя ограниченно оборотоспособное имущество.
Следует заметить, что организатором торгов выступает либо сам внешний управляющий, либо специализированная организация, привлекаемая на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов; при этом указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего.
Не позднее чем за 30 дней до даты
проведения торгов внешний управляющий
(организатор торгов) обязан опубликовать
сообщение о продаже
Следует заметить, что вся информация по делам о банкротстве, рассматриваемым после 3 декабря 2002 г., публикуется в "Российской газете".
Законодатель предусматривает возможность проведения повторных торгов в следующих случаях:
- если в указанные в сообщении сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена одна заявка (предложение);
- если предприятие не было продано на первых торгах.
Интересен тот факт, что возможно проведение и третьих торгов при условии, что повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано. Обязательное опубликование соответствующих сведений в этом случае должно быть осуществлено в течение 14 дней с даты подведения итогов повторных торгов. Кроме того, допускается снижение начальной цены для проведения третьих торгов, однако не более чем на 10% от первоначально установленной цены.
Если в результате проведения и третьих торгов предприятие не было продано, то собрание кредиторов или комитет кредиторов могут установить иной порядок продажи предприятия на торгах, в том числе посредством публичного предложения. Однако и в этом случае предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.
При продаже предприятия
4.2. Уступка прав требования
Планом внешнего управления в число мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, может быть включена уступка прав требования должника. Данная мера может быть осуществлена внешним управляющим путем продажи требований с согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов (ст. 112 Закона о банкротстве 2002 г.).
Общие правила, регулирующие отношения, связанные с переменой лиц в обязательстве путем уступки прав требования кредитором другому лицу (цессия), содержатся в ГК РФ (ст. 382-390). Закон о банкротстве 2002 г. закрепляет особенности уступки прав требования должника. В данном случае речь идет о ликвидации дебиторской задолженности (взыскание с дебиторов должника задолженности по имеющимся у него правам требования).
Продажа прав требования
посредством выявления
Вместе с тем это не меняет сути сделки, результатом которой является переход прав от первоначального кредитора (должника, а не внешнего управляющего) к новому кредитору.
Права переходят к приобретателю на публичных торгах в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права (ст. 384 ГК РФ). По общему правилу момент перехода права при уступке связывается с моментом заключения соглашения об уступке между первоначальным и новым кредиторами: Закон о банкротстве 2002 г. предусматривает специальное правило, в соответствии с которым момент перехода права к приобретателю на публичных торгах определяется моментом его полной оплаты.Продажа прав требования осуществляется внешним управляющим на торгах, если иное не установлено законом или не вытекает из существа требования.Начальная цена прав требования, выставляемых на торги, устанавливается решением собрания (комитета) кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика.
4.3. Иные способы восстановления платежеспособности должника
Законом о банкротстве 2002 г. регламентируется также порядок предоставления финансовой помощи должнику. Реализация данного положения обеспечивается путем закрепления в Законе о банкротстве 2002 г. (ст. 113) возможности одновременного удовлетворения требований всех конкурсных кредиторов собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами.
Удовлетворение требований конкурсных кредиторов может рассматриваться в качестве основания для утраты должником признаков банкротства.
В Законе о банкротстве 2002 г. закреплено положение, согласно которому восстановление платежеспособности должника во время внешнего управления может быть достигнуто и иными способами, помимо перечисленных в ст. 109 закона. В качестве таковых следует рассматривать снятие ранее принятых мер по обеспечению требований кредиторов, введение моратория на удовлетворение требований кредиторов, отказ от исполнения договоров должника, заявление требований о признании недействительными сделок должника (данные меры были рассмотрены ранее).
В целях восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций (п. 1 ст. 114 Закона о банкротстве 2002 г.). В этом случае происходит своеобразный обмен долга на предоставление возможности кредитору (или нескольким кредиторам) участвовать в управлении должником.
Данные мероприятия могут быть достаточно эффективными при достижении целей внешнего управления. В результате кредитор становится участником юридического лица, т.е. меняет статус конкурсного кредитора на статус участника должника.
Размещение дополнительных акций выгодно не только кредиторам, но и должнику, поскольку данное мероприятие может восстановить его платежеспособность.
Вместе с тем законодатель делает возможным проведение такого акционирования только при условии его одобрения, во-первых, органом управления должника (данный орган обращается с ходатайством к внешнему управляющему), во-вторых, собранием кредиторов, проводимым внешним управляющим для рассмотрения ходатайства органа управления должника о включении в план внешнего управления решения о проведении эмиссии дополнительных обыкновенных акций должника.
Законом установлены определенные требования к порядку размещения таких акций:
- размещение должно проводиться только по закрытой подписке;
- срок размещения не может превышать трех месяцев;
- государственная регистрация отчета об итогах размещения должна быть осуществлена не позднее чем за месяц до даты окончания внешнего управления.
Вместе с тем, на наш взгляд, на
практике определенные препятствия
могут создать положения
Еще одной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника в рамках внешнего управления, является замещение активов должника. Оно проводится путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002 г. замещение активов должника приводит к возникновению нового юридического лица (ОАО), реализация акций которого должна создать условия для расчетов с кредиторами. При этом акции созданного (созданных) на базе имущества должника открытого акционерного общества (открытых акционерных обществ) могут быть проданы на открытых торгах, если иное не установлено Законом о банкротстве 2002 г. (к примеру, п. 6 ст. 115 закрепляет положение, согласно которому продажа акций может быть предусмотрена на организованном рынке ценных бумаг).
Кроме того, закон обоснованно установил, что данное мероприятие осуществляется только в соответствии с планом внешнего управления, в который включается на основании ходатайства учредителей (участников).
Информация о работе Правовые проблемы несостоятельности (банкротства) юридических лиц