Правовые средства обеспечения сохранности груза в договорах поставки и перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:37, курсовая работа

Описание

Основополагающие положения российского законодательства о транспортных договорах, призванные определять порядок перевозок в условиях рынка, изложены в части второй ГК, где имеются гл. 40 "Перевозка" и гл. 41 "Транспортная экспедиция". Однако эти главы кратки (всего 23 статьи), определяют лишь важнейшие условия транспортных договоров и содержат отсылки к специальным актам транспортного законодательства, которое включает систему законодательных актов о перевозках на отдельных видах транспорта, прежде всего транспортные уставы и кодексы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Правовое регулирование перевозок грузов
1.1. Транспортное законодательство…………………………………………..6
1.2. Договор перевозки груза иего особенности................................................13
1.3.Особенности отдельных видов договора перевозки груза……………..16
1.3.1. Железнодорожная перевозка………………………………….………..16
1.3.2.Перевозка на внутреннем водном транспорте…………………………18
1.3.3. Морская перевозка……………………………………………………...19
1.3.4. Воздушная перевозка…………………………………………………...22
1.3.5. Автомобильная перевозка……………………………………………...24
Глава 2. Правовая природа договора поставки и его особенности…………..26
2.1. Отдельные особенности и правовое регулирование договора поставки..26
2.2.Ответственность сторон по договору поставки. Исполнение продавцом обязанности передать товар надлежащего качества.………………….………27
Глава 3. Меры имущественной ответственности……………………..……...32
3.1 Ответственность перевозчиков и грузоотправителей за несохранность грузов…………………..……………………………………………...………….32
3.2 Последствия передачи товара не надлежащего качества в договоре поставки………………………………………………………………………….34
3.3Претензии и иски по перевозкам грузов…………………………………...38
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

Doc1.docx

— 82.20 Кб (Скачать документ)

     При междугородных перевозках,а также  при централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (пристаней) и аэропортов грузополучатель  обязан принять от автотранспортного  предприятия или организации  доставленный ему груз.В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена  договором, грузополучатель принимает  такойгруз на ответственное хранение, о чем указывается в товарно-транспортной накладной.

     Грузополучатель может отказаться от принятия груза  лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые автотранспортное предприятие  или организация несут ответственность, изменилось настолько, что исключается  возможность полного или частичного использования груза по прямому  назначению, о чем составляется акт.

     При невозможности сдать груз грузополучателю  при междугородных перевозках по причинам, не зависящим от автотранспортного  предприятия, грузоотправитель обязан дать автотранспортному предприятию  или организации указание о новом  пункте назначения груза.Если же автотранспортное предприятие не имеет возможности  доставить груз к месту нового назначения, оно может отказаться от этой перевозки, поставив об этом в  известность грузоотправителя. В  этом случае груз возвращается грузоотправителю. Связанные с этим дополнительные расходы (прогон и простой подвижного состава, хранение груза и т.п.) оплачиваются грузоотправителем.12

1.3. Особенности отдельных видов договора перевозки груза.

1.3.1. Железнодорожная перевозка.

     Будучи  естественной монополией, железная дорога остается единственным видом транспорта, состоящим в федеральной государственной  собственности. Железные дороги выступают  в качестве государственных унитарных  предприятий (ст. 2 Закона о федеральном  железнодорожном транспорте). Управление ими осуществляется исполнительными  федеральными органами (прежде всего  Министерством путей сообщения  России) в централизованном порядке, но с использованием рыночных принципов (ст. 11 указанного Закона). Это определяет спецификудоговора перевозки грузов железнодорожнымтранспортом.13

     Договор оформляется накладной, которая  является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с  грузом (отсюда ее название — грузосопроводительный  документ). Юридическое значение накладной  в том, что: а) она является обязательной письменной формой договора, б) доказывает факт заключения договора и воплощает  его содержание; в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков  к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных  в ней сведений. Дорога имеет право, но не обязана проверять достоверность  этих сведений (ст. 39 УЖД).14

     Договор считается заключенным с момента, когда груз сдан к перевозке вместе с накладной. Перевозчик совершает  на накладной соответствующую отметку, а в удостоверение приема груза  к перевозке выдает отправителю  грузовую квитанцию. Последняя имеет  доказательственное значение в отношении  факта заключения договора перевозки  и служит основанием для предъявления требования к железной дороге в случае утраты груза и накладной. К числу  иных перевозочных документов также  относятся дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при  перевозках прямым смешанным сообщением'. Все они являются документами  первичного учета и имеют доказательственное значение.

     Железная  дорога обязана доставить груз в  пункт назначения в установленный  срок, который зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки  и других условий. Различаются перевозки  грузовой и более высокой скоростью (ст. 40 УЖД), а также перевозки пассажирскими  поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке, а если груз был принят к перевозке ранее  намеченного дня погрузки, то с 24 часов дня, в который груз должен быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. При задержке подачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки (ст. 57 УЖД). При различных обстоятельствах действующие сроки могут удлиняться или укорачиваться.15

     Если  в районе станции назначения груза  не окажется получателя, дорога поступает  с грузом по указанию отправителя. При  неполучении от него указаний до истечения  установленного срока хранения груза  последний как невостребованный передастся для реализации в установленном  порядке. Вырученные суммы, за вычетом  причитающихся железной дороге, перечисляются  получателю при оплате им стоимости  груза и отправителю в остальных  случаях.

     1.3.2.Перевозка  на внутреннем водном транспорте.

     Данный  договор имеет стандартную для  традиционного договора перевозки  конструкцию отличаясь только спосабами  оформления договора (накладная и  квитанция о приеме груза).

     Система документов близка к железнодорожным  документам.Различие между ними состоит  в сроках приема. Если груз адресован  в пункт где у парахотства  нет помещений, пригодных для  хранения груза, а грузополучатель  к моменту прибытия не явился, хотя был извищен, груз может быть доставлен параходством за счет грузополучателя в ближайший пункт, где имеются скаладские помещения. При отсутствии такой возможности параходство обязано уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от отправителя указаний, как поступить с грузом.За время ожидания судном выгрузки и приема груза взыскивается штраф за простой судна, а в случае доставки груза в другой пункт взыскиваются расходы по выгрузке , сборы за хранение груза в пункте вынужденной выгрузки.

1.3.3. Морская перевозка.

     Перевозки морским транспортом классифицируются на: а) внутренние перевозки между  портами одного моря (в малом каботаже); б) внутренние перевозки между портами  разных морей (в большом каботаже); в) перевозки в заграничном сообщении. Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и его акватории).

     Морская перевозка традиционно регулируется диспозитивными нормами, а потому договор  приобретает здесь особое значение. Перевозчиком обычно является пароходство (иногда порт). Договор морской перевозки  грузов может быть заключен: а) с  условием предоставления для перевозки  всего судна, его части или  определенных судовых помещений (трюмов) и б) без такого условия. В первом случае заключается договор фрахтования  судна или чартер, в силу которого одна сторона (фрахтовщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату  всю или часть вместимости  одного или нескольких транспортных средств на один или несколько  рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК). Во втором случае договор оформляется коносаментом.

     Чартер  применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов, а коносамент — при небольших по объему перевозках. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузочных

документов, подписывается капитаном судна  и выдается отправителю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает передачу товара. В этом отличие коносамента от накладной: он не просто сопровождает груз, а является товарораспорядительным документом. Коносамент как ценная бумага может быть именным, ордерным и предъявительским. Реквизиты коносамента  делятся на обязательные (они перечислены  в законе) и факультативные, которые  включаются по соглашению сторон. К  числу обязательных ст. 124 КТМ относит  а) наименование судна, если груз принят к перевозке; б) наименование перевозчика; в) место приема или погрузки груза; г) наименование отправителя; д) место назначения груза, а при наличии чартера место назначения или направления судна; е) наименование получателя в именном коносаменте или лица, по приказу которого коносамент выдан (ордерный коносамент), или указание на предъявительский характер коносамента; ж) наименование и характеристика груза; з) размер вознаграждения перевозчика (фрахта) и) время и место выдачи коносамента; к) число экземпляров коносамента и л) подпись капитана. Документ, не содержащий хотя бы одного из названных условии, не считается коносаментом. Коносамент обычно составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика и следует с грузом, а другой выдается отправителю и служит основанием для получения груза, а также платежей по договору с его получателем. По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров коносамента тождественного содержания с отметкой об их количестве. После выдачи груза по одному из них остальные теряют силу.

Заключение  договора морской перевозки тесно  связано с выбором стандартных (базисных) условий договоров купли-продажи, в которых установлены способ и место доставки, распределены обязанности  по уплате провозной платы, страховых  премий, а также распределены риски, связанные с товаром. Они собраны  в специальных международных  правилах толкования торговых терминов (Инкотермс).

     Чартер  - консенсуальная разновидность договора перевозки. Поскольку его заключение не свидетельствует о приеме груза к перевозке и не дает возможности распорядиться им, при чартерных перевозках может быть выписан и коносамент. В этом случае отношения между фрахтовщиком и фрахтователем определяются чартером, а между перевозчиком (фрахтовщиком) и получателем — коносаментом, если в нем нет иной оговорки со ссылкой на чартер.

     От  чартера отличается договор фрахтования  судна на время — тайм-чартер. Он применяется как при перевозках грузов и пассажиров, так и для  достижения иных целей (проведения научных экспедиций, эксплуатации морских богатств, проведения экскурсий и прогулок и др.), о чем прямо указано в ст. 178 КТМ. По своей природе тайм-чартер является договором аренды транспортных средств, который был охарактеризован выше.

     Провозная плата (фрахт) определяется по соглашению сторон договора морской перевозки, а в некоторых случаях —  по тарифу. В тех случаях, когда  допускается перевод платежей на получателя (ст. 154 КТМ), груз выдастся последнему при условии представления им документа о перечислении соответствующих  сумм.16

     Сроки доставки грузов устанавливаются в  нормативном порядке и по соглашению сторон. Если они не определены, перевозчик считается выполнившим свою обязанность  в отношении срока при условии, что после погрузки судно сразу  же вышло в рейс и двигалось  с обычной для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при аналогичных перевозках. Отклонения в пути (девиация) в целях  спасания на море человеческих жизней, судов и грузов, а равно иное разумное отклонение, если оно не вызвано  неправильными действиями перевозчика, не считаются нарушением договора (ст. 150 КТМ).

     По  прибытии груза в порт назначения пароходство (порт) обязано послать  извещение (нотис) получателю не позднее 12 часов следующего дня, хотя бы груз прибыл и ранее истечения срока  доставки. При нарушении этой обязанности  пароходство лишается права на взимание платы за хранение груза в течение  просроченных дней. В случае невозможности  вручить извещение получателю перевозчик извещает об этом отправителя.

Грузополучатель обязан в установленные сроки  принять и вывезти прибывший  в его адрес груз. В случае неявки получателя или его отказа от принятия груза последний сдается капитаном  судна для хранения на склад или  в иное надежное место и (за исключением  скоропортящихся грузов) хранится в  течение двух месяцев со дня прихода  судна в порт выгрузки. При неуплате отправителем всех причитающихся перевозчику сумм по данной перевозке груз реализуется в установленном порядке (ст. 157 КТМ). 

     КТМ, в изъятие из общего правила о  недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора, перечисляет  условия, при которых договор  перевозки может быть расторгнут одной стороной с уплатой или  даже без уплаты вознаграждения другой стороне (ст. 143—145 КТМ). При определенных обстоятельствах договор перевозки  вообще прекращается без отказа сторон и без обязанности выплаты  вознаграж¬дения друг другу (ст. 147 КТМ).

     1.3.4. Воздушная перевозка.

     Воздушный кодекс разграничивает воздушную внутреннюю перевозку, когда все пункты посадок  расположены на территории России, и воздушную международную перевозку, при которой хотя бы один из пунктов  посадки находится на территории другого государства (ст. 101 ВК). Кроме  того, выделяются местные, прямые и  воздушные транзитные перевозки.

     В законодательстве о воздушной перевозке  выделяются фигуры авиационных предприятий, эксплуатантов и перевозчиков (ст. 61, 100 ВК). Авиационное предприятие  — это юридическое лицо, которое  может осуществлять любые виды деятельности, связанные с воздушной пере¬возкой  или выполнением авиационных  работ на основании лицензии. Эксплуатант  - физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иной законный титул (договор аренды и пр.) на воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант должен обладать особым сертификатом для совершения полетов. Наконец, перевозчик — это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на основании соответствующих договоров.17

     Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной, которая составляется отправителем. Он отвечает за правильность и полноту  сведений, представленных перевозчику  в накладной. Наряду с обычной  воздушной перевозкой активно используется также договор воздушного чартера, при котором фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно или несколько воздушных судов (их частей) для воздушной перевозки груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов (ст. 104 ВК). Природа такого договора аналогична морскому чартеру и определяется ст. 787 ГК.

Информация о работе Правовые средства обеспечения сохранности груза в договорах поставки и перевозки